Роль анализа безубыточности в системе управленческого аудита
Анализ безубыточности в той или иной степени затрагивает все циклы деловой активности. Следовательно, можно говорить о важной роли финансового анализа вообще и анализа безубыточности в частности не только для целей управленческого аудита как части внутреннего аудита, но и о его несомненной пользе для оценки системы внутреннего контроля клиента внешним аудитором. В статье показаны основные подходы к расчету точки безубыточности производства.
В любой компании существует система внутреннего контроля, которая призвана способствовать достижению поставленных перед компанией целей. Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим аудитом. "Управленческий аудит - это изучение деловых операций с целью выработки рекомендаций по экономