"Больше всего российский бизнес страдает от налоговых проверок"
(интервью с С.Р. Борисовым, Президентом Общероссийской общественной
организации малого и среднего предпринимательства "Опора России")
- Сергей Ренатович, российские предприятия несут очень большие расходы на решение проблем, связанных с неправомерными требованиями госслужащих, особенно при проведении налоговых и других проверок. Что можно сделать, чтобы пресечь произвол чиновников, исходя из наших, российских, реалий?
- У нас весьма неплохие законы. Например, в Уголовном кодексе есть статья 169, которая подразумевает наказание за воспрепятствование предпринимательской деятельности. Примеров подобного воспрепятствования масса - они в огромном количестве поступают в наше Бюро по соблюдению прав предпринимателей. Однако, этот закон пока что не работает.
98% жалоб, которые мы получаем, - это жалобы на чиновников низшего звена. Это не высокие чиновники в кабинетах министерств, мэриях, администрациях губернаторов, нет, это самое низшее звено. Кроме того, эти же данные получаются в ходе регулярно проводимого нами мониторинга соблюдения прав предпринимателей в рамках нашего исследования "Рейтинговая карта нарушений прав предпринимателей", охватившего 48 регионов страны. Исследования "Опоры России" отличаются от какого-нибудь исследования научного института тем, что мы практики. Мы больше отталкиваемся от опыта каждого из нас.
- Какая методика применялась в ходе работы над составлением рейтинговой карты?
- Региональные отделения опрашивали конкретных предпринимателей. Методика нашей работы немного отличается от методики других подобных исследований. К примеру, похожее исследование недавно проводилось в Москве, силами столичного Департамента поддержки малого бизнеса, и итоговые цифры оказались меньше выведенных нами в рейтинговой карте примерно в два раза.
- А какие данные получили Вы?
- По нашим данным, на преодоление административных барьеров предпринимателем, в пересчете на одного работника предприятия, в среднем тратится 10 тысяч рублей. И до 70 часов на одного работника в год. Причем размеры потерь выше в том регионе, где успешнее развивается предпринимательство. В результате предприятие в 20 человек уже должно иметь специалиста по "барьерам". Не говоря уже о бухгалтере. Кстати, наши коллеги, скажем, в Италии, не знают, что такое сложнейшая бухгалтерская отчетность, не имеют бухгалтера. Малое бухгалтерское предприятие в 10 человек обслуживает до 500 малых фирм.
Все вышеперечисленное, между прочим, является следствием чрезмерно жесткого, перекрестного и многократного дублированного контроля. Причем, иногда он принимает причудливые формы. В регионах - и нам об этом сообщают наши представители - формируются "прейскуранты на услуги" местных чиновников.
Должен отметить, что в рамках Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей, действующего при нашей организации, и силами региональных отделений "Опоры России" мы пытаемся выявить тенденции развития отечественного малого и среднего бизнеса и аккумулировать данные о "проблемных зонах" российского предпринимательства.
- Как появились такие расчеты?
- Это выявило проведенное нами исследование. При этом на 90% административный произвол - дело рук местных структур власти. Вот и получается, что во всем мире малый бизнес боится конкуренции, и только в нашей стране - чиновника. Мы говорим об эффективности, о конкурентоспособности, но откуда им взяться, если мы огромную часть своего потенциала, здоровья, средств, денег, тратим на бюрократию, вместо того, чтобы открывать рабочие места, тратить деньги на образование персонала? Я всегда с удовольствием привожу пример, который озвучил на одной из конференций министр торговли США. На одной из встреч в прошлом году он рассказал о двух американцах, которые одновременно открыли бизнес в Москве и Чикаго. Через год после старта сравнили результаты. В Чикаго оборот оказался в три раза выше, чем в Москве, но у московского оказались в четыре раза больше непроизводительные издержки - финансовые и временные.
