"Спорный" НДС
Госдума РФ отвергла правительственные предложения по налогу на добавленную стоимость (НДС), которые, по мнению депутатов, ухудшают положение налогоплательщиков. Депутаты посчитали, что разработанная Министерством финансов правка Налогового кодекса РФ противоречит интересам налогоплательщиков. Сейчас в нижней палате готовятся к принятию разработанные Минфином изменения в главу 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость". Поскольку правительственные поправки всерьез затрагивают интересы налогоплательщиков, руководство налогового подкомитета решило вновь вынести их на обсуждение.
Смысл всех новаций, которые предлагает Правительство РФ и которые оно считает революционными, во благо развития нашей экономики, в частности в отношении важнейшего налога на добавленную стоимость (НДС), по моему мнению, не столь революционны, как о них рассказывают авторы поправок.
При внимательном их изучении мы пришли к выводу, что положение налогоплательщиков не улучшается, а, наоборот, возникают новые проблемы.
Правительство РФ предложило освободить от НДС авансовые платежи. Действительно, данная мера положительно повлияет на взаимоотношения между государством и налогоплательщиком.
Напомним, объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг). Поэтому, исчисляя налог с авансовых платежей, то есть до момента какой-либо реализации товаров (работ, услуг), налогоплательщики бесплатно кредитуют государство. С отменой налогообложения авансов организации будут использовать полученные авансы по их прямому назначению для приобретения сырья, материалов, оплаты труда и т.д., что позволит снизить издержки, связанные с привлечением оборотных средств на сумму налога.
Но мы сразу переходим на метод начисления (так называемую отгрузку) по принципу "первого дня": либо первый день отгрузки, либо первый день поступления денег.
В соответствии с новеллами с авансов налог не будет взиматься, но в случае, если поступает лишь частичная оплата (то есть аванс в счет предстоящей поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг), то НДС следует уплатить.
С таким подходом мы категорически не согласились. С точки зрения экономической теории НДС должен быть уплачен только в том случае, когда создается добавленная стоимость, а когда предприятие получает лишь аванс, никакой добавленной стоимости не возникает, следовательно, нет и объекта налогообложения!
Вычеты по капиталовложениям
Правительство РФ предлагает ускоренный вычет по капитальным вложениям.
Рассмотрим следующую ситуацию. Предположим, несколько лет ведутся работы капитального строительства. Тем временем накапливается НДС, который налоговыми органами подрядчикам не возмещается. При этом они должны заплатить НДС (по законодательству подрядчики всегда являются плательщиками налога), сдать объект, и, пока объект не будет окончательно введен в строй, никакого возмещения НДС им не будет.
В данном случае предложения Правительства РФ сводятся к тому, что будут возмещать НДС в ускоренном порядке. Но только тем, кто начнет строить с 1 января 2006 года, а те, кто имел смелость строить сегодня, - мы их накажем, пока они не достроят, НДС им возмещать не будем.
Безусловно, такой подход является несправедливым: он увеличит расходы тех, кто строит уже сегодня. Возмещать НДС должны всем одинаково - и тем, кто строит сегодня, и тем, кто будет это делать с 1 января 2006 года.
Одной из ключевых проблем остается переход на новый метод начисления налога. Налогоплательщики будут обязаны начислять налог сразу после отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, не дожидаясь их оплаты, и соответственно уменьшать начисленный налог на сумму налогового вычета без оплаты так называемого "входного" налога.
Мы считаем, что такое радикальное предложение, которое затронет большинство налогоплательщиков нашей страны, может иметь место, но это должен быть самостоятельный законопроект, со своим финансово-экономическим обоснованием, просчетом последствий его применения для всех отраслей хозяйства.
На сегодняшний момент по такому методу начисления работает лишь треть налогоплательщиков, остальные две трети к применению такого метода не готовы.
В результате могут пострадать и системообразующие предприятия, такие как Газпром, РАО "РЖД". По статистике вследствие неоплаченной у них реализации налога мы получили более 1,5 триллиона рублей. Если это своеобразный способ "стерилизации" денежной массы, то это, конечно, замечательно, но зачем это делать? Не лучше ли будет, если предприятия направят деньги в развитие экономики, создадут добавочный продукт. Что касается поправок в общие принципы налоговой системы - первую часть НК РФ - считаю, говорить о них преждевременно. Это область налогового администрирования. В нашем Комитете сегодня находится более 40 законопроектов, касающихся данных поправок. Они в той или иной части являются альтернативными. Таким образом, в ближайшее время рассмотрение поправок к первой части НК РФ является большой, в том числе, технической проблемой.
А. Золотов,
зам. главного редактора "эж-ЮРИСТ"
"эж-ЮРИСТ", N 27, июль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru