Глава 2. Международные
стандарты - обстоятельно и без спешки
Лето - пора, когда деловая жизнь столицы затихает. Но это не значит, что у бухгалтеров, предпринимателей и экспертов нет поводов для встреч. Вслед за пресс-конференцией в Академии международного учета специалисты собрались за традиционным "круглым столом", который провел Фонд НСФО.
Секрет качественного закона
Ведущие эксперты в этой области, представители Государственной Думы, ученые и простые бухгалтеры собрались за "круглым столом". Встретились для того, что обсудить позиции всех заинтересованных специалистов в реформировании российской системы бухгалтерского учета и отчетности. Еще одна цель встречи - проработка единой позиции по максимальному числу вопросов, которые найдут свое место в законопроекте "О регулировании бухгалтерского учета и отчетности". Именно этот документ стал главной темой обсуждения. Но у специалистов нашлось и много других тем для разговоров за "круглым столом".
Выступавший с докладом член экспертного совета Фонда НСФО Виталий Палий напомнил собравшимся, что за год, прошедший с последней встречи, многое изменилось. Еще недавно даже экспертам было не совсем понятно, что делать с законопроектом "О регулировании бухгалтерского учета и отчетности" и нужен ли он вообще. Но авторам документа хватило времени для плодотворной работы и перед присутствующими лежит уже седьмой вариант закона.
- Этот закон не о бухгалтерской отчетности как таковой, а о регулировании, о тех стандартах, которые будут обязательными при подготовке отчета. Дело в том, что до этого многие стандарты утверждались аппаратным порядком. Где-то кто-то собирался, на скорую руку готовил документ, который впоследствии появлялся на свет в виде закона. При создании нашего законопроекта мы не только ушли от этого принципа, но и рассчитывали на поддержку общественности. В разработке документа должны принимать участие как можно больше заинтересованных лиц и специалистов.
Тех, кто присутствовал в этот день в зале, не надо было вводить в курс дела. Но это не значит, что на встрече не было общих слов о том, что уже много лет делаются попытки сделать бухгалтерский учет и отчетность предметом урегулирования. Причем направляющими в этом процессе не должны быть люди, отвечающие за сбор налогов. Прежде всего нужно сделать учет и отчетность инструментом доверия и прозрачности. Ведь именно в этом заключается секрет благоприятного инвестиционного климата столицы и всей страны.
На встрече также поднимался вопрос: почему, несмотря на широкое освещение процесса перехода российских предприятий на международные стандарты финансовой отчетности, бухгалтеры все равно относятся к нему с недоверием?
Научный руководитель ГУ ВШЭ, председатель попечительского совета Фонда НСФО Евгений Ясин на это ответил:
- Бухгалтеры по своей натуре люди консервативные и всякие изменения встречают с сопротивлением. Хотя если они повернутся к МСФО лицом, то смогут стать профессиональней. Но так или иначе, процесс внедрения новых систем отчетности необходим.
Всем миром
Депутат Государственной Думы, председатель правления Фонда НСФО Андрей Буренин подробно остановился в своем выступлении на содержании законопроекта "О регулировании бухгалтерского учета и отчетности". Он заранее предупредил собравшихся, что текст еще достаточно сырой и нуждается в доработке. Но это не мешает уже сейчас рассказать об основных положениях документа.
Законопроект направлен на концептуальное изменение действующей системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Создатели законопроекта предполагают, что этого можно будет добиться, если усилить влияние экспертного сообщества, которое поможет инвесторам и защитит их право на получение достоверной информации.
Предполагается, что будет создана независимая профессиональная негосударственная организация, решения которой после одобрения уполномоченной государственной службой будут получать силу нормативно-правового акта. Законопроект содержит перечень требований к негосударственному органу регулирования, способных обеспечить эффективный и прозрачный процесс принятия решений. Роль государства в принятии решений по МСФО должна быть ограничена.
Кроме того, законопроект устанавливает конкретные сроки перехода отдельных категорий организаций на международные стандарты финансовой отчетности. Одно из его положений должно порадовать многих бухгалтеров, работающих по-новому: они могут не составлять отчетность по национальным стандартам.
Депутат отметил, что, разрабатывая и принимая такие основополагающие документы, очень важно не спешить и все тщательно взвесить. К сожалению, не всегда авторы законов подходят к их проработке столь тщательно. В качестве примера такого недобросовестного подхода Андрей Буренин напомнил собравшимся о судьбе законопроекта "О консолидированной финансовой отчетности", который чуть не был принят в прошлом году. Но в последний момент оказалось, что почва для реализации документа не была подготовлена:
- В результате законопроект "О консолидированной финансовой отчетности" завис между вторым и третьим чтением в Государственной Думе. Вопрос решается на уровне Администрации Президента. И когда этот вопрос будет до конца разрешен, неясно. Это еще раз говорит о том, что сложные государственные документы, которые касаются создания в стране новых институтов, нельзя разрабатывать в спешном порядке, а потом делать большие сюрпризы для общественности. Такой подход не только необоснован, но и опасен. Ведь можно дискредитировать само понятие МСФО. В связи с этим мы для себя сделали вывод, что финансовая отчетность, будь она основана на международных или национальных стандартах, - институт, к развитию которого нужно подходить всесторонне.
Прежде чем международные стандарты прочно войдут в жизнь российского бизнеса, пройдет еще не один год. И за это время будет рассмотрен не один документ, который поможет прижиться зарубежным правилам на нашей почве. Очень хочется надеяться, что подготовка всех законопроектов также будет выноситься авторами на обсуждение со всеми заинтересованными сторонами. Ведь только в диалоге власти и общества может родиться качественный закон.
Н. Белая
"Московский бухгалтер", N 8, август 2005 г.