Саморегулирование аудита: кому на Руси работать хорошо
В мае Государственной Думой единогласно принят внесенный правительством проект изменений к действующему ныне Закону "Об аудиторской деятельности". Главным новшеством законопроекта является отмена лицензирования и переход к саморегулированию аудиторской деятельности. Действующее законодательство России не содержит определения термина "саморегулирование", однако есть проект федерального закона "О саморегулируемых организациях", принятый в первом чтении 14.10.2003. Отметим, что данный законопроект внесен по инициативе многочисленной группы депутатов, принадлежащих к разным политическим партиям.
Из анализа пояснительной записки и текста законопроекта следует, что саморегулирование есть:
- вытеснение государства из сферы регулирования коммерческих отношений, в которых государственное управление является излишним;
- инициатива субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности по объединению в саморегулируемые организации (СРО) в целях разработки и установления более высоких правил и стандартов своей деятельности, чем это предусмотрено нормативными актами России;
- повышенная степень ответственности своих членов и осуществление контроля за соблюдением ими стандартов СРО;
- развитие добросовестной конкуренции и совместное противостояние бюрократическому произволу.
Интересен тот факт, что до принятия базового закона о саморегулируемых организациях начинается рассмотрение законопроекта, которым вводится саморегулирование аудиторской деятельности путем обязательного членства всех аудиторских организаций и аудиторов в саморегулируемых аудиторских организациях (САО). Не вступит ли новый Закон "Об аудиторской деятельности" в противоречие с законом "О саморегулируемых организациях", когда последний будет принят? Что даст обществу саморегулирование аудита? Не ставя под сомнение благонамеренность разработчиков аудиторской реформы, подвергнем анализу саморегулирование аудита. Исходя из принципа профессионального скептицизма аудитора.
Итак, саморегулирование предполагает вытеснение государства из сферы регулирования коммерческих отношений, в которых государственное управление является излишним. А разве аудит это только коммерческие отношения? Аудит, как завершающая стадия официального бухгалтерского учета, является инструментом реализации конституционного права граждан на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономической деятельности. Он проводится в общественных интересах, то есть вкладчик банка, не являясь субъектом предпринимательской деятельности (его задача - сохранить сбережения), имеет право на получение информации о финансовом состоянии банка. При этом он не вступает в коммерческие отношения с аудитором. А можно ли применять принципы саморегулирования к аудиту в принципе?
Странно выглядит и тот факт, что саморегулирование аудита - инициатива правительства, а не аудиторов. В России уже давно существуют общественные аудиторские организации, которые имеют свои стандарты и систему контроля качества работы своих членов. В частности, фирма, руководимая автором, первой в Нижнем Новгороде прошла процедуру контроля качества в одной из таких организаций. И это есть добросовестная конкуренция, так как мы не ограничиваем доступ на рынок другим аудиторам, а лишь сообщаем, что мы члены такого-то профессионального объединения, которое контролирует нашу работу. И только от качества нашей работы зависит признание и авторитет нашего профессионального объединения, а следовательно, и востребованность на рынке фирм, в него входящих.
Что же предлагается? Загнать все фирмы в 2-3 САО (а еще лучше - в одно, как предлагает "отец" аудиторской реформы Л.З. Шнейдман). Но если мы все будем в САО, моя фирма теряет конкурентные преимущества перед другими! А почему аудиторы не могут работать вне профессиональных объединений? Есть же обязательные для всех федеральные стандарты? Что за стремление всех построить и подравнять? Это прямо противоречит концепции саморегулирования, предусмотренной базовым законом! Кроме того, это прямое попрание Конституции:
- п. 2 ст. 30 - никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем;
- п. 1 ст. 34 - каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Ради чего же предлагается "сплошная коллективизация" в аудите? Нигде в мире такого нет. Может быть, для защиты от бюрократии и снижения административного давления?
Административное давление есть все, что препятствует гражданину реализовать свои права, предусмотренные упомянутым выше п. 1 ст. 34 Конституции. Давайте сравним административное давление сейчас и в случае проведения "коллективизации".
Для осуществления своих конституционных прав на предпринимательскую деятельность в области аудита сегодня гражданин должен:
1. Иметь высшее экономическое или юридическое образование;
2. Иметь опыт работы по специальности не менее 3 лет;
3. Подтвердить квалификацию (сдать экзамен и получить квалификационный аттестат);
4. Зарегистрировать в установленном порядке коммерческое предприятие и взять на работу еще четырех аудиторов.
5. Получить лицензию в Минфине.
В случае принятия законопроекта нужно будет:
1. Иметь высшее экономическое или юридическое образование;
2. Иметь опыт работы по специальности не менее 3 лет, из них не менее 2 лет - в аудиторской организации.
3. Подтвердить квалификацию (сдать экзамен и получить единый квалификационный аттестат);
4. Оформить личное членство в САО, для чего:
4.1. Заплатить вступительный взнос;
4.2. Уплачивать ежегодные членские взносы;
4.3. Представить в САО рекомендации трех аудиторов со стажем членства в САО не менее 3 лет (это КПСС или мафия?);
5. Зарегистрировать в установленном порядке коммерческое предприятие и взять на работу еще четырех аудиторов;
6. Оформить членство организации в САО, для чего:
6.1. Заплатить вступительный взнос;
6.2. Уплачивать ежегодные членские взносы;
6.3. Выполнить прочие требования, предусмотренные Уставом САО дополнительно к действующему законодательству;
7. Получить в Минфине выписку из Единого реестра аудиторов и аудиторских организаций (может быть, эта бумажка будет называться иначе, но не сомневайтесь: она будет и не бесплатно).
Спасибо, благодетели! Снизили административное давление! А заметил ли читатель, сколько раз встретилось слово "заплатить"? Может быть, здесь собака и зарыта? Оценим финансовую сторону вопроса. Автор дважды получал лицензию Минфина на право осуществления аудиторской деятельности. За рассмотрение и выдачу лицензии уплачивались смешные деньги - 1200 рублей или около того. Добавьте сюда расходы на регистрацию фирмы - и это все. Таким образом, имея квалификационный аттестат (цена обучения примерно 15 000 руб.) и 10-20 тысяч рублей в уставный капитал, можно выходить на рынок и предлагать свои услуги. Итого 25-35 тысяч рублей. Оценим стоимость вхождения в аудиторский бизнес по предлагаемому законопроекту (см. табл.).
Кажется, мы на правильном пути?! Однако это не все. Согласно законопроекту в ведение САО переходят функции обучения, повышения квалификации и контроль качества работы аудиторских организаций. При этом следует понимать, что Минфин как выдавал квалификационные аттестаты аудиторам, так выдавать и будет. Речь идет просто о перенаправлении финансовых потоков. Сейчас обучение и повышение квалификации аудиторов осуществляется учебно-методическими центрами при вузах и плата за обучение поступает им. После принятия законопроекта эти деньги уйдут в 2-3 САО. А велики ли деньги? Сколько новых аудиторов появляется ежегодно, автору неизвестно. А вот обязательное ежегодное повышение квалификации оценить легко. В стране примерно 30 000 аудиторов, минимальная стоимость ежегодного курса - 3000, получаем 90 000 000 рублей. А кто мешает САО удвоить или утроить тариф? Кроме этого, с целью повышения качества аудита законопроектом предполагается введение единого квалификационного аттестата аудитора в течение трех лет. То есть, упомянутые 30 000 аудиторов должны будут пройти аттестацию на страховой и банковский аудит, а это уже совсем другие деньги: на сегодня минимально 15 000 с одного аудитора, т.е. 450 000 000 за одну аттестацию, соответственно за две - 900 000 000. Повторю, как регулирование спроса на услуги, так и тарифы будут определяться САО монопольно, следовательно, приведенные цифры можно увеличить в несколько раз. Знает ли правительство, сколько в России банков и страховых компаний? Нужно ли для их обслуживания еще 30 000 аудиторов, занятых ныне в общем аудите?
Все вышеперечисленное, по словам г-на Шнейдмана, поднимет качество аудита. Качество - дело нужное, но об этом поговорим отдельно. Надеюсь, читатель еще не забыл, что понимается под саморегулированием в законопроекте "О саморегулируемых организациях"? Если кратко - развитие добросовестной конкуренции и снижение бюрократического произвола. Вместо этого в аудите произойдет монополизация рынка при господстве бюрократии саморегулируемых аудиторских организаций. То, что бюрократия будет не государственной, никому жизнь не облегчит.
В соответствии со ст. 114 Конституции правительство осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан. Возникают вопросы:
- Почему правительство считает "избыточной функцией" конституционную обязанность по защите прав граждан на достоверную экономическую информацию, иначе говоря, функцию по регулированию бухгалтерского учета и аудита?
- Почему правительство считает возможным нарушать права и свободы граждан-аудиторов, предусмотренные ст. 30, 34 Конституции России?
- Почему, как только государство избавляется от "избыточных функций", так кто-то радостно подставляет ладони под золотой дождь?
И не надо ссылок на зарубежный опыт. У них Конституция "зарубежная", а у нас - российская.
В заключение скажу, что история с законопроектом о саморегулировании аудита - блестящий пример того, как наша бюрократия хорошую идею (вспомните, кто вносил законопроект "О саморегулируемых организациях") превращает в средство своего паразитирования на обществе. И это не все. Уже внесен в Государственную Думу законопроект "О бухгалтерском учете", предусматривающий саморегулирование бухгалтеров. Разумеется, принудительное. Если процесс пойдет теми же темпами, у нас не останется граждан, не охваченных "саморегулированием".
Таблица
Статья расходов | Получатель | Сумма |
Обучение и аттестация | САО | Произвольная по решению САО |
Личные вступительные и членские взносы | САО | Произвольная по решению САО |
Регистрация предприятия | бюджет | 2000,00 |
Вступительные и членские взносы аудиторской фирмы | САО | Произвольная по решению САО |
Ежегодные платежи за повышение квалификации | САО | Произвольная по решению САО |
С. Пресняков,
директор аудиторской фирмы ООО "ФинИнформ"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 29, июль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.