Интернет-интервью с заместителем руководителя
Федерального агентства по туризму Российской Федерации
Н.О. Шенгелия "Государственная политика в области туристической
деятельности: задачи и перспективы"
3 июня 2005 г.
3 июня 2005 года в компании "Гарант" состоялось интернет-интервью заместителя руководителя Федерального агентства по туризму Российской Федерации Шенгелия Натэлы Отаровны.
Тема интервью: "Государственная политика в области туристической деятельности: задачи и перспективы".
Интервью организовано и проведено компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).
В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".
Ведущий интервью - Юрий Чулюков (компания "Гарант").
Ведущий:
Доброе утро, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория.
В последнее время в России часто стали возникать вопросы, касающиеся обеспечения и защиты прав туристов и субъектов туристической деятельности. Все чаще стали возникать непредвиденные ситуации, дающие понять, что участники правоотношений в сфере туризма нуждаются в дополнительной правовой защите и механизмах ее реализации.
Поэтому особенно пристальное внимание привлекают к себе приоритеты государственной политики в области туризма и туристической деятельности, а также задачи, которые ставятся перед Федеральным агентством по туризму в установленной сфере регулирования, в том числе в области внутреннего туризма, качества оказания туристических услуг.
Какие перспективы есть у России в области туристической деятельности? Какие изменения ожидают участников рынка туристических услуг? Как они отразятся на развитии туристической деятельности в Российской Федерации?
На эти и другие актуальные вопросы ответит наша гостья. Здравствуйте, Натэла Отаровна.
Первый вопрос от Ивана из Тульской области: Какая роль возложена государством на Федеральное агентство по туризму?
Шенгелия Н.О.:
Доброе утро. Начну с того, что Федеральное агентство по туризму было образовано в конце ноября прошлого года. Впервые с советских времен в нашей стране появилась самостоятельная структура, руководимая Правительством РФ. И, соответственно, функции, которые возложены на Федеральное агентство по туризму, это функции проведения государственной политики в области туризма, это нормативно-правовое регулирование и это предоставление, оказание государственных услуг, а также управление федеральным имуществом. Вот основные функции.
Ведущий:
Следующий вопрос от Инги из Москвы: Многих раздражают туристические формальности при оформлении виз. Ведется ли какая-нибудь работа по упрощению формальностей, связанных с оформлением документов для туристов?
Шенгелия Н.О.:
Нас тоже раздражают многие туристические формальности. Но тут надо разграничить, какие именно формальности. Вы имеете в виду оформление виз, каких виз? Зарубежных виз или виз в нашу страну? Я думаю, что наших граждан раздражают порядки оформления виз в другие страны. Хочу сказать, что здесь не так уж все и плохо в последнее время. Вы знаете, что сейчас действуют единые правила по странам Шенгенского соглашения, соответственно визы там выдаются в течение двух дней и стоят 35 евро. Здесь ситуация как раз не такая плохая. Единственное, бывают сложности, связанные с выдачей виз перед праздниками. Например, перед Новым годом, перед майскими праздниками или, например, в начале летнего сезона. Но сейчас мы очень плотно работаем с зарубежными представительствами, консульствами зарубежных стран. Соответственно, они выделяют дополнительных сотрудников. Все заинтересованы в нашем рынке, поэтому вопросы решаются легко, у нас сейчас фактически нет никаких проблем. Поэтому если трудности возникали раньше, то сейчас их практически нет. Как вы понимаете, клиенты подают документы в туристские фирмы, а туристские фирмы в консульства. Так вот у нас почти нет жалоб на консульства. Если возникают какие-то единичные проблемы, то мы моментально их решаем. Что касается въездного туризма иностранных туристов в нашу страну, то здесь у иностранных туристов есть очень большие нарекания, и не только у туристов, но и у зарубежных партнеров турфирм. У нас есть несколько крупных компаний, которые работают на въезд в нашу страну. Как вы понимаете, что прежде всего мы заинтересованы в том, чтобы к нам сюда приезжали и чтобы наши люди отдыхали тоже у нас. Соответственно, тут у нас картина совершенно иная. Мы дали сравнительный анализ ситуации с выдачей виз в зарубежные страны и параллельно выдачи виз в нашу страну за рубежом. Разница огромная. Во-первых, она заключается в длительности выдачи таких виз. Во-вторых, в стоимости таких виз. К сожалению, насколько я знаю, стоимость визы дифференцирована только в нашей стране. Россия теперь может быть даже единственная в мире страна, где существует понятие срочности визы. То есть если вы хотите получить визу за два дня, то вы должны заплатить в пять раз больше, чем вы бы заплатили, если бы вам выдали ее в течение двух недель. И, к сожалению, эта практика продолжается. Мы дали соответствующий анализ Председателю Правительства РФ, и он направил поручение нам, МИДу и Минфину дать свои предложения. Мы, соответственно, будем настаивать на том, чтобы было убрано понятие срочности визы, а саму визу выдавали в более короткие сроки и за меньшую стоимость.
Ведущий:
Да, это, наверное, было бы действительно удобно для всех.
Вопрос от Алексея из Саратова: Как бы Вы определили основные цели и задачи развития туризма в России?
Шенгелия Н.О.:
Это достаточно широкий вопрос. И если кратко говорить о цели, то это создание конкурентоспособного рынка. Сейчас на международном рынке существует жесточайшая конкуренция. Страны действуют агрессивно, привлекая к себе туристов рекламой. Поэтому, как вы понимаете, в нашей стране "медом не намазано", хотя у нее ресурсы огромные и большие возможности. У нас существуют недостатки, которые устранимы, но не в один день. Это зависит от общей социально-политической ситуации в нашей стране и экономической ситуации, прежде всего. Положение небезнадежное. Поэтому главное - это создание конкурентоспособного рынка. Что для этого нужно сделать, какие задачи для этого нужно выполнить? Прежде всего, для этого необходимо продвигать наш туристский продукт на внутреннем и международном рынке. Это делается посредством рекламы, информации. Мы сейчас очень активно этим занимаемся. Как вы понимаете, турфирмы рекламируют только свой турпродукт, себя, свои направления. Мы должны создавать имидж нашей страны, рекламировать себя как страну, благоприятную для развития туризма. Такая реклама ведется. Я надеюсь на то, что бюджетные средства на рекламу, на продвижение туризма в следующем году будут увеличены. Сейчас мы даем рекламу, выступая на крупнейших международных выставках, мы даем рекламу в средствах массовой информации за рубежом, в журналах, газетах, мы даем рекламу и здесь у нас. Кстати, здесь недалеко Университетский проспект и улица Коперника. Я совсем недавно видела большой биллборд, на котором написано "Отдыхайте в России" и "Федеральное агентство по туризму". Это одна из тех рекламных акций. Во многих местах в Москве это уже есть, мы постоянно даем информацию о возможностях отдыха у нас в стране. Вторая задача, конечно же, это развитие инфраструктуры, развитие и гостиниц, и других средств размещения. Происходит создание условий для привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры. Потому что это не только гостиницы, это и объекты показа, это и развлечения, это и рестораны, и все остальное. Туризм - это фактически межотраслевой комплекс, поэтому очень многое зависит от развития смежных сфер деятельности. И, соответственно, наша деятельность направлена на создание условий для развития инфраструктуры. Кстати, сейчас наблюдается во многих регионах, особенно на юге России, бум гостиничного строительства. Как вы знаете, у нас сейчас в стране бум ресторанного бизнеса. И, в общем-то, все двигается. Что касается третьей задачи, то сюда я отнесла бы повышение качества услуг. Конечно, качество услуг у нас достаточно низкого уровня, прежде всего качество обслуживания в гостиницах. Самая большая проблема, как всегда, оказывается в кадрах, поэтому подготовка кадров - это тоже чрезвычайно важная вещь, и мы стараемся вместе с Министерством образования и науки, с Федеральным агентством по образованию работать именно в этом направлении. Это очень трудно, потому что сразу добиться нужного уровня сложно.
Ведущий:
Планируется ли создавать новые учебные заведения "туристического" профиля под эгидой Федерального агентства по туризму? Вопрос от Ольги из Москвы.
Шенгелия Н.О.:
У нас и старых-то нет под эгидой, у нас новое агентство, но мы, тем не менее, хотим. Мы сейчас рассматриваем возможности о создании профильного учебного заведения при Федеральном агентстве по туризму. У нас было письмо от директора Института туризма и гостеприимства, это филиал МГУСа, с которым действительно много лет сотрудничает и бизнес, институт, который может стать базовым, потому что он достаточно сильный. Вот сейчас мы проводим переговоры с Министерством образования по поводу передачи этого института в наше ведение. Почему мы это хотим сделать? Мы хотим сделать это потому, что тогда у нас будет базовая школа, с которой будет связан бизнес и которая будет, кстати, иметь связи с другими учебными заведениями как методический координационный учебный центр. Практически нет учебников. Когда появляется что-то типа "Маркетинг туризма" Котлера, то это просто бестселлер, а на самом деле это совсем не самый лучший учебник.
Ведущий:
Планируется ли введение в ближайшее время отраслевых правил аккредитации (аттестации) экскурсоводов и гидов-переводчиков? Вопрос поступил от Аношкина Алексея из Москвы.
Шенгелия Н.О.:
В ближайшие дни не планируется. Эти правила нужно еще разработать. В Москве есть эти правила. Москва аккредитует гидов-переводчиков, как раз Московская ассоциация гидов-переводчиков предлагает нам сейчас свои услуги по разработке таких правил. Я думаю, в следующем году их можно будет своим нормативно-правовым актом утвердить в Правительстве РФ, и тогда они смогут применяться. Это не так просто, хотя в других странах это есть. Вы знаете, аккредитованные гиды-переводчики обязательно должны быть. Это как раз то, что мы отстаиваем при вступлении во Всемирную торговую организацию, чтобы наши гиды-переводчики проводили экскурсии у себя в стране, чтобы не проводили зарубежные экскурсии. Такие правила есть во всех странах, и мы хотим, чтобы у нас было то же самое. Но для этого нужна, конечно, серьезная аккредитация. Да, мы работаем в этом направлении.
Ведущий:
В продолжение предыдущих тем вопрос от Алексея из Москвы: Считаете ли Вы необходимым разработку нового базового закона о туризме?
Шенгелия Н.О.:
Я уже отметила, что, на мой взгляд, сейчас не нужно заниматься новым законом о туризме, так как существуют задачи, требующие более срочного решения. Нам нужно прописывать в законе классификацию, единую государственную классификацию гостиниц и других средств размещения, что тоже есть в других странах, а у нас нет. Нам нужно прописывать в законе финансовые гарантии, нам нужно вводить понятийный аппарат, так сказать, приводить в соответствие с современным уровнем развития туризма, с современными задачами туризма и международными нормами, но это не означает, что нужно создавать новый закон. На создание нового закона требуется много времени, а изменения будут не такие существенные. Нам же нужны срочные изменения, о чем я уже говорила. Поэтому поправки сейчас могут быть внесены, а затем уже можно приступать к разработке нового закона в течение лет трех, не торопясь, продуманно, широко привлекая для этого туристскую общественность и международный опыт. Тогда получится действительно хороший закон.
Ведущий:
Некоторое время назад шел разговор об отмене лицензирования туристических компаний. Как складывается ситуация в настоящее время? Как может отразиться отмена лицензирования на туристическом бизнесе в целом и на деятельности фирм в частности? Вопрос от Нурбекова Алишера из Москвы.
Шенгелия Н.О.:
Действительно, этот вопрос стоит достаточно остро уже несколько лет. Во втором чтении сейчас приняты поправки в Федеральный закон N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", которым лицензирование, в том числе в сфере туризма, отменяется с 1 января 2006 года. Еще будет работа по третьим чтениям, но, тем не менее, если такое произойдет, то это будет серьезной ошибкой. По крайней мере, мы делаем все для того, чтобы этого не произошло по следующим причинам. Первая причина. Почему это происходит? Потому что сейчас идет активная деятельность Правительства РФ, Минэкономразвития, в первую очередь, по снятию лишних административных барьеров на пути малого бизнеса. Но в данном случае лицензирование турфирм вообще не имеет к этому отношения. Турбизнес - я имею в виду не пирамиды, которые строятся некоторыми фирмами, которые затем пропадают, а реальный турбизнес, давно работающий на рынке - категорически против этого. Мы обсуждали этот вопрос последние два года, как только начались мероприятия по административной реформе. Мы выступаем категорически против. Об этом много писали, об этом много говорили, в прошлом году по этому поводу собирались в Торгово-промышленной палате РФ, активно выступали, убеждали Минэкономразвития. Мы тогда были Департаментом туризма Минэкономразвития, нам трудно было выступать против позиции Министерства. Сейчас мы можем делать это открыто. Не может быть такой ситуации, когда туристический бизнес не хочет, чтобы его лишали этих оков, потому что это не оковы, потому что это нормальный цивилизованный подход, это барьер для недобросовестных туристических компаний. Конечно, само по себе лицензирование в том виде, в котором оно сейчас существует, недостаточно эффективно. Хотя, как сказано в Уголовном кодексе, Министерство внутренних дел может возбудить уголовное дело в отношении туристической компании, если она имеет лицензию. То есть получается, если лицензию снимут, значит тогда и уголовное дело нельзя будет возбудить и МВД не сможет этим заняться. Уголовный кодекс трудно изменить, гораздо труднее, чем отменить лицензирование. Сейчас, например, если исчезают фирмы, имеющие лицензию, у нас остаются все ее координаты. Затем через суд, предположим, клиенту возвращаются деньги. Этот механизм существует не только в нашей стране, но и во всех странах. Существует директива ЕС 1994 года, в которой четко прописаны условия для работы туристических компаний - это лицензия и финансовая гарантия. Финансовые гарантии, предположим, будут приняты, а где будет тот порог, то разрешение на деятельность и тот контроль, который будет вестись, кем он будет осуществляться? Финансовые гарантии представляются компании при получении лицензии. Затем, соответственно, федеральная власть отслеживает их состояние. А если, предположим, на следующий день компания заберет свои деньги, кто об этом будет знать? Сейчас Минэкономразвития предлагает все делать через саморегулируемые организации. К сожалению, сегодня туристический бизнес не слишком велик, мало крупных компаний. Поэтому сейчас малые предприятия не объединятся в саморегулируемые организации, бизнес категорически против. Туроператоры считают, что таким образом государство переваливает все на их плечи. Сейчас у нас каждая фирма отвечает только за себя. И нести убытки за кого-то никто не собирается. Может, механизм саморегулируемой организации созреет через 10 лет, все может быть. Но сейчас это невозможно. Это повлечет большие неприятности, а главное - клиенты перестанут верить турфирмам и перестанут туда обращаться. Соответственно, уменьшится поток туристов. Поэтому, на мой взгляд, лицензирование, именно в связи с введением финансовых гарантий, отменять ни в коем случае нельзя.
Ведущий:
Могли бы Вы привести статистику по выездному туризму? Как изменился в этом году туристический поток? Какие направления в этом году являются наиболее приоритетными с точки зрения российского туриста? Вопрос задает Алла Антоновна из Московской области.
Шенгелия Н.О.:
Если говорить о выездном туризме, то туристический поток в целом растет. В первом квартале он практически не изменился, даже несколько уменьшился. Тем не менее, есть страны-лидеры (если говорить о зимнем периоде) - это Австрия, Франция, Италия, это горнолыжные курорты. С другой стороны, это Египет и Арабские Эмираты - зимние пляжные направления. За счет чего уменьшился поток? Например, из-за цунами в Юго-Восточной Азии, куда обычно зимой приезжают туристы, они уже не поехали в январе-феврале. На юго-восточном направлении поток снизился где-то на 80%.
По летнему сезону трудно сказать, но я думаю, что сохранится то же самое направление, что и в прошлом году. В прошлом году была Франция, она идет круглый год из европейских направлений, Египет и Арабские Эмираты уменьшаются на летний сезон из-за жары. Соответственно, сильно растет Турция, потому что затрачивает около 15 млн. долларов только на рекламу по СНГ или даже по России, мне сейчас трудно сказать. Это агрессивная реклама, хорошо бы нам иметь такие средства на рекламу по привлечению туристов или хотя бы по сохранению туристского потока у себя. Если говорить о внутреннем туризме, то внутренний поток тоже сильно растет. В этом году уже очень много мест забронировано на российских курортах, в частности в Краснодарском крае, Подмосковье и окрестностях Санкт-Петербурга. То есть многие люди сейчас остаются у нас, несмотря на высокие цены.
Вопрос:
Скажите, пожалуйста, доля каких инвестиций преобладает в туристическом бизнесе России? Кто сейчас больше всех инвестирует в отечественный туризм? Вопрос от Альберта из Москвы.
Ответ:
Российские инвестиции преобладают. Я вообще хочу отметить, что доля инвестиций в российский туризм за последние пять лет увеличилась в пять раз. За последние два года, если сравнивать с 2003 годом, более чем в два раза. То есть если в 2003-м было 2,3 млрд. рублей инвестиций, то сейчас почти 5 млрд. рублей инвестиций идет в туризм, в развитие инфраструктуры. В основном это отечественные инвестиции и 0,8 проц. - зарубежные. Кстати, интерес инвесторов к развитию гостиничного бизнеса достаточно высок. Я не буду называть крупные промышленные холдинги, которые сейчас имеют планы на создание, предположим, 200 трехзвездных гостиниц по всей стране в крупных индустриальных центрах, в основном для деловых туристов. Есть и другое: на юге России бум малых гостиниц, кстати, не с таким уж и дорогим проживанием. Особенно в этом преуспели Геленджик и Анапа. На северо-западе строятся малые гостиницы, в Санкт-Петербурге существует даже Ассоциация малых гостиниц. Еще три года назад ее не было. То есть налицо гостиничный бум. С другой стороны, к сожалению, имеет место сокращение числа гостиниц туристского класса в Москве и Санкт-Петербурге, что очень плохо. Старые гостиницы сносят, но новые трехзвездные, не строят. Хотя о планах говорят, но, думаю, в ближайшие годы этого не произойдет. Поэтому существуют опасения снижения въездного потока.
Ведущий:
Разрабатываются ли Ростуризмом совместно с другими государственными органами предложения по привлечению инвестиций для обновления основных фондов объектов гостиничного хозяйства, в том числе на основе их акционирования и продажи? Что собой представляет политика в данной области? Вопрос от Нарушиной Оксаны Александровны из Твери.
Шенгелия Н.О.:
Да, разрабатываются. Поскольку мы созданы недавно, сейчас разрабатываются не федеральные, а ведомственные целевые программы. Речь идет о создании приоритетных туристических центров в нашей стране. Например, по Байкалу, Золотому Кольцу и по другим регионам. Из федерального бюджета выделены деньги на создание туристического комплекса на базе исторического центра Тобольска (Тюменская область), исторический город изумительной красоты. Там используются деньги и частные, и средства региона Тюменской области, и средства федеральные. Известный проект "Красная Поляна" - это тоже приоритетный горнолыжный туристский центр. Что может делать государство? Именно за счет ведомственных целевых программ содействовать, таким образом выделяя приоритетные зоны. Например, сейчас у нас есть поручение Правительства о разработке закона о приоритетных туристско-рекреационных зонах. Мы считаем это очень перспективным проектом. Если такой закон будет разработан, то мы получим определенные преимущества для развития туристских рекреационных зон, в том числе налогового характера.
Ведущий:
Считаете ли Вы необходимым совершенствовать систему налогообложения гостиничного хозяйства? Какие шаги предпринимаются в этой сфере? Вопрос от Пронина Александра из Москвы.
Шенгелия Н.О.:
Я считаю, что это необходимо. Это общий вопрос налоговой политики, Налогового кодекса и внесения поправок. Если будет разработан закон "О приоритетных туристско-рекреационных территориях", тогда будут - как предлагалось Минэкономразвития, предположим, на двадцать лет - налоговые льготы по НДС и по ввозимому оборудованию, таможенные льготы, льготы на землю, на аренду земли и т.д. Если такой закон будет принят, мы его поддержим.
Ведущий:
Многие граждане неоднократно страдали от деятельности фирм-однодневок. Делается ли что-нибудь Ростуризмом для прекращения такой порочной практики со стороны недобросовестных предпринимателей? Как отличить недобросовестную фирму, ведь многие из них имеют государственные лицензии? Вопрос от Анастасии Николаевны из Москвы.
Шенгелия Н.О.:
Это корреспондируется с тем, о чем я уже говорила, - с необходимостью установления финансовых гарантий. Если они будут приняты, значит, порочная практика будет прекращена. Да, конечно, это послужит тому, что будет меньше туристских фирм, к сожалению. Но дело в том, что сейчас их очень много - около 9000 туроператоров, а вообще выдано около 20 000 лицензий. В большинстве случаев фирмы берут сразу две лицензии. Действительно, существуют фирмы-однодневки, и не только по выездному туризму, но и по внутреннему. У нас было очень много жалоб. Но если будут введены финансовые гарантии, то они должны быть дифференцированы. Для тех, кто работает по выездному туризму, - это большие деньги. Для тех, кто работает по внутреннему, - это, несомненно, должны быть гораздо меньшие деньги, потому что в своей стране легче разобраться. Это не связано с зарубежными фирмами-партнерами. Тем не менее, порочная практика будет прекращена, если будут введены финансовые гарантии на деятельность хотя бы туроператоров. Как отличить недобросовестную фирму? Кроме того, что вы затребуете лицензию, необходимо выяснить, является компания туроператором или турагентом. Если это турагент, то с какими туроператорами работает. Если это туроператор, то выяснить, сколько лет работает на рынке. Что касается стоимости, то слишком низкие цены должны настораживать. Для начала необходимо уточнить, какие цены предлагаются другими туроператорами. Цены должны быть средними. Не помешает выяснить, сколько лет компания работает на рынке, проверить, как заполняются путевка и ваучер, чтобы там были учтены все ваши требования. Потом предъявлять претензии будет поздно.
Вопрос:
Многих интересует судьба российских профильных "туристических" вузов. Насколько востребованы сегодня специалисты, подготавливаемые такими учебными заведениями? Каковы их шансы на трудоустройство? Вопрос от Анны Васильевны из Орла.
Ответ:
Вузов очень много, более 250, сейчас, может быть, даже уже 300 (у меня данные позапрошлого года). Есть несколько учебных заведений в Москве и Санкт-Петербурге, которые востребованы индустрией. Для нас самое главное, чтобы было востребовано индустрией. К сожалению, Министерство образования совершенно не ведет мониторинг по трудоустройству, поэтому непонятно, какие менеджеры требуются и кого нужно подготавливать. Вообще в туризме все-таки нужно делать акцент на средние специальные учебные заведения или на бакалавриат, но не на магистратуру, потому что не так много нужно крупных менеджеров. Зачастую получается так, что учат управлять, а не ремеслу. Соответственно, такие менеджеры могут устроиться на работу в лучшем случае на должность секретаря. Некоторые технические вузы открывают кафедры туризма и не знают, что с этим делать. Недавно к нам пришел молодой человек - умный, толковый, но окончил Институт культурного сервиса и туризма Московского государственного института сервиса. У него был диплом "Туризм в Мексике". Ведь всем понятно, что это не самое актуальное направление. Кроме того, у него испанский язык со словарем, английский язык со словарем. Происходит профанация туристского образования. Я, например, знаю, что в туристский бизнес сейчас предпочитают брать с хорошим экономическим, юридическим или языковым образованием, в зависимости от направленности фирмы, и обучают уже на месте. Хотя есть исключения, есть неплохие институты. При МГУСе существует филиал Институт туризма и гостеприимства, который работает уже десять лет, и хорошо работает. Беда, конечно, с гостиницами, потому что нет сотрудников с гостиничным образованием, так как фактически нет базы гостиничной высшей школы, где можно пройти практику. Это все решаемо, мы этим сейчас занимаемся. Пытаемся договориться о создании базовой гостиничной школы, где можно было бы готовить детей, где они могли бы пройти практику. Ведь в зарубежных вузах программа включает две трети практики и одну треть теории. А у нас никакой практики, одна теория. Причем лекции читают люди, которые не знают этой теории. Вот такая ситуация. К сожалению, я знаю лишь небольшое количество вузов, где хорошо готовят кадры. Их выпускники востребованы. Шансы на трудоустройство у всех разные. Если это приличный вуз, который светится на рынке и имеет связи с бизнесом, тогда это нормально. Если институт абсолютно оторван от бизнеса, то это другое дело.
Ведущий:
Следующий вопрос пришел от Даньшиной Ольги из Москвы. Натэла Отаровна, существуют ли в России региональные программы развития туризма? Какие действия предпринимаются на федеральном уровне для улучшения межотраслевой и межрегиональной координации в сфере туризма?
Шенгелия Н.О.:
Региональных программ полно. Почти каждый регион имеет свою программу развития, которая утверждается администрацией региона. Нас приглашают на заседания правительств республик или регионов, где мы выступаем и поддерживаем или не поддерживаем такую программу. Многие программы копируют нашу концепцию развития туризма, утвержденную Правительством России. Этот недостаток существует. Мы выезжаем на региональные выставки, проводим совещания по федеральным округам и т.д. Вот было такое совещание в феврале в отношении юга России совместно с Козаком, Стржалковским. Были выработаны общие рекомендации для регионов юга России. Аналогичные форумы мы планируем проводить еще в ряде федеральных округов, которые наиболее интересны с точки зрения развития туризма. Межотраслевая координация у нас ведется давно. Мы работаем и с МИДом, и с Росстатом, и с Минтрансом, и с Минобразования, и с Минкультуры. Я уже говорила, что туризм - это межотраслевая сфера. Мы координируем и аккумулируем всю информацию, которая имеется в этих министерствах. Кроме того, экология, статистика туризма, въезд-выезд и так далее - все это влияет на развитие туризма, и мы работаем с этим.
Ведущий:
Натэла Отаровна, близится сезон отпусков, и хотелось бы услышать компетентное мнение о степени готовности к этому наших мест отдыха. Имеются в виду места отдыха на территории России. Вопрос от Ольги Олеговны из Москвы.
Шенгелия Н.О.:
Я думаю, что в значительной степени уже все готово. В нашей стране благоприятное время для туризма слишком небольшое, в основном три летних месяца. И эти три месяца - тот период, когда санатории, дома отдыха, гостиницы, пансионаты зарабатывают. Поэтому, естественно, они готовы, сейчас к этому относятся серьезно. На юге России, в Краснодарском крае, в частности, к этому относятся очень серьезно. Недавно мои сотрудники были в командировке в Геленджике, мы там устраиваем в сентябре крупное совещание по курортному и гостиничному бизнесу. Геленджик сейчас чистый и прекрасный, не зря он получил за благоустройство премию от Минэкономразвития в прошлом году. Действительно, курорт не хуже болгарского. Мы готовы, в значительной степени готовы.
Ведущий:
Существует ли сейчас официальный информационный канал, благодаря которому можно было бы узнать все о деятельности Ростуризма и вообще о состоянии туризма в России?
Шенгелия Н.О.:
Пока у нас есть сайт Федерального агентства по туризму, и сейчас готовится к выпуску постоянная электронная газета. Там будут и официальные новости Федерального агентства, и нормативные базы, и рекомендации туристам - как отличить недобросовестную фирму или как правильно выбрать фирму и т.д. Мы исходим из жалоб, которые поступают, анализируем их и даем рекомендации. Кроме того, будут представлены основные направления развития туризма и многое другое. Это планы, которые будут осуществлены в самое ближайшее время. Кроме этого, у нас есть журнал "Туристический Олимп", там тоже дается информация о туризме в стране и о туризме за рубежом. Мы начинаем работать с журналом "Профиль", где будет, скорее всего, формироваться туристская вкладка. Таким образом, мы готовы к сотрудничеству с любыми организациями, которые помогали бы нам публиковать информацию о туризме в стране.
Журналист:
Екатерина Миронова, Информационная служба "Банко". Вопрос о финансовых гарантиях. Когда эта поправка будет внесена в закон?
Шенгелия Н.О.:
Проект о внесении соответствующих изменений сейчас находится в Правительстве России. Если Правительство согласится с этими предложениями, это пойдет в Думу. Мы рассчитываем на осеннюю сессию. Я рассчитываю, что до конца года они будут приняты. Во всяком случае, мы все за то, чтобы поправки были внесены как можно скорее.
Журналист:
И уже вступит в действие?
Шенгелия Н.О.:
Конечно.
Ведущий:
Спасибо большое средствам массовой информации за вопросы.
Спасибо большое, Натэла Отаровна! Надеемся на новую встречу в компании "Гарант".
Шенгелия Н.О.:
Спасибо большое. Действительно, мне все очень понравилось. Я благодарна за приглашение. До свидания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Интернет-интервью с заместителем руководителя Федерального агентства по туризму Российской Федерации Н.О. Шенгелием "Государственная политика в области туристической деятельности: задачи и перспективы"
Сайт Интернет-интервью:
Организаторы Интернет-интервью:
Компания Гарант