Налоговый стимул для развития экономики
За последнее время в мире налогового законодательства произошло немало важных событий. В частности, отменен налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения*(1). Кроме того, Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму долгожданный законопроект, направленный на совершенствование налогового администрирования. Об этих и некоторых других шагах на пути улучшения налогового климата в России пойдет речь в статье.
Непростая судьба налога на наследство
Вначале немного истории. Проект программы Правительства РФ на среднесрочную перспективу предусматривает принятие до 2006 года новой главы Налогового кодекса "Налог на наследование и дарение", которая заменит Закон РФ от 12.12.91 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения". Соответствующий законопроект Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму еще в 2003 году.
Законопроект прошел подробнейшее обсуждение и был готов ко второму чтению. Нерешенным оставался только вопрос о налоговых льготах. Законодатели предлагали освободить от налогообложения членов семьи и близких родственников наследодателя (дарителя) - супругов, детей, бабушек, дедушек, братьев и сестер, а правительство - только членов семьи - супругов, родителей и детей.
Однако в своем послании Федеральному Собранию Президент России высказался за отмену налога с имущества, переходящего в порядке наследования. В связи с этим депутаты во втором, а затем и в третьем заключительном чтении изменили суть законопроекта: Закон N 2020-1 признается утратившим силу. Теперь имущество, полученное в наследство, не облагается налогами, в том числе налогом на доходы физических лиц.
Перестает существовать также налог с имущества, переходящего в порядке дарения. Правда, стоимость подаренного недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей и паев будет облагаться НДФЛ по ставке 13%. Однако, если в соответствии с Семейным кодексом даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками - супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, НДФЛ взиматься не будет. Не будет облагаться этим налогом и прочее имущество независимо от того, кто его дарит - члены семьи (близкие родственники) или иные лица.
Значение налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, для бюджета ничтожно мало. К примеру, в 2003 году поступления этого налога в бюджет составили всего 350 млн. руб., в 2004 году - 470 млн. руб. В этом году ожидаются поступления в размере 500 млн. руб. При бюджете в 3236 млрд. руб. такие суммы незначительны.
Но с отменой налога на наследование и дарение общество получает огромный моральный капитал. Отмена налога будет способствовать росту материального благосостояния семьи и укреплению семейных традиций. Именно такими принципами руководствовались депутаты фракции "Единая Россия" при обсуждении этого законопроекта.
Будущее налогового администрирования
Правительство 2 июня 2005 года внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект о совершенствовании налогового администрирования. В документе учтен опыт администрирования, накопленный за годы существования налоговых органов, и учтены пожелания бизнес-сообщества, при непосредственном участии которого разрабатывался данный законопроект.
Итак, что же предусмотрено в законопроекте? Прежде всего уточнено понятие "налоговый резидент". Данная поправка поможет устранить различные подходы в правоприменительной практике к определению признака налогового резидентства российских граждан, постоянно проживающих в России. Как известно, налоговым резидентом России является физическое лицо, прожившее в ней не менее 183 дней в налоговом периоде (календарном году). Такой статус физическое лицо приобретает применительно к каждому налоговому периоду. Из этого можно сделать вывод, что любой российский гражданин, постоянно проживающий в России, не будет признан ее налоговым резидентом до тех пор, пока в текущем году не проживет в России положенного срока. Чтобы избежать подобных трактовок, в первую часть Налогового кодекса предлагается внести следующие поправки. Налоговым резидентом России будет считаться физическое лицо, постоянно или преимущественно прожившее в России не менее 183 дней в текущем налоговом периоде либо в течение 12 месяцев, предшествовавших моменту определения статуса этого лица.
Кроме того, налоговыми резидентами независимо от времени фактического проживания будут признаны некоторые категории российских граждан или физических лиц, имеющих вид на жительство в России. Это, в частности, командированные за пределы России сотрудники дипломатических, консульских учреждений, международных организаций, военнослужащие и гражданский персонал военных баз, воинских частей, дислоцированных за пределами России.
Еще одно нововведение - упрощенный порядок постановки на учет организаций, имеющих на территории, подконтрольной одной налоговой инспекции, несколько обособленных подразделений. В эту инспекцию организация должна будет представить сообщение об обособленных подразделениях, созданных в России.
Законопроект также направлен на упорядочение документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами. Правительство предлагает конкретизировать документы, которые налогоплательщики представляют в налоговые органы по итогам налоговых и отчетных периодов, а права налоговых органов по первичному и повторному истребованию этих документов при камеральной проверке ограничить.
Это лишь некоторые изменения, которые, как ожидает Правительство России, должны значительно улучшить состояние налогового администрирования в стране.
Как уже отмечалось, законопроект внесен на рассмотрение в Госдуму в начале июня. Ответственным назначен Комитет по бюджету и налогам. Предполагается, что законопроект будет рассматриваться нижней палатой в осеннюю сессию 2005 года.
Реформа НДС
На рассмотрении у Президента России сейчас*(2) находится законопроект о совершенствовании порядка администрирования НДС. Кратко отметим те изменения, которые этот законопроект вносит в 21-ю главу НК РФ.
Увеличен с 1 до 2 млн. руб. объем выручки, позволяющий организациям и индивидуальным предпринимателям не исполнять обязанности по уплате НДС. Уточнено понятие места реализации работ (услуг). Например, услуги по перевозке и (или) транспортировке считаются оказанными на территории России, если они оказаны (выполнены) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями и если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории России. Кроме того, устанавливаются четкие критерии, по которым местом реализации работ (услуг) территория России не признается. Напомним, что действующая редакция главы 21 НК РФ таких критериев не предусматривает.
Самые заметные изменения, которые коснутся практически всех налогоплательщиков, внесены в статью 167 НК РФ. С момента, когда закон вступит в силу, налогоплательщики должны будут формировать налоговую базу по НДС либо на дату отгрузки, либо на дату оплаты (в том числе частичной) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) в зависимости от того, какое из этих событий произойдет раньше.
Кроме того, законопроект позволяет ускорить возмещение НДС по капитальным вложениям.
А вот ставка НДС, несмотря на продолжительные споры по этому вопросу, пока не изменится. Звучали предложения о ее снижении до 13%. Но, по оценкам Минфина России, подобное снижение ставки негативно скажется на доходной части бюджета.
Некоторые специалисты считают вполне приемлемым введение в 2007-2008 годах единой ставки НДС в размере 16% и нецелесообразным ее снижение в 2006 году. Обнародовано предложение об отмене НДС вовсе и введении вместо него налога с продаж. Авторы такой идеи уверены, что это избавит налоговую систему от проблем с администрированием НДС.
Комитет по бюджету и налогам считает наиболее правильным не только переход к единой налоговой ставке, но и ее снижение. В качестве ориентира можно выбрать, например, ставку 15%.
Разумеется, нужно проанализировать последствия унификации ставки налога на социально значимые товары (лекарства, продовольствие и товары для детей). Они сейчас облагаются по пониженным ставкам. Отмена пониженных ставок должна сопровождаться адекватными мерами, которые не допустили бы повышения цен на эти товары.
Целесообразно также отменить возмещение НДС по экспортным товарам и разрешить только его зачет. Подобная мера поможет эффективнее пресекать лжеэскпорт и незаконное возмещение налога.
Хорошие новости для малого бизнеса
Налогообложение малого бизнеса также нуждается в изменениях. И первые шаги в этом направлении уже предприняты. В конце июля Госдума рассмотрела в третьем чтении законопроект, направленный на совершенствование налогообложения малого бизнеса. Изменения коснутся глав 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ. Инициировало этот законопроект Правительство РФ.
Законопроект предусматривает увеличение не только уровня дохода, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения, но и предельной величины доходов, при превышении которой следует перейти на иной режим налогообложения. Объем выручки, при котором можно перейти на упрощенную систему, возрос с 11 до 15 млн. руб. Причем в расчете этого показателя будут участвовать и доходы от реализации, и внереализационные доходы. Размер дохода, при превышении которого налогоплательщик теряет право на применение упрощенной системы налогообложения, увеличился с 15 до 20 млн. руб.
Однако, как полагают специалисты Комитета по бюджету и налогам, увеличение до 20 млн. руб. предельной величины дохода для применения "упрощенки" недостаточно. С учетом прогнозируемого на 2006 год уровня инфляции планку нужно поднять. В связи с этим в окончательном варианте законопроекта появилось такое понятие, как коэффициент-дефлятор. Он будет применяться для индексации предельного уровня доходов как для перехода на "упрощенку", так и для сохранения права на ее применение. Коэффициент будет определяться в порядке, установленном Правительством РФ.
Законопроект предполагает значительно расширить перечень расходов, учитываемых налогоплательщиком при исчислении единого налога. Например, доходы можно будет уменьшить на расходы по обязательной сертификации и оценке, а также на расходы по гарантийному ремонту и обслуживанию. Доходы от перепродажи товаров предлагается уменьшать на расходы по их хранению, обслуживанию и транспортировке. Кроме того, можно будет учитывать расходы на бухгалтерские и юридические услуги, судебные расходы, расходы на подготовку и переподготовку кадров.
Целесообразен возврат к уже проверенной патентной системе для предпринимателей с небольшими объемами хозяйственной деятельности. В Кодексе будут перечислены 58 видов деятельности, при осуществлении одного из которых индивидуальные предприниматели смогут переходить на УСН на основании патента. Такой патент можно брать на квартал, полугодие, 9 месяцев или на год. Чтобы получить патент, предпринимателям придется уплатить его годовую (квартальную, полугодовую, 9-месячную) стоимость, которая определяется как потенциально возможный к получению доход, умноженный на налоговую ставку 6%. Потенциально возможный доход будет определяться законом субъекта РФ по каждому виду деятельности.
Поправки по ЕНВД носят в основном уточняющий характер. Так, перечень видов деятельности, которые переводятся на эту систему, несколько расширен. В частности, ЕНВД будут облагаться услуги общественного питания, оказанные через объекты, не имеющие зала обслуживания посетителей. Физическим показателем для такой деятельности будет служить количество работников, включая индивидуального предпринимателя, с базовой доходностью 4500 руб. в месяц.
Особое внимание следует уделить предложению Правительства РФ об отмене корректирующего коэффициента К1, который в рамках первоначальной концепции ЕНВД должен был учитывать территориальные особенности ведения предпринимательской деятельности. Не секрет, что этот коэффициент не применялся в период действия главы о "вмененке". Так что его отмена своевременна и обоснованна.
Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2006 года. В настоящее время законопроект находится на рассмотрении Президента РФ*(3).
Старые налоги будут заменены на новые
Правительство РФ давно готовит к внесению на рассмотрение Госдумы главу Налогового кодекса о налоге на имущество физических лиц. Пока эта работа не завершена. Главная проблема на пути введения налога - отсутствие единой методики оценки недвижимости. От решения этого вопроса зависит степень изменения налоговой нагрузки на граждан. Поэтому решение о том, какой метод оценки недвижимого имущества закрепить в Налоговом кодексе, следует принимать с особой осторожностью.
Данный тезис в полной мере касается и налога на недвижимость, введение которого также запланировано в программе правительства. Необходимо отметить, что этот налог не будет новым. Он заменит уплачиваемый сейчас гражданами налог на имущество и земельный налог. Это важнейший аспект, который имеет не только юридическое, но и прикладное значение.
Налоги: от фискальной к стимулирующей функции
Разумеется, в условиях снижения ставок налогов и упрощения налогового администрирования справедливо требовать от налогоплательщиков неукоснительного выполнения норм налогового законодательства. Причем правила игры для всех налогоплательщиков должны быть одинаковыми.
Эффективным должен стать Федеральный закон от 02.07.2005 N 83-ФЗ, вносящий изменения в Гражданский кодекс и Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Напомним, что инициатором этих поправок выступил Президент России. По закону организации, которые в течение года не осуществляли банковских операций и не представляли налоговой отчетности, будут ликвидированы. О таких организациях Федеральная налоговая служба будет сообщать в специальном печатном издании - "Вестнике государственной регистрации". Если по прошествии трех месяцев с момента опубликования сообщения владельцы компании, кредиторы или другие заинтересованные лица не объявятся, предприятие исключат из Единого государственного реестра юридических лиц. Оспорить решение ФНС России можно будет еще в течение года.
Мнение Комитета по бюджету и налогам таково: в законе соблюден баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов, а значит, процедуры налогового контроля необоснованно ужесточены не будут.
В качестве одной из необходимых мер по совершенствованию налогового администрирования следует предусмотреть улучшение работы налоговых органов по информированию налогоплательщиков об изменениях в налоговом законодательстве. Этот вопрос также будет вынесен на парламентские слушания.
Подведем итоги. Комитет по бюджету и налогам в 1-м полугодии 2005 года провел серьезную работу по облегчению положения налогоплательщиков. Однако окончательно задача снижения налоговой нагрузки на экономику пока не решена. Еще существуют такие проблемы, как административное давление на бизнес и недостаточная доступность кредитов.
Впереди у Комитета рассмотрение проекта федерального бюджета на 2006 год. Проект впервые будет рассмотрен в рамках трехлетнего бюджетного планирования. Кроме того, предстоит решить задачу, поставленную перед законодателями Президентом России. А задача непростая: увеличить расходы на социальную сферу и не допустить при этом всплесков инфляции. Как заявил Президент РФ, "бюджет страны должен быть бюджетом развития, но он не должен быть бюджетом разбазаривания".
Одновременно планируется работа над изменениями в Бюджетный кодекс и закон о Счетной палате, а также над дальнейшим совершенствованием налогового законодательства России.
Ю.В. Васильев
"Российский налоговый курьер", N 15, август 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения". Закон вступит в силу с 1 января 2006 года.
*(2) На момент подписания номера в печать. - Примеч. ред.
*(3) На момент подписания номера в печать. - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99