А могли бы и помириться...
Президент России внес в Госдуму несколько новых законопроектов о внесении изменений в различные законы и нормативные акты, в частности в Налоговый кодекс РФ. Очередные поправки, по словам советника главы государства Вениамина Федоровича Яковлева, позволят усовершенствовать досудебную процедуру разбирательства дел между предпринимателями и государством, особенно по налоговым сборам.
"Это не кардинальное решение, а первый шаг", - уточнил В.Ф. Яковлев. Пока облегчить решение налоговых споров в несудебном порядке предусматривают "по сравнительно некрупным делам" - в пределах 5 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей и 50 тыс. рублей для юридических лиц.
"Административный порядок решения споров не работает, что очень плохо для налогоплательщика, потому что решение споров в суде является дорогостоящей и долгой процедурой".
Как сказал Вениамин Федорович, этот законопроект направлен на то, чтобы приблизить российскую судебную систему к той системе, которая сложилась во всем мире. По его словам, в Германии до судебного разбирательства доходит только 5% налоговых споров, а во Франции - и вовсе только 1%.
Большинство - в андеграунде
Напомним, что именно В.Ф. Яковлев был самым большим сторонником появления соответствующих норм о досудебном урегулировании и связанной с ним посреднической деятельности не в АПК, а именно в отдельном федеральном законе.
В досудебном порядке никакого дела еще нет. Оно появляется только тогда, когда кто-то желает, чтобы оно появилось. Причем нередко появлялись на этом месте посредники из т. н. криминальных разборок. Ценность прямых переговоров между спорящими предпринимателями осваивалась именно там.
На самом деле, по свидетельству экс-председателя ВАС РФ, в судебном порядке разрешается лишь ничтожная часть споров. Большая часть конфликтов регулируется на практике путем переговоров. Один из деловых партнеров предъявляет претензии. Контрагент соглашается посмотреть на возникшую ситуацию более внимательно. Начинают обсуждать, привлекают специалистов, юристов, иных консультантов, хорошо знающих тот или иной предмет. Это "очень современные формы", получившие колоссальное распространение на Западе.
Это позволяет поддерживать в будущем и сохранять партнерские отношения, формировать нормальный предпринимательский климат. И не заводить всю машину судопроизводства.
Обязательное досудебное урегулирование существовало в АПК с 1992 года. В 1995 году от него отказались, за исключением случаев, установленных законом. Например, в спорах с перевозчиком - железной дорогой (подлежит предварительному претензионному урегулированию). Претензии, кстати, это тоже переговоры, в письменном виде.
Чиновник - доброжелательный и честный
Идея установить в одном из холлов здания Челябинского областного суда скамью примирения родилась у Председателя Челябинского областного суда Ф.М. Вяткина после посещения парка Ривьера в Сочи, где этот образчик античной архитектуры призван мирить влюбленных. Во дворце правосудия скамья примирения символизирует примирение сторон в судебном процессе.
Информация Челябинского областного суда
На истекшей неделе официальная правительственная газета сообщила, что в стране создается новая система решения налоговых споров, в которой предпринимателю предложат договариваться с налоговой инспекцией по-хорошему. И наоборот - добровольно самим исправлять ошибки налоговым органам. Для этого создадут специальные службы, очевидно, при всех налоговых органах на местах. В них сможет обратиться любой предприниматель.
Сейчас этот "любой" должен идти в суд. Но недовольных много - судей мало.
Всю "мелочевку" предлагается "повесить" на так называемые апелляционные комиссии. Что это будут за комиссии - пока туманно. Официальная газета дает им следующую оценку: "В теории их укомплектуют честными чиновниками, прекрасными специалистами, которые к людям - всегда с открытой душой".
Жалобу подробно рассмотрят и дадут развернутый ответ. Это решение можно, разумеется, обжаловать в суде. "Так что управа на чиновников все-таки будет, и если кто-то попытается защищать честь мундира, а не закона, то такого рано или поздно поправят, а то и уволят". Вениамин Яковлев рассчитывает, что будет именно так. Можно сразу идти в суд. Можно предположить, что многие будут обращаться в переходный период и в спецслужбу и в суд одновременно... Тут главное, чтобы добровольное обращение в спецорган при обсуждении в парламенте не превратилось в обязательное, что только удлинит пути защиты.
Обещают, что будет все же не то, что в Германии или во Франции - там суд не примет жалобу гражданина на государство, если она не прошла предварительных досудебных процедур. "Мы пока не действуем так решительно. Наша система альтернативная, а не всеобщая, и этот законопроект касается только предпринимателей и юридических лиц. В перспективе все же планируется распространить систему и на всех граждан".
Вениамин Федерович заметил, что "административное правосудие у нас молодое, появилось недавно и существует по неверной схеме, поскольку было сразу построено неправильно.
Утверждается, что затем и во всех министерствах и ведомствах должны появиться специальные жалобные комиссии. "Комиссии смогут быстро и бесплатно для граждан разрешать споры".
Их нравы
Посредника приглашают обе стороны, знакомят с материалами и своими доводами, просят проконсультировать. Чем в итоге заканчивается конфликт, посредник не знает, так как дальше уже переговоры проходят и заканчиваются строго конфиденциально. При этом посредник не имеет даже права интересоваться конечным результатом процесса.
Так, в США такая практика очень распространена во всем цивилизованном предпринимательском мире. Многие иностранные бизнесмены высказывают пожелание точно таким же образом строить свои отношения и с российскими партнерами. Такими же должны стать и наши предприниматели, если хотят быть успешными на мировом рынке.
Оценка судебной реформе
В контексте совершенствования системы правосудия В.Ф. Яковлев отметил, что вопрос доверия и ответственности судов упирается в вопросы открытости и гласности, сфера, где еще есть нерешенные вопросы. Речь о поступлении судебных решений в общедоступный банк данных. Но если сравнивать открытость судов с открытостью органов исполнительной власти, "то она более открыта".
"Однажды было утверждено мировое соглашение уже в надзорной инстанции - при рассмотрении дела Президиумом ВАС РФ. Это был известный спор между крупными экономическими структурами - АО "Сиданко" и АО "Роснефть". Мировое соглашение утверждается при наличии двух условий. Оно не должно противоречить закону и не должно затрагивать права и интересы третьих лиц"
(В.Ф. Яковлев)
В целом советник дал положительную оценку судебной реформе. "Продвинулись мы вперед? Думаю, да. Решили задачи, которые тогда ставились? Вполне. Но работа должна быть продолжена". Есть проблемы в судоустройстве, судопроизводстве, в обеспечении судей всем необходимым, требуется усиление кадрового состава. Было замечено, что повышение зарплаты судей на 80%, о котором говорил Минфин, пока не состоялось, но, возможно, это произойдет в самом скором времени. Финансирование на второе полугодие для повышения зарплаты уже предусмотрено - дело в юридическом исполнении.
В целом понятно одно - решение налоговых споров в судах зашло в тупик. Судебная система не справляется с разрешением налоговых споров. Предполагается, что налоговые органы и налогоплательщики будут договариваться сами.
Н. Гетьман,
корреспондент "эж-ЮРИСТ"
"эж-ЮРИСТ", N 29, июль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru