Вопросы и ответы
Возможно ли признание переводчика, привлеченного к осуществлению налогового контроля, носителем налоговой тайны?
Согласно п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
об идентификационном номере налогоплательщика;
о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами.
Из пункта 2 данной статьи следует, что налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Переводчики не включены законодателем в перечень носителей налоговой тайны. Однако в силу характера своей деятельности переводчик может рассматриваться в качестве специалиста. В соответствии со ст. 97 НК РФ переводчик в необходимых случаях привлекается на договорной основе для участия в действиях по осуществлению налогового контроля. Он является не заинтересованным в исходе дела лицом, владеющим языком, знание которого необходимо для перевода. Одновременно в ст. 96 НК РФ специалистом признается лицо, обладающее специальными знаниями и навыками, не заинтересованное в исходе дела, действующее на договорной основе. Таким образом, в законодательном порядке данная проблема не решена, что позволяет при толковании соответствующих норм Налогового кодекса рассматривать переводчиков в качестве носителей банковской, коммерческой, личной, т.е. налоговой, тайны фискально-обязанного лица.
Можно ли привлечь налогоплательщика к ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, если в требовании отсутствовало указание на количество документов?
В силу п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Причем указание на истребуемые документы должно быть максимально конкретизировано на основе имеющихся у налогового органа сведений. Это позволит отметить родовые или индивидуальные признаки необходимых документов.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Непредставление запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную Налоговым кодексом.
Но надо помнить, что в п. 1 ст. 126 НК РФ размер штрафа, подлежащего взысканию за данное налоговое правонарушение, определяется в зависимости от количества затребованных, но не представленных документов. Поэтому если в требовании налогового органа не конкретизированы документы, которые должны быть направлены налогоплательщиком, и не указано их общее количество, то привлечь лицо к ответственности за их непредставление нельзя (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 января 2004 г. N Ф04/44-1336/А70-2003).
Правомерно ли признание судом тяжелого финансового положения налогоплательщика в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность за совершение налогового правонарушения?
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, в силу п. 1 ст. 112 НК РФ признаются:
совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения из-за материальной, служебной или иной зависимости;
иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
Между тем при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" НК РФ за совершение налогового правонарушения. А поскольку перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим, то некоторые обстоятельства, не указанные в нем, в том числе тяжелое финансовое положение, суд может признать смягчающими ответственность налогоплательщика.
Анализ материалов судебно-арбитражной практики за 2002-2004 гг. позволяет сделать вывод, что в качестве иных смягчающих ответственность обстоятельств судами признавались:
нестабильность налогового законодательства;
отсутствие финансово-хозяйственной деятельности;
осуществление деятельности, связанной с государственным заказом;
болезнь бухгалтера и отсутствие достаточного опыта работы у нового бухгалтера;
сбой в компьютерной программе, что повлекло за собой невозможность представления сведений о доходах физических лиц в установленный срок;
наличие у предпринимателя несовершеннолетнего ребенка;
совершение правонарушения в состоянии беременности (в случае предъявления претензий к индивидуальному предпринимателю) либо нахождение предпринимателя на лечении.
В чем заключаются особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины?
На основании п. 1 и 2 ст. 333.41 гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев.
Содержание приведенной нормы конкретизирует основные положения ст. 64 НК РФ, где определены общие условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора. Тем не менее между указанными статьями есть некоторое отличие. Пункт 4 ст. 64 освобождает налогоплательщика от начисления процентов на сумму задолженности только в случае, если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по ряду ограниченных оснований, указанных в подп. 1 и 2 п. 2 данной статьи. А статья 333.41 предусматривает, что на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка, вне зависимости от обстоятельств.
Н.В. Герасименко,
доцент кафедры финансового права
Академии экономической безопасности МВД России,
кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", N 7, июль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопросы и ответы
Автор
Н.В. Герасименко - доцент кафедры финансового права Академии экономической безопасности МВД России, кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", 2005, N 7