Добровольная ликвидация организации: право, учет, налоги
Согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация бывает как добровольной, так и принудительной. Главная ошибка, которую допускают организации различных организационно-правовых форм, это прекращение ведения финансово-хозяйственной деятельности без принятия решения о ликвидации и проведения необходимых юридических процедур.
Организация может прекратить начислять и выплачивать заработную плату, не производить никаких операций по счетам в банке, не сдавать налоговую, статистическую отчетность в различные фонды. Но с юридической точки зрения с организации существующих обязательств, например по сдаче отчетности, никто не снимает. Вот почему важно правильно провести процесс добровольной ликвидации организации.
Основными нормативными документами, устанавливающими порядок добровольной ликвидации юридических лиц, являются:
ГК РФ, ст. 61-64;
НК РФ;
Закон Российской Федерации от 19.04.91 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
Федеральный закон от 26.12.95 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ст. 21;
Федеральный закон от 21.07.97 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве";
Федеральный закон от 8.02.98 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 57;
Федеральный закон от 8.08.01 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", глава VII;
Федеральный закон от 26.10.02 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 6.07.99 г. N 43н.
Согласно ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:
по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
Процесс принятия решения
В случае добровольной ликвидации общества совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Порядок принятия такого решения должен быть установлен уставом организации. Стандартная повестка дня общего собрания акционеров (участников общества) следующая:
вынесение решения общего собрания акционеров о ликвидации организации;
назначение ликвидационной комиссии;
утверждение порядка и сроков ликвидации;
вопрос о направлении письменного сообщения о ликвидации в регистрирующие органы.
В случае принятия положительного решения общее собрание назначает членов ликвидационной комиссии. Состав ликвидационной комиссии должен быть согласован с органом, осуществившим государственную регистрацию юридического лица. Для этого необходимо сдать подлинник и заверенную копию протокола общего собрания учредителей (участников) о принятии решения о ликвидации общества, который должен содержать положения о порядке и сроках ликвидации юридического лица и составе ликвидационной комиссии и письменного уведомления органу, осуществившему государственную регистрацию юридического лица, о начале процедуры ликвидации юридического лица.
Ликвидационная комиссия
Ликвидационная комиссия должна разработать и на своем заседании утвердить план ликвидации общества. На основании данного плана в дальнейшем даются соответствующие распоряжения бухгалтерии, а также другим подразделениям компании.
В основные обязанности ликвидационной комиссии входят:
подготовка сведений о размерах и составе активов общества, подлежащих реализации, в частности их характеристика, состояние, степень ликвидности;
формирование сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества, остающегося после расчетов с кредиторами;
составление характеристики финансового состояния общества на момент ликвидации;
анализ кредиторской и дебиторской задолженности, подготовка решения по каждому долгу - признание или отклонение требований кредиторов и дебиторов с обоснованием принятого решения, выявление задолженности, подлежащей списанию как безнадежной;
определение порядка и разработка мероприятий по реализации имущества ликвидируемого общества;
установление порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной и той же очереди удовлетворения требований кредиторов;
определение порядка распределения между учредителями (участниками) общества денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов;
проведение инвентаризации имущества и обязательств организации (в соответствии с Методическими рекомендациями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 г. N 49);
уведомление работников организации о предстоящем прекращении трудовых отношений (согласно ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка);
сообщение в письменной форме о предстоящем расторжении трудовых договоров в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий с указанием должности, профессии, специальности и квалификационных требований к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника (Закон N 1032-1);
закрытие обособленных подразделений и вывод из состава других юридических лиц (если есть);
подготовка и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационного баланса;
составление сообщения о закрытии счетов в банках в налоговые органы по месту учета (согласно п. 2 ст. 23 НК РФ в десятидневный срок);
подготовка документов для исключения общества из государственного реестра юридических лиц, снятия с учета во внебюджетных фондах, налоговой инспекции и т.п.;
размещение в органах печати сообщения о ликвидации организации и порядке и сроке заявления требований ее кредиторами (не менее 2 месяцев с момента публикации).
Документы, представляемые в связи с добровольной ликвидацией
юридического лица
Государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц в территориальных налоговых органах в отделах, осуществляющих регистрацию и учет налогоплательщиков.
Документы, которые необходимо представить при государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица (согласно Закону N 129-ФЗ документы представляются в 3-дневный срок после принятия решения о ликвидации):
уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме Р15001;
уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по форме Р15002;
протокол собрания учредителей, принявших решение о ликвидации (решение единственного участника) или решение суда о ликвидации;
решение уполномоченного органа о назначении ликвидационной комиссии и ее руководителя;
доверенность (для лиц, не имеющих права действовать от имени ликвидируемого лица без доверенности).
Все формы документов можно найти в приложениях к постановлению Правительства Российской Федерации от 19.06.02 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей". Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя либо нотариуса на обороте последнего листа документа на месте его прошивки. Документы для представления в регистрирующий орган представляются уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Уполномоченным лицом (заявителем) могут являться следующие физические лица:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
иное лицо, действующее на основании иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена. Документы принимаются, и соответствующие сведения вносятся в книгу государственной регистрации (постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.02 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц"). Оба экземпляра расписки оформляются подписью и печатью уполномоченного на государственную регистрацию лица. Один экземпляр расписки подшивается в регистрационное дело, второй экземпляр выдается на руки либо на следующий день отправляется по почте по адресу, указанному в заявлении заявителем.
При получении уведомлений от юридического лица о принятии решения о ликвидации и составе ликвидационной комиссии инспектор вносит в книгу учета государственной регистрации юридических лиц соответствующую запись, а также делает отметку в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Важно, что с этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
После составления промежуточного ликвидационного баланса учредитель (участник) или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, представляет:
уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме Р15003;
доверенность (для лиц, не имеющих права действовать от имени ликвидируемого лица без доверенности);
промежуточный ликвидационный баланс.
После утверждения ликвидационного баланса заявитель - руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) или конкурсный управляющий - направляет в регистрационный орган:
заявление о государственной регистрации по форме Р16001 с подписью заявителя, заверенной нотариально. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
подлинник платежного поручения об уплате государственной пошлины в размере 20% государственной пошлины;
два экземпляра расписки;
ликвидационный баланс.
В течение 5 рабочих дней осуществляется регистрация и подготавливается свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ либо решение об отказе в государственной регистрации. Свидетельство либо решение выдается не позднее 5 рабочих дней со дня подачи документов.
Промежуточный ликвидационный баланс
По окончании срока для предъявления требований кредиторами (не менее 2 месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации) ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Как правило, сам ликвидационный баланс готовит бухгалтерия организации во главе с главным бухгалтером, а затем представляет его ликвидационной комиссии, также под контролем комиссии составляются инвентаризационные ведомости, которые затем проверяются членами комиссии.
Промежуточный ликвидационный баланс - это, можно сказать, предликвидационный баланс, который уточняет реальное финансовое состояние организации перед удовлетворением требований кредиторов, предъявленных на момент истечения двухмесячного срока, установленного ст. 63 ГК РФ. При составлении промежуточного ликвидационного баланса необходимо руководствоваться ПБУ 4/99. В качестве исходных данных используется последний бухгалтерский баланс, составленный накануне принятия решения о ликвидации юридического лица. Ликвидационный баланс содержит сведения о составе активов и пассивов общества, стоимости всего имущества, которым оно располагает, дебиторской и кредиторской задолженности. В специальном приложении необходимо отразить перечень всех предъявленных кредиторами требований с указанием сумм задолженности и реквизитов, а также указать результаты их рассмотрения ликвидационной комиссией.
Таким образом, промежуточный ликвидационный баланс составляется после выявления и уточнения, но до погашения претензий кредиторов. В случае полного погашения кредиторской задолженности еще на стадии составления промежуточного ликвидационного баланса за счет имеющихся денежных средств (без продажи имущества) отпадает необходимость в отражении таких операций с помощью ликвидационного баланса. Соответственно после стадии расчета с кредиторами ликвидационная комиссия имеет право утвердить промежуточный ликвидационный баланс в качестве ликвидационного.
Порядок удовлетворения требований кредиторов
Ликвидационной комиссией выплачиваются денежные суммы кредиторам ликвидируемого юридического лица в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения (за исключением кредиторов пятой очереди - им денежные суммы выплачиваются по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса) в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. Погашение задолженности и выплата денежных сумм кредиторам первых четырех очередей производятся сразу после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а кредиторам пятой очереди - по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Ликвидационная комиссия, рассматривая требования кредиторов, проверяя их обоснованность, может отклонить некоторые из них. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований того или иного кредитора последний вправе до утверждения окончательного ликвидационного баланса обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося после расчетов по предыдущим очередям имущества ликвидируемого общества. Если имеющихся у ликвидируемого общества денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия обязана осуществить продажу иного имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Порядок реализации имущества должника установлен Законом N 119-ФЗ, согласно ст. 59 которого арест и реализация имущества должника-организации осуществляются в следующей очередности:
в первую очередь - имущества, непосредственно не участвующего в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и иное);
во вторую очередь - готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, непосредственно не участвующих в производстве и не предназначенных для непосредственного участия в нем;
в третью очередь - объектов недвижимого имущества, а также сырья и материалов, станков, оборудования, других основных средств, предназначенных для непосредственного участия в производстве.
Полученные от реализации имущества средства поступают на расчетный счет или в кассу организации. Из общей суммы выручки погашаются расходы, связанные с проведением торгов, а также расходы, вызванные продолжением функционирования ликвидируемого общества. Оставшееся имущество направляется на удовлетворение требований кредиторов.
Необходимо обратить внимание на то, что налоговым законодательством не предусмотрено освобождение от уплаты налоговых платежей юридических лиц, находящихся в стадии ликвидации. Поэтому ликвидационная комиссия, выполняющая функции органа управления ликвидируемого общества, обязана своевременно и правильно начислять и уплачивать налоги и иные обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, возникающие в ходе проведения ликвидационных процедур. Операции по выбытию имущества облагаются всеми установленными налогами.
Если имущества ликвидируемого общества недостаточно, то следует заметить, что в соответствии с Законом N 127-ФЗ ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.
Ликвидационный баланс
По окончании расчетов с кредиторами и дебиторами, произведенных уточнений и проведения инвентаризации имущества и обязательств ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который должен быть одобрен учредителями (участниками) юридического лица и согласован с органом, осуществившим регистрацию данной организации. По ликвидационному балансу можно судить об имуществе, которое должно перейти к учредителям (участникам), обладающим вещными правами на него. Если исходить из экономической сути ликвидации, то это - абсолютное прекращение деятельности, которое влечет за собой одновременное закрытие всех статей актива и пассива баланса методом двойной записи с использованием только тех счетов бухгалтерского учета, которые соответствуют статьям ликвидационного баланса.
В активе ликвидационного баланса остатки могут быть по любым строкам, если реализация имущества не произведена или произведена частично. Если же все имущество общества реализовано, то остатки средств будут только по стр. "Денежные средства" (счета 50 "Касса" и 51 "Расчетные счета").
В пассиве баланса не будет остатков по разделу "Долгосрочные обязательства", а в разделе "Краткосрочные обязательства" могут возникнуть остатки по следующим строкам: "Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов", "Доходы будущих периодов" и "Резервы предстоящих расходов". Распределение имущества ликвидируемой организации между учредителями (участниками) осуществляется в последнюю очередь. При этом сумма валюты баланса пассива за минусом остатка по строке "Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов" должна быть распределена между всеми учредителями (участниками) пропорционально доле в уставном капитале либо по иной методике, предусмотренной уставом или решением общего собрания участников. После этого в пассиве баланса вся сумма, учтенная на счете 75, будет отражена по стр. "Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов". Эта сумма должна соответствовать стоимости активов общества, подлежащих распределению.
В бухгалтерском учете должны быть оформлены следующие записи:
Дебет 80, 82, 83, 84, 98, 99, Кредит 75, субсчет "Расчеты по выплате доходов" - на сумму стоимости имущества, причитающегося акционеру. Если предварительно остатки по другим счетам были перенесены на счет 80, то используется только запись: Дебет 80, Кредит 75. В данном случае сосредоточение средств в уставном капитале носит чисто технический характер. Увеличения уставного капитала и его регистрации в установленном порядке не происходит, а только суммируются на одном счете средства, подлежащие распределению между учредителями (участниками) общества,
Дебет 75, субсчет "Расчеты по выплате доходов", Кредит 51 (50) - на сумму денежных средств, выплаченную акционеру,
Дебет 75, субсчет "Расчеты по выплате доходов", Кредит 01 - на сумму стоимости имущества, если участниками принято решение о распределении имущества вместо его реализации.
В налоговом учете следует различать причитающиеся участникам части ликвидационной стоимости организации и дивиденды, так как согласно п. 2 ст. 43 НК РФ выплаты при ликвидации организации участнику этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого участника в уставный (складочный) капитал организации, не являются дивидендами. Выплаты в натуральной или денежной форме при ликвидации организации в сумме, не превышающей первоначального взноса участника в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда) организации, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль на основании п.п. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ. Выплаты, полученные (подлежащие получению) при ликвидации организации сверх взносов в уставный капитал, подлежат включению в состав внереализационных доходов в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, облагаемой по ставке 24%, предусмотренной п. 1 ст. 284 НК РФ.
Если учредителем (участником) ликвидируемой организации является иностранная организация, не осуществляющая деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающая доходы от источников в Российской Федерации, то доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений пп. 1 и 2 ст. 43 НК РФ, устанавливающих понятие дивидендов и процентов), согласно п.п. 2 п. 1 ст. 309 НК РФ относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
После списания активов и уменьшения задолженности по расчетам с участниками баланс должен стать нулевым.
Проверки налоговыми органами
Один из этапов ликвидации организации - выездная налоговая проверка, которая проводится на основании решения руководителя налоговых органов или его заместителя, где указана причина осуществления контрольного мероприятия (ликвидация налогоплательщика). Согласно ст. 89 НК РФ налоговые инспекторы не вправе проводить две выездные проверки по одним и тем же налогам в течение одного календарного года, однако это ограничение не распространяется на проверки организаций, прекращающих свою деятельность. Выездная проверка не может длиться больше двух месяцев, но чаще всего налоговые инспекторы, проверяющие ликвидируемую организацию, в такие сроки не укладываются.
На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации. Ликвидационная комиссия обязана представлять в налоговый орган декларации по каждому из налогов, подлежащих уплате в бюджет до момента ликвидации организации. В случае неисполнения обязанности по уплате налогов в сроки, которые установлены законодательством о налогах и сборах, согласно ст. 75 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить пени на сумму недоимки.
Если организация реализовала какие-либо активы, то у нее возникает обязанность по уплате налогов (налог на прибыль, НДС). Если до продажи активов организация не имела задолженности перед бюджетом и уже начала рассчитываться со своими контрагентами, то после продажи активов вновь появляется обязанность по уплате налогов. Пунктом 1 ст. 49 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, то остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 49 НК РФ). При этом очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 49 НК РФ).
Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных этой организацией налогов или сборов и (или) пеней, штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пеням, штрафам) налоговым органом в порядке, установленном главой 12 НК РФ, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации (п. 4 ст. 49 НК РФ). Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных налогов и сборов (пеней, штрафов) распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами. При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.
Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне взысканных налогов или сборов, а также пеней и штрафов, то указанные суммы подлежат возврату налогоплательщику-организации в порядке, установленном главой 12 НК РФ, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.
В заключение отметим, что после выполнения всех действий ликвидационной комиссии по распределению имущества между учредителями (участниками), закрытию банковских счетов, передаче дел в архив и окончательной подаче документов на регистрацию ликвидации в регистрирующий орган не позднее 5 дней регистрирующий орган выдает свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ либо решение об отказе. Основанием для отказа в государственной регистрации может являться (Закон N 129-ФЗ):
непредставление определенных Законом N 129-ФЗ документов, необходимых при государственной регистрации;
представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Таким образом, с момента выдачи свидетельства завершается процедура добровольной ликвидации организации.
Т. Шкарупета,
бухгалтер-эксперт ООО "АЛРУД-бухгалтерские услуги"
"Финансовая газета", N 31, 33, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71