Финансовая разведка: полномочия и методы работы
Знать наперед намерения противника -
это, по сути, действовать как Бог!
Китайский мудрец Сунь Цзы
В последние годы проблема противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, стала одной из приоритетных задач внутренней политики российского государства, а также предметом интенсификации международного сотрудничества. Это обусловлено сложившейся в стране ситуацией, когда Правительство контролирует лишь часть платежных средств, реально функционирующих в экономике, оставляя большую часть под контролем теневых структур.
Ориентация на активизацию борьбы с отмыванием преступных доходов стало основанием для принятия России в Международную группу по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF), а с августа 2003 года на ее территории создан и функционирует уполномоченный орган, который в настоящее время называется - Федеральная служба по финансовому мониторингу*(1) (именуемая еще финансовой разведкой). Функции новой структуры по принятию нормативно-правовых актов в указанной сфере деятельности переданы Министерству финансов РФ.
Основные задачи Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) вытекают из Указа Президента РФ*(2) и состоят в сборе, обработке и анализе информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом; создании единой информационной системы и ведении федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; направлении соответствующей информации в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Мнение
По словам Сергея Осипова, заместителя главы Федеральной службы по финансовому мониторингу, аудиторы не обязаны сообщать информацию о подозрительных операциях клиентов, которые могут иметь отношение к отмыванию денег и финансированию терроризма. Об он сообщил рамках прошедшего в четверг заседания совета по аудиторской деятельности при Минфине РФ.
Напомним, такую информацию должны предоставлять компании, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению клиентов следующие операции с денежными средствами: сделки с недвижимым имуществом, оказывают бухгалтерские услуги, управляют денежными средствами, банковскими счетами, привлекают денежные средства, занимаются созданием организаций.
Подобная деятельность, по словам Осипова, совершенно не типична для аудиторов, поэтому Росфинмониторинг не намерен включать их в список организаций, которые обязаны предоставлять информацию о подозрительных операциях клиентов.
Отметим, что ФСФМ, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изм. от 25.06., 30.10.2002 г., 28.07.2004 г.), осуществляет сбор экономической информации с целью контроля:
- операций с денежными средствами или иным имуществом, если они равны или превышают 600 000 руб. либо ее эквивалент в иностранной валюте;
- сделок с недвижимым имуществом, которые равны или превышают 3 000 000 рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.
- операций с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в соответствии с настоящим Федеральным законом сведения об участии их в экстремистской деятельности.
В настоящее время финансовая разведка является координирующей структурой в процессе борьбы государства с отмыванием грязных денег. Ее задачей является сделать российский бизнес более прозрачным, вывести его основную часть из тени.
Вместе с тем финансовая разведка, как и любая разведка, располагает определенным арсеналом специальных средств и методов по получению необходимой экономической информации и осуществляет целенаправленную оперативно-розыскную деятельность. Однако Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", закрепляющий в ст. 13 субъектов этой деятельности, в числе которых: органы внутренних дел, ФСБ, Служба внешней разведки РФ, оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны, вовсе не упоминает такое подразделение, как финансовая разведка. Соответственно, данная служба не располагает законодательной базой по проведению всего комплекса оперативно-оазыскных мероприятий (ст. 6 ФЗ "Об ОРД") и не правомочна привлекать граждан к конфиденциальному содействию (ст. 17 ФЗ "Об ОРД"). Данное обстоятельство предопределяет еще больший интерес к методам работы финансовой разведки.
Приоткрыть занавес над методами работы ФСФМ (или финансовой разведки) позволяют слова ее председателя В.А. Зубкова, который назвал ее аналитическим и чисто гражданским органом, занимающимся сбором, анализом и обработкой информации, имеющей отношение к движению определенных средств и некоторым видам операций, указанных в ст. 6 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ*(3).
Финансовый мониторинг включает в себя наблюдение за состоянием финансовых потоков, их контроль, прогноз экономической ситуации с целью защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Поэтому данный орган весьма активно использует такой способ получения информации, как аналитическая разведка, т.е. систему приемов и средств по целенаправленному сбору, систематизации добытых из различных источников данных и их комплексному анализу для последующего использования.
Под различными источниками, которые подлежат обработке финансовой разведкой, следует понимать:
- сообщения от граждан и должностных лиц;
- сведения, поступившие от других служб финансового и внутреннего контроля, международных групп финансовых разведок;
- заявления (по форме N 1-КПУ), поступившие в данный орган;
- сообщения, публикации в средствах массовой информации;
- материалы информационно-справочного массива финансовой разведки.
Продолжение статьи читайте в следующем номере журнала. В частности, будет рассказано правилах работы служб внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, об организации ФСФМ работы с информаторами и открытыми источниками, процедуре заведения уголовных дел и привлечения к административной ответственности и др.
Ежедневно в российскую финансовую разведку приходит около 10 тысяч сообщений о подозрительных сделках. В базе данных службы находится более 2,5 млн. сообщений о подозрительных сделках в финансовой сфере, из которых более 80% приходится на банковские структуры.
Работа с информаторами
Существует большая категория лиц, обязанных "доносить" в финансовую разведку обо всех подозрительных финансовых операциях, с которыми они сталкиваются в своей профессиональной деятельности.
Так, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере юридических или бухгалтерских услуг, при наличии оснований полагать, что сделки или финансовые услуги осуществляются в целях легализации доходов или финансирования терроризма, обязаны уведомлять об этом финансовую разведку (ч. 1 ст. 7 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ). Данное правило распространяется на аудиторов, бухгалтеров, адвокатов, нотариусов, работников фирм по оказанию юридических услуг, которые от имени или по поручению своего клиента осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом (недвижимость, управление ценными бумагами, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, управление сторонней фирмой и др.).
Подобное законодательное требование во многом объясняется тем, что легализаторы преступных доходов, ранее действовавшие на свой страх и риск, теперь все чаще стараются использовать помощь профессиональных юристов и экономистов по правовым и финансовым вопросам.
Кроме того, обязанность сообщать финансовой разведке о любой сделке с недвижимостью на сумму более 3 млн. рублей возложена на организации, оказывающие услуги при осуществлении купли-продажи недвижимости, т.е. на риэлторов.
Большой массив информации поступает в финансовую разведку от различных органов, осуществляющих финансовый и внутренний контроль.
Центральный Банк России оказывает содействие ФСФМ в создании единой информационной системы и ведении федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов*(4).
В настоящее время действует соглашение о сотрудничестве ФСФМ с налоговой службой*(5), в соответствии с которым издаются совместные нормативные акты, направляются представители для участия в совместных мероприятиях, осуществляется обмен информацией, а также опытом работы, в том числе путем проведения совместных совещаний, конференций, семинаров.
В целях реализации данного соглашения налоговая служба представляет финансовой разведке в электронном виде следующие сведения:
- единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);
- об организациях, не отчитавшихся перед налоговыми органами либо представивших налоговые декларации, налоговую или бухгалтерскую отчетность, свидетельствующие об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности;
- о задолженностях физических и юридических лиц;
- перечни крупнейших налогоплательщиков.
Предоставление информации и документов осуществляется на основании запросов ФСФМ (за исключением сведений о частной жизни лица).
Запросы в органы финансового контроля и органы государственной власти направляются в письменной форме, оформляются на официальном бланке ФСФМ, адресуются на имя руководителя органа либо на имя руководителя его структурного подразделения*(6).
К числу органов, которые могут располагать сведениями, способными заинтересовать финансовую разведку, относится Счетная палата РФ.
Пример 1
Результаты тематической проверки, проведенной данной организацией в апреле 2003 г. в Республике Мордовия, показали, что 2,6 тыс. организаций и 5,4 тыс. индивидуальных предпринимателей, что составляет 23% от всех состоящих на налоговом учете, не предоставляли отчетность о своей деятельности или сдавали "нулевые балансы".
В настоящее время планируется вступление российской финансовой разведки в специальную международную группу подразделений финансовых разведок "Эгмонт", которая включает 60 стран мира. В связи с чем в перспективе возможно взаимодействие и обмен информацией с американской финансовой разведкой (FinCTN), французской финансовой разведкой (TRACFin) и др.
Все организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом юридических и физических лиц, обязаны осуществлять процедуру внутреннего контроля (ч. 2 ст. 7 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ) и иметь соответствующие службы внутреннего контроля. Правила внутреннего контроля должны быть согласованы с Банком России и составлены в соответствии с рекомендациями финансовой разведки (приказ ЦБ РФ от 11.08.2003 N 104).
Внутренний контроль осуществляется путем документального фиксирования необходимой информации, при условии сохранения ее конфиденциального характера, и содержит аналитическую информацию, имеющую существенное значение для деятельности финансовой разведки.
Основанием документального фиксирования информации являются:
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами данной организации;
- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля*(7).
В случаях, если в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, отсутствует внутренний контроль и надзорные органы, то ее руководитель обязан оформлять в произвольной форме заявление и карту N 1-КПУ *(8) для постановки на учет*(9) (см. примеры 2 и 3).В карте подпись директора и подлинность оттиска печати заверяются нотариально.
Пример 2
Общество с ограниченной ответственностью
"Бизнес-Континенталь"
Заявление
Прошу поставить на учет в ФСФМ руководимую мною организацию ООО "Бизнес-Континенталь" в связи осуществлением ею регулярных операций с денежными средствами на сумму свыше 600 тыс. рублей и отсутствием в сфере нашей деятельности надзорных органов.
Приложение - карта постановки на учет по форме 1-КПУ.
Генеральный директор Е.Н. Дубов
Пример 3
Вид карточки (1 - первичная, 2 - измененная) | ||||||
1. Наименование организации "Бизнес-Континенталь" 1.1. Полное наименование общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Континенталь" |
||||||
1.2. Краткое наименование ООО "Бизнес-Континенталь" | ||||||
2. Адрес (местонахождения юридического лица) (индекс, регион, населенный пункт, улица, дом и т.д.) 132000, ЦФО г. Москва, ул. Набережная, дом 1 |
||||||
3. Адрес (место фактической деятельности) (индекс, регион, населенный пункт, улица, дом и т.д.) 132000, ЦФО г. Москва, ул. Набережная, дом 1 |
||||||
4. ИНН 892123654 | 5. КПП 4325656 | 6. ОКПО 5645436 | ||||
7. Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 123567 | ||||||
8. Дата внесения записи о гос. регистрации 01.03.2004 г. | ||||||
9. Наименование регистрирующего органа Налоговая инспекция ЦАО г. Мос- квы |
||||||
10. Регистрационный номер (для юр. лиц, зарегистрированных до 01.07.2002) |
||||||
11. Дата регистрации | ||||||
12. Наименование органа, зарегистрировавшего юр. лицо до 01.07.2002 |
||||||
1 3. Основной вид деятельности | ||||||
14. Справочная информация организация осуществляет предоставление и получение имущества по договору аренды (лизинга) и займов юридическим лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность в Центральном и Севе- ро-Кавказском ФО. В год до 30 операций, подлежащие обязательному конт- ролю в соответствии со ст. 6 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ |
||||||
15. Руководитель организации Дубов Е.Н. Должность генеральный директор |
||||||
Фамилия Дубов | Имя Евгений | |||||
Отчество Николаевич | Образец подписи | |||||
Дата рождения 12.03.60 | Место рождения г. Москва | |||||
Документ, удостоверяющий личность: паспорт Вид документа (паспорт СССР, паспорт РФ, загранпаспорт и т.д.) |
||||||
Серия 7001 | Номер 603123 | |||||
Когда выдан 25.12.2001 | Кем выдан УВД ЮЗО г. Москвы | |||||
16. Должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля /----------------------------- Должность коммерческий директор |Телефон 2324215 |
||||||
Фамилия Филимонов | Имя Олег | |||||
Отчество Николаевич | Образец подписи | |||||
Дата рождения 29.05.67 | Место рождения г. Владимир | |||||
Документ, удостоверяющий личность паспорт Вид документа (паспорт СССР, паспорт РФ, загранпаспорт и т.д.) |
||||||
Серия 4001 | Номер 300312 | |||||
Когда выдан 12.10.2002 | Кем выдан УВД ЦО г. Москвы | |||||
17. Предпочтительный способ связи с КФМ России /----\ /--\ /--\ | Х |Интернет | |Модем | |Почтовая доставка \----/ \--/ \--/ |
||||||
Телефон (код города, телефон) (8-095) 2324222 | ||||||
Телефакс | ||||||
Адрес электронной почты Biz@K.ru | ||||||
18. Образец оттиска печати, используемой для заверения информационных сообщений М.П. |
||||||
Должность Генеральный директор ООО "Бизнес-Континенталь" -------------------------------------------------------------- Фамилия, И.О. Дубов Е.Н. ---------------------------------------------------------- (подпись) |
Сам себе нарушитель и информатор
Нужную информацию могут содержать материалы, имеющие непосредственное отношение к деятельности объекта разведки. Среди них: отчеты фирм по операциям с наличными деньгами и ценными бумагами, аналитические доклады консультантов, отчеты коммерческих агентов, обзоры рыночной конъюнктуры, рекламная продукция и др.
Настоящий разведчик умеет читать бухгалтерский баланс!
Широкие возможности для получения информации дает Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ст. 16), где предусмотрено опубликование в газетах и журналах, доступных пользователям, бухгалтерской отчетности.
При этом обнародуется необходимая информация о балансе, прибылях, убытках, аудиторских заключениях и др.
В то же время информация о размерах собственного капитала и активов банков по результатам деятельности за год публикуется в журнале "Профиль".
Список коммерческих банков, заканчивающих год с большим убытком, отражается в информации Бизнес-ТАСС.
Разведчики читают прессу между строк
К числу сведений, обладающих наибольшей информативностью, доступностью и разнообразием, относятся материалы средств массовой информации (печати, радио, телевидения). Любая разведка, использующая аналитические методы работы, уделяет пристальное внимание публикациям и сообщениям по экономическим вопросам, а также самим журналистам, как потенциальным носителям гласной и значимой информации.
Это находит яркое подтверждение в работах французского исследователя методов современного экономического шпионажа Мориса Денюзера, который отмечает, что 95% информации можно получить путем обработки специализированных журналов и научных трудов, отчетов крупных компаний, внутренних изданий предприятий, патентов, проспектов и брошюр, раздаваемых на ярмарках и выставках.
Все сведения, содержащиеся в средствах массовой информации (СМИ), как правило, при анализе делятся на три группы:
1) материалы, основанные на личных источниках журналистов, содержащие сведения о криминогенности отдельных финансовых операций, экономическом состоянии отдельных предприятий;
2) материалы, основанные на критических выступлениях в печати должностных лиц, руководителей различного уровня, представителей властных структур по вопросам различных нарушений правовых норм при осуществлении финансовых операций, незаконной конкуренции, монополизированию рынков сбыта и др.;
3) материалы бухгалтерской отчетности, опубликованные в различных информационных изданиях.
Многие журналисты получают необходимую информацию из так называемых "заслуживающих доверия источников", т.е. сохраняют конфиденциальность информации и источник ее получения (п. 4 ст. 49 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-I "О средствах массовой информации"), имеют свои неофициальные контакты с представителями влиятельных финансовых кругов.
В распространяемых ими сведениях могут содержаться данные о размерах процентной ставки, условиях вкладов и выплаты дивидендов др.
Кроме того, аналитиками разведки учитывается, что в печати нередко публикуется информация, ставшая результатом жесткой конкуренции между различными фирмами и предприятиями. При этом используются разнообразные приемы получения и утечки сведений о финансовом состоянии объектов, данные, составляющие коммерческую тайну, сопровождающиеся фотоснимками бухгалтерских и учредительных документов.
Вместе с тем, в процессе "журналистского расследования" представители СМИ могут даже получить не только важную информацию об экономическом состоянии фирмы, но и выявить признаки преступления, изложить возможные версии.
В результате руководители крупных компаний-нарушителей чаще всего "попадаются" при проверках отнюдь не на нюансах оформления документов, тем более, что в крупных компаниях за документооборотом хорошо следят, а когда публикуют объявления, дают интервью или выступают публично. Тут-то и случаются всевозможные "оговорочки по Фрейду", которые ФСФМ и берет на заметку.
Как не утонуть в доносах
Весь массив информации, полученный финансовой разведкой из перечисленных источников, подвергается комплексной компьютерной обработке.
За два года работы данной организацией собраны сведения о 1,6 млн. операциях на общую сумму 14,5 триллиона рублей. Вначале вся собранная информация анализируется по 25 критериям, а затем представляющие интерес сведения передаются финансовым аналитикам.
Анализ информации специалистом включает ее изучение, при этом он, опираясь исключительно на факты, выдвигает предположения, делает прогноз и квалифицированную оценку полученных сведений, которые могут быть изложены в письменном отчете.
Арсенал разведчиков
В финансовой разведке в настоящее время создана Единая информационная сеть приема и накопления всех сведений, которая прошла тестирование и принята ФАПСИ и Гостехкомиссией, имеет сертификацию. Вся аналитическая информация, полученная из различных источников, надежно защищена, поскольку автоматизированные рабочие места (АРМ) имеют свой индивидуальный электронный ключ, функции шифрования и электронной подписи.
Несмотря на то, что финансовая разведка является аналитическим органом, она весьма активно проводит целевые проверки.
Камеральные проверки проводятся на основании документов, представленных в данную структуру.
Выездные проверки проводятся непосредственно в интересующих организациях (лизинговых компаниях, ломбардах, казино, букмекерских конторах) не чаще чем раз в полгода. Основанием данной проверки является приказ уполномоченного лица, с обязательным указанием проверяемого периода, правовых оснований, целей и задач проверки.
По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах.
В случае, если выявленные в процессе проверки причины и условия правонарушения не устранены, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.6 КоАП РФ.
Проверяющими лицами принимается во внимание то, что наиболее распространенными объектами, где легализуются незаконные доходы, являются казино, дискотеки, банки, рестораны, бары, кафе, автозаправочные станции, посреднические фирмы, туристические агентства, оффшорные зоны и др.
Операция "антиоффшор", чтобы никто не догадался...
Легализация незаконных доходов от преступной деятельности осуществляется в основном через оффшорные зоны, весьма активно используются в этих целях подставные фирмы в Австрии, Андорре, Бахрейне, Лихтенштейне, Швейцарии и государствах Персидского залива.
Как правило, в процессе легализации используется трехуровневая схема аккумуляции денежных средств, полученных от незаконной деятельности:
- накопление наличных денежных средств, приобретенных от незаконной предпринимательской деятельности. Чаще всего для этой цели используются структуры, имеющие крупный оборот наличных денег (бары, рестораны, ночные клубы, казино, туристические фирмы и др.);
- аккумуляция приобретенных незаконным путем денежных средств в безналичном виде на счетах российских фиктивных фирм, которые частично используются в незаконной предпринимательской деятельности на территории России. На данном уровне деньги отделяются от источника их происхождения, предпринимаются возможности скрыть преступные источники происхождения денег и их фактических владельцев;
- на третьем уровне денежные средства с включенным НДС аккумулируются на счетах оффшорных компаний в зарубежных банках, поступающих со счетов фиктивных российских фирм, и в дальнейшем используются для замаскированных взаиморасчетов с иностранными производителями, поставщиками товаров, а также для личной наживы.
Пример 4
Администрации Мурманской области было выделено 40 млрд. руб. на закупку медикаментов и медицинской техники.
Сотрудники администрации перечислили денежные средства по договорам на закупку оборудования двум петербургским фирмам, принадлежащим одному лицу.
Владелец фирм, получив деньги, не стал закупать лекарства, а конвертировал их в валюту и перевел в Швецию и Финляндию на счета принадлежащих ему фирм.
Деньги были потрачены им на приобретение дорогостоящих автомобилей, а частично вложены в легальную деятельность принадлежащих ему компаний в Лихтенштейне, Люксембурге и на Виргинских островах. Расследование в настоящее время проводят правоохранительные органы России и Швеции.
Привлечение нарушителей к ответственности
В работе финансовой разведки ключевой задачей является не только выявление признаков легализации доходов, полученных преступным путем, но и достижение конечного результата всех проверочных мероприятий. В связи с чем завершающим этапом ее деятельности является принятие решения о применении к нарушителям уголовно-правовых, гражданско-правовых и административных мер.
FATF требует конфискации "грязных денег"
При этом новые требования "Сорока рекомендаций", опубликованных Международной группой по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF) нацеливают данную структуру на конфискацию "грязных денег". Однако российская судебная практика в настоящее время не имеет примеров конфискации значительных денежных сумм по уголовным делам, связанных с легализацией преступных доходов.
ФСФМ РФ - за уголовное преследование нарушителей
Соответственно, в настоящее время к числу реальных мер, которые реализуются на практике финансовой разведкой, относятся:
1. Передача материалов в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
2. Обращение в органы финансового контроля для применения к подотчетным организациям различных мер воздействия.
3. Приостановление операций с денежными средствами и иным имуществом.
4. Привлечение нарушителей к административной ответственности.
При выявлении финансовыми разведчиками сомнительных денежных операций, свидетельствующих о явных признаках отмывания денег в крупных масштабах, материалы направляются в правоохранительные органы.
Согласно действующему законодательству, сама финансовая разведка не правомочна принимать какие-либо уголовно-процессуальные решения. Она лишь собирает материалы и направляет сообщение различным правоохранительным органам в соответствии с подследственностью.
На основании п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное расследование по ст. 174, 174.1 УК РФ проводится следователями органов внутренних дел РФ.
Закон о противодействии легализации доходов не распространяется на налоговые преступления.
В соответствии с уголовным законодательством, если совершено налоговое преступление (ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ), привлечь к ответственности за легализацию преступно нажитых доходов нельзя (ст. 174 УК РФ).
Сказ про то, как финансовая разведка вызвала
банковский кризис 2004 года
Финансовая разведка осуществляет активное взаимодействие с Центральным банком РФ, которое заключается не только в обмене информацией, но и в принятии мер в отношении кредитных организаций, допустивших нарушение законодательства. Учитывая общеправовые принципы, ЦБ РФ, в соответствии со ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", применяет к подконтрольным кредитным организациям меры принуждения в случаях нарушения ими федеральных законов, непредставления необходимой информации, предоставление неполной или недостоверной информации (письмо ЦБ РФ от 11.08.2003 N 117-Т).
Ответственность за нарушения вытекает из ст. 13 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ и предусматривает отзыв (аннулирование) лицензии.
Пример 5
"Содбизнесбанк" не предоставил финансовой разведке информацию о денежных операциях на сумму более 600 тысяч рублей (о подобных сделках информация должна предоставляться на следующий день).
Это явилось основанием обращения финансовой разведки в Центральный банк РФ, который в мае 2004 г. отозвал лицензию у банка, в связи с нарушением ст. 13 Закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ.
Мнение
Анна Каледина, финансовый эксперт
Закон об отмывании уже послужил косвенной причиной банковского кризиса 2004 года.
Во-первых, нарушение этого нормативного акта ЦБ вменил в вину "Содбизнесбанку".
Во-вторых, неосторожное заявление руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу (в простонародье - финансовой разведки) Виктора Зубкова о существовании так называемых "черных списков" вылилось в кризис недоверия на рынке межбанковского кредитования. Что, в свою очередь, привело к тому, что отдельные банки начали сами фабриковать упомянутые списки, вызвав панику среди вкладчиков.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом приостанавливают такие операции на 48 час. И не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию в финансовую разведку только в случаях: зачисления или перевода на счет денежных средств, предоставления или получения кредита (займа), операции с ценными бумагами, в случае если юридическое лицо имеет регистрацию, а физическое лицо - место жительства в государстве (на территории), которое участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. В настоящее время в данном сотрудничестве участвуют почти 60 стран мира. Если 48 часов недостаточно для детальной проверки клиента, то она может быть продлена еще на пять суток. Результатом проверки поступившей информации является постановление о приостановлении соответствующей операции (ч. 10 ст. 7 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ) или блокирование банковского счета.
При отсутствии данного постановления организации продолжают осуществлять финансовые операции. Так, осенью 2004 года финансовыми разведчиками было проведено несколько операций по блокированию банковских счетов людей, которые, по их информации, были связаны с терроризмом. С осени 2003 года финансовая разведка стала активно применять административные меры по результатам проверок различных подконтрольных организаций.
Административное законодательство (п. 82 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) уполномочило должностных лиц ФСФМ составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.
Административная ответственность
Наименование статьи Закона | Санкции |
Ч. 1 ст. 19.4 "Неповиновение закон- ному распоряжению должностноного лица органа, осуществляющего госу- дарственный контроль |
В отношении: граждан - предупреждение или штраф в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ. |
Ч. 1 ст. 19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановле- ния, представления) органа (долж- ностного лица), осуществляющего го- сударственный надзор (контроль)" |
В отношении: граждан - штраф от 3 до 5 МРОТ; должностных лиц - штраф от 5 до 10 МРОТ; юридических лиц - штраф от 50 до 10 МРОТ. |
Ст. 19.6 "Непринятие мер по устра- нению причин и условий, способству- ющих совершению административного правонарушения" |
В отношении: должностных лиц - штраф от 3 до 5 МРОТ. |
Ст. 19.7 "Непредставление сведений (информации) |
В отношении: граждан - штраф от 1 до 3 МРОТ; должностных лиц - штраф от 3 до 5 МРОТ; юридических лиц - штраф от 30 до 50 МРОТ. |
Е.С. Дубоносов,
к.ю.н., доцент, начальник кафедры ТФ МосУ МВД России
"Налоговый учет для бухгалтера", N 6, июнь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314.
*(2) Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Указ Президента РФ от 01.11.2001 N 1263. (с изм. и доп. от 8 апреля, 19 ноября 2003 г, 29 ноября 2004 г.)
*(3) См.: Интернет - конференция Первого заместителя Министра финансов РФ, Председателя Комитета РФ по финансовому мониторингу В.А. Зубкова от 02.04.2002 г.
*(4) Положение ЦБ РФ от 20.12.2002 N 207-п "О порядке предоставления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"
*(5) Соглашение о сотрудничестве Министерства РФ по налогам и сборам и Комитета РФ по финансовому мониторингу от 02.03.2004 N БГ-16-06/66/01-1-15/3
*(6) Положение о форме запросов и перечне должностных лиц, имеющих право направлять запросы в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, утв. приказом Комитета РФ по финансовому мониторингу от 16.10.2002 N 81
*(7) Постановление Правительства РФ от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом"
*(8) Приложение 1 к приказу Комитета РФ по финансовому мониторингу от 31.01.2003 N 9 "Об утверждении формы Карты постановки на учет в КФМ России организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы"
*(9) Положение о постановке на учет в Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утв. постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 N 28
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru