Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 января 2004 г. N КГ-А40/10638-03
(извлечение)
Некоммерческое партнерство "Группа компаний "Камела" (НП "ПС "Камела") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Фонду экологизации транспорта "Мосэкотранс" (ФЭТ "Мосэкотранс") о взыскании задолженности в размере 436.400 руб. за выполненную по договору N 1202/8-7/45 работу.
Решением суда от 06.10.2003 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
На принятое решение НП "ПС "Камела" подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об его отмене и направлении дела на новое рас смотрение в суд первой инстанции по тем основаниям, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, и судом неправильно применены нормы материального права.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик возражает против доводов заявителя, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения.
В заседании суда кассационной инстанции представители сторон дали пояснения, аналогичные изложенным в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив до воды кассационной жалобы, проверив законность принятого решения в по рядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции находит решение суда от 06.10.2003 подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) заключен договор N 1202/8-7/45 от 10.04.2000 на выполнение исследовательских работ по разработке и обоснованию исходных требований к проектам законов, регулирующих отношения по утилизации автотранспортных средств, в установленные договором сроки и порядке для реализации мероприятий, направленных на снижение вредного влияния автотранспорта на экологическую обстановку в г. Москве в соответствии и во исполнение Постановления Правительства г. Москвы от 28.12.99 N 1202 "О перечне затрат, связанных с улучшением экологической обстановки в г. Москве" и постановления Правительства г. Москвы от 07.12.99 N 1125 "О создании общегородской системы сбора и переработки автотранспортных средств, подлежащих утилизации".
Согласно п. 1.4 срок сдачи работы по договору - май 2000 года.
Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что финансирование работ осуществляется из поступающих от предприятий-инвесторов заказчику средств, образующихся в результате действия Закона города Москвы "О ставках и льготах по налогу на прибыль" от 22.12.99 N 39, предусматривающего уменьшение суммы налога на прибыль, зачисляемого в городской бюджет, на величину фактически произведенных затрат, связанных с улучшением экологической обстановки в городе.
Предъявляя иск, истец ссылается на надлежащее исполнение им обязательств по выполнению работ по этапам 2 и 3 календарного плана договора, необоснованный и немотивированный отказ ответчика от приемки работ и их оплаты.
Возражая против иска, ответчик сослался на нарушение истцом сроков выполнения работ, предусмотренных договором. В этой связи ответчик заявил об утрате интереса к дальнейшему выполнению работ по договору в целом, так как их финансирование, осуществлявшееся в рамках действия постановления Правительства Москвы от 28.12.99 N 1202, после 01.04.2001 не представлялось возможным.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что срок выполнения работ, согласованный сторонами с договоре, связан со сроками, в рамках которых Фонд в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 28.12.99 N 1202 вправе был осуществлять финансирование указанных в Приложении N 2 к договору работ. Поскольку истец направил отчеты о выполненных работах 10.09.02, с пропуском срока, установленного договором (май 2000 года), к моменту получения отчетов обязательства ответчика по финансированию работ прекратились, так как действие лимитов денежных средств, предназначенных на финансирование порученных истцу работ, согласно Постановлению Правительства Москвы от 28.12.99 N 1202 было ограничено 2000 годом.
Отказывая в иске, суд сослался также на ч. 1 ст. 417 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделав вывод о том, что обязательства Фонда по оплате выполненных работ прекратились ввиду невозможности их исполнения с 01.04.2001 в связи с принятием Закона г. Москвы от 29.11.2000 N 35 "О ставках и льготах по налогу на прибыль".
Суд кассационной инстанции считает, что выводы арбитражного суда не могут быть признаны соответствующими закону, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
В соответствии со ст. 774 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик по договору на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ обязан принять результаты выполненных работ и оплатить их.
Материалами дела установлено направление истцом ответчику результатов выполненных работ по этапу 2 и 3 календарного плана 03.08.2001 и повторно 10.09.2002.
Факт получения отчетов и результатов работ ответчиком не отрицается.
Отказываясь от оплаты, ответчик ссылается на то, что исполнение утратило для него интерес.
В соответствии с ч. 2 ст. 405 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае утраты интереса для кредитора исполнения, он может отказаться от исполнения и требовать возмещения убытков. Между тем, материалами дела не установлено, что ответчик отказался от исполнения договора в связи с нарушением истцом сроков выполнения работ.
Мотивированный отказ от приемки работ, предусмотренный п. 3.6 договора, исполнителю не направлялся.
Отсутствуют и доказательства возврата истцу результатов выполненных работ.
При таких обстоятельствах суду при разрешении спора следовало выяснить, имеют ли результаты выполненных работ потребительскую ценность и могли ли быть использованы ответчиком.
Довод ответчика о невозможности использования результатов работ в 2001-2002 годах при подготовке законов г. Москвы, указанных в п.п. 1, 2, 3 календарного плана, являющегося приложением N 3 к договору в виду просрочки исполнения, не подтвержден соответствующими доказательствами.
Вывод суда о прекращении обязательств ответчика по финансированию работ в связи с невозможностью их исполнения с 01.04.2001 сделан судом без учета положений ч. 2 ст. 10 Закона г. Москвы N 39 от 22.12.99 "О ставках и льготах по налогу на прибыль", а также п. 1 Постановления Московской городской Думы от 11.07.2001 N 115 "О целевой программе по улучшению экономической обстановки в городе Москве на 2001 год".
Делая вывод о прекращении обязательств ответчика по оплате выполненных работ, суд не дал оценки доводам истца о том, что средства, поступившие от предприятий-инвесторов в 2000 году для финансирования целевой программы, в рамках реализации которой и был заключен договор N 1202/8-7/45, не могли быть израсходованы на другие цели, а должны были быть аккумулированы (зарезервированы) Фондом до окончания расчетов в соответствии с п. 7.3 договора.
При таких обстоятельствах и с учетом изложенного, суд кассационной инстанции находит принятые по делу решение подлежащим отмене на основании ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело - подлежащим направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать обстоятельства дела, дать надлежащую оценку представленным доказательствам и с учетом установленного разрешить спор.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд постановил:
решение от 06.10.2003 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-21559/03-68-231 - отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 января 2004 г. N КГ-А40/10638-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании