Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 27 октября 2005 г. N КА-А40/10601-05
(извлечение)
Решением от 27.05.2005 по делу N А40-6746/05-116-79 отказано в удовлетворении заявления ФГУП Концерн Росэнергоатом о признании недействительным решения МР ИФНС РФ по КН N 4 от 26.11.2004 N 62 о доначислении НДС в сумме 977.361 руб.
Постановлением от 29.07.2005 решение суда отменено. Решение налогового органа от 26.11.2004 N 62 признано незаконным, поскольку ст. 27 Федерального Закона N 118-ФЗ от 05.08.2000 предусматривает льготный порядок налогообложения НДС по всем видам услуг связанных, в том числе с техническим обслуживанием жилых помещений сданных внаем и что квартплата включает в себя содержание жилых помещений и их текущий ремонт.
Законность и обоснованность постановления суда проверяется в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просит постановление суда отменить, решение суда от 27.05.2005 оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение ст. 27 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения постановление апелляционного суда, а кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку доводы жалобы не основаны на правильном толковании ст. 27 Федерального Закона N 118-ФЗ от 05.08.2000.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Апелляционный суд полно и всесторонне исследовал юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам сторон, правильно применил ст. 27 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ и принял законное и обоснованное постановление.
Как следует из материалов дела, правильно установлено судами заявитель предоставлял сотрудникам станций в пользование жилые помещения, на основании заключенных с ними договоров найма, договоров обслуживания жилого помещения, в соответствии с которыми осуществлял обслуживание и текущий ремонт жилого фонда (т. 2 л.д. 1-59). В связи с чем в сумму заявленной льготы заявитель включил суммы от реализации услуг по содержанию и ремонту квартир, техническому обслуживанию, утилизации отходов, содержанию лифтового хозяйства, что подтверждается справками к камеральной проверке по НДС за август 2003 года, предоставленными филиалами заявителя "Смоленская атомная станция", "Калининская атомная станция", "Курская атомная станция".
По результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС за август 2003 года, с учетом возражений по акту проверки документов представленных налогоплательщиком, налоговый орган 26.11.2004 г. вынес решение N 62, которым предложено уплатить сумму неуплаченного НДС в срок указанный в требовании, а также внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
В качестве нарушения, выявленного в ходе камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации за 2003 год, налоговый орган указал п.п. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Между тем, согласно статье 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" (в редакции, введенной в действие с 28.04.2001 Федеральным законом от 24.03.2001 N 33-ФЗ) подпункт 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ вводится в действие только с 1 января 2004 года.
До 1 января 2004 года освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
Ст. 27 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ, как и п.п. 10 п. 2 статьи 149 НК РФ освобождая от налогообложения услуги по представлению в пользование жилых помещений, не раскрывают понятие "услуги по предоставлению в пользование жилых помещений".
Вместе с тем, в соответствии ст.ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного других отраслей законодательства, используемые в НК Российской Федерации, применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства.
Главой 35 Гражданского кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование физическим лицам на основании договора найма.
В соответствии со ст. 671 ГК РФ по договору найма - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо - обязуется предоставить другой стороне жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
В соответствии со ст.ст. 50, 55, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. За пользование жилыми помещениями вносится (перечисляется) квартирная плата, помимо нее взимается плата за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая, тепловая энергия и другие услуги).
Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за пользование жилым помещением (квартирной платы) в домах государственного и общественного жилищного фонда устанавливается Советом Министров СССР. (В настоящее время порядок расчета размера квартирной платы устанавливается Правительством РФ.)
Таким образом, законодатель определяет понятия "плата за пользование жилым помещением" и "квартирная плата" как тождественные.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" под договором найма понимается соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение, как правило, в виде отдельной квартиры, а наниматель обязуется использовать это жилое помещение по назначению, своевременно вносить плату за пользование им и за коммунальные услуги.
Наймодатель, на основании ст. 141 ЖК РСФСР (действовавшего в проверяемом периоде) обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.
Согласно ст. 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" оплата жилья и коммунальных услуг по договору найма устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.99 г. "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" утверждена структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, которая включает плату: за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, за капитальный ремонт жилищного фонда, за наем жилья (для нанимателей жилья).
Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду независимо от формы собственности, оплачивают коммунальные услуги.
То есть, в состав квартирной платы согласно указанному постановлению Правительства Российской Федерации входит плата за содержание, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда, наем жилья.
Аналогичной позиции по данному вопросу придерживается Президиум ВАС в Постановлении от 06.04.2004 N 16419/03.
Пунктом 4 Постановления Правительства от 02.08.1999 N 887 установлено, что сбор платы за жилье и коммунальные услуги производится собственником домовладения или уполномоченной им организацией через расчетно-кассовые центры.
Таким образом, во исполнение Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", Правительством РФ установлено, что плата за проживание имеет две составляющие величины - коммунальные платежи и плату за услуги по предоставлению в пользование жилого помещения, включающую плату за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, плату за услуги по содержанию дома и придомовой территории в пригодном для проживания нанимателей состоянии.
Статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики предусмотрено, что оплата жилья осуществляется в порядке и на условиях, устанавливаемых Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. В соответствии с данными нормами органами местного самоуправления городов, на территории которых расположены указанные дома, утверждены тарифы на жилищно-коммунальные услуги, исходя из которых рассчитывается квартирная плата, подлежащая уплате нанимателем жилья. Актами органов местного самоуправления установлены тарифы по оплате содержания и текущего ремонта жилья без учета НДС. Следовательно, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления не устанавливают новые налоги и сборы, льготы по ним, а лишь определяют размер того или иного тарифа.
Необходимо отметить, что не включение Концерном "Росэнергоатом" в налогооблагаемую базу по НДС за август 2003 г. суммы выручки полученной от реализации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений основано на положении ст. 27 Федерального закона N 118 - ФЗ от 05.08.2000.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2005 по делу N А40-6746/05-116-79 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу МР ИФНС РФ N 4 по КН - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 октября 2005 г. N КА-А40/10601-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании