Международные стандарты финансовой отчетности
На заседании Правления КМСФО (IASB), состоявшемся 22-23 июня 2005 г., была продолжена работа над рядом проектов. Среди прочего обсуждались вопросы признания выручки, краткосрочной конвергенции в сфере налогообложения прибыли, а также вопрос актуальности дальнейшей работы в рамках Интерпретации (IFRIC) 3 "Квоты на выбросы веществ в атмосферу" Комитета по интерпретации МСФО.
Правление рассмотрело ход реализации проекта по вопросам признания выручки (revenue recognition), который осуществляется совместно с Советом по стандартам финансового учета США (US FASB). Были выявлены определенные трудности на пути к консенсусу по некоторым аспектам концептуальной модели, разработанной в ходе реализации проекта. Несмотря на это, Правление КМСФО заявило о намерении продолжить работу в данном направлении. Также было подтверждено решение придерживаться в течение дальнейшей работы по проекту подхода к признанию выручки на основе изменений в активах и обязательствах без рассмотрения дополнительных критериев признания, таких, как реализуемость (earnings, realisation).
Будет продолжен поиск альтернативного подхода к измерению обязательств (liabilities) по договорам поставки товаров/услуг, также называемых "обязательства по поставке" (performance obligations). Ранее предполагалось, что обязательства по поставке должны измеряться в сумме, которую компания заплатит за передачу этих обязательств другому предприятию (legal lay-off amount) в рамках рынка, где в качестве покупателей и продавцов выступают компании (business-to-business market). В соответствии с альтернативным подходом обязательства по поставке предлагается измерять в сумме, которую согласен заплатить покупатель за их выполнение. Предполагается, что в большинстве случаев измерение должно производиться путем распределения суммы полного вознаграждения, полученного или причитающегося с покупателя, между несколькими обязательствами по поставке в рамках одного контракта. Выручка должна признаваться по мере выполнения обязательств, т.е. поставки товаров или оказания услуг.
Правление придерживается мнения, что первый подход наиболее полно оценивает обязательства по поставке, однако принимает во внимание и возможные трудности в применении данного подхода на практике и неопределенность в измерении. Правление считает целесообразным не отказываться от измерения обязательств по поставке в сумме, необходимой для передачи его третьей стороне, при наличии активного рынка для такого рода обязательств. Совет по стандартам финансового учета США также выразил готовность продолжить совместную работу в данном направлении.
В рамках проекта краткосрочной конвергенции по налогообложению прибыли Правлением КМСФО были рассмотрены вопросы раскрытия информации. Наиболее значимыми представляются следующие решения:
привести в качестве примера значительной статьи расхода по налогу на прибыль, которую необходимо раскрыть отдельно, корректировки по текущему налогу прошлых лет в отчетном периоде. Совет по стандартам финансового учета принял решение добавить данный пример в SFAS 109 ОПБУ США (US GAAP);
добавить в МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль" (Income Taxes) примеры значительных статей расхода по налогу на прибыль из SFAS 109, такие, как корректировки в связи с изменением налогового статуса компании и налоговые выгоды, отнесенные непосредственно на оплаченный капитал или гудвилл;
МСФО (IAS) 12 в отличие от SFAS 109 в определенных случаях (если использование отложенного налогового актива зависит от будущей налогооблагаемой прибыли в части, превышающей прибыль от возврата существующих налогооблагаемых временных разниц, или если компания понесла убытки в текущем или предшествующем отчетном периоде в той налоговой юрисдикции, с которой связан отложенный налоговый актив) требует раскрытия отложенных налоговых активов и фактов, подтверждающих их признание. В результате обсуждения Правление КМСФО приняло решение исключить это требование из МСФО (IAS) 12;
внести изменения в части представления увязки данных расхода по налогу и теоретического расчета суммы налога исходя из прибыли до налогообложения, согласно которым компании будут обязаны применять действующую для материнской компании группы ставку налога.
Правление КМСФО обсудило Интерпретацию (IFRIC) 3 "Квоты на выбросы веществ в атмосферу". Хотя Программа Европейского союза по распределению квот на выбросы (EU Emissions Trading Scheme) стартовала в 2005 г., было принято во внимание, что не все квоты были распределены за первые полгода. Несмотря на их динамичное развитие, рынки квот, необходимые для функционирования Программы ЕС, оставляют желать лучшего. В этой связи Правлением было принято решение отложить вступление IFRIC 3 в действие на более позднее время.
Подробнее ознакомиться с результатами работы Правления, Комитета по интерпретации МСФО, предварительными проектами, изменениями в МСФО и отчетами о встречах Правления КМСФО и Совета по стандартам финансового учета США можно на веб-сайте в Интернете по адресу: www.iasb.org.
Материал подготовлен фирмой "PricewaterhouseCoopers"
"Финансовая газета", N 30, июль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71