Больше всего малый бизнес страдает от налоговых проверок. Налоговый инспектор, приходя к руководителю фирмы, так и говорит: мне "сверху" дали задание собрать с вас дополнительно столько-то тысяч рублей. И я буду сидеть у вас, пока их не достану. Большинство бизнесменов считают, что их права при проведении проверок нарушаются. Но при этом они просто не видят смысла обращаться в суд, потому что знают, что он все равно встанет на сторону чиновников. Почти 70 процентов предпринимателей в России считают, что на сегодняшний день отстоять свои интересы перед властью невозможно. Доверие бизнесменов к российскому суду очень низкое. Отсутствие независимого и квалифицированного суда и неверие людей в то, что через суд можно выиграть дело и отстоять законные интересы, характерно для всех регионов страны.
Еще одна проблема, не позволяющая бизнесу обращаться в суд - наличие теневых оборотов практически на каждом предприятии, малом и крупном. В одних случаях это не позволяет документировано доказать факт ущерба, например, в случаях выявления хищений неучтенного товара или денежных средств, а в других - элементарная боязнь того, что, если обратиться в суд по поводу неправомерных требований того же налогового органа, инспектор, ранее "насчитавший" фирме символический штраф в рамках своего планового задания, вернется и будет уже прицельно "копать" под это предприятие, пока не обнаружит все нарушения. Многие бухгалтеры даже специально оставляют небольшие явные огрехи в налоговом учете с тем, чтобы инспектор удовлетворился "легким уловом" и не сосредоточил внимание на серьезных нестыковках, которые могли бы выявиться, например, при встречных налоговых проверках.
- А причина теневых оборотов в высоких налогах или отсутствии налоговой культуры? Властьпридержащие, например, придерживаются второй точки зрения.
- Тут есть обе составляющие, в какой-то мере. Однако необходимо подчеркнуть, что ощутимый импульс экономическому росту в стране может придать снижение налогов. Такое снижение должно способствовать устранению факторов, ведущих к образованию теневой экономики.
Мнение
Валерий Федоров, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ):
Исследование было проведено Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ". Опрос проводился среди 4350 представителей малого бизнеса, среди которых 70 процентов являлись владельцами малых предприятий и одновременно их управленцами и порядка 30 процентов - наемными менеджерами. Представляли они 80 регионов РФ. В среднем в каждом субъекте Федерации было опрошено порядка 50 человек. А в таких крупных и насыщенных малым бизнесом субъектах как Москва и Санкт-Петербург выборка была существенно больше: в Москве было порядка 350 опрошенных и в Санкт-Петербурге - порядка 150. По результатам исследований было составлено 8 рейтингов по каждому из восьми основных параметров - финансовой устойчивости, доступу к кредитам для малого бизнеса, доступу к арендным площадям и стоимости аренды, уровню коррумпированности местных администраций и другим. Оценивался и региональный фактор. Сегодня (по сравнению данными исследования 2003 года) главный бич предпринимательства - налоговые проверки.
Налоговая служба - это дубина, которая постоянно висит над малым бизнесом. Раньше в такой роли выступала милиция. Сегодня МВД, которое было главным бичом и угрозой малых предпринимателей некоторое время назад, отодвинулось на второй план. Главная причина этого в том, что российская налоговая инспекция работает по принципу плановых заданий. То есть каждая налоговая инспекция имеет план по доначислению налогов. Соответственно, налоговый инспектор в течение месяца обязан какую-то долю средств принести в казну. И, как заявляют малые предприниматели, их "шерстят" до тех пор, пока инспектор не наберет в казну сумму, которую ему назначили в плане. В этой связи многие предприниматели идут на хитрость. Во время сдачи налоговой отчетности они специально в ней оставляют какие-то шероховатости, за которые можно уцепиться, однако при этом штраф или доначисляемые налоги не носят какой-то значительной суммы. Это своего рода мелкая подачка налоговому инспектору, которая делается специально с расчетом, что если инспектору поставили задачу что-то найти, то он не отцепится, пока это что-то не найдет. То есть инспектор шероховатость замечает, предприниматель уплачивает штраф или небольшое доначисление налогов, и таким образом сдает налоговую отчетность. Подобный метод борьбы с плановыми заданиями налоговой инспекции в регионах изобрели малые предприниматели.
"Налоговый учет для бухгалтера", N 6, июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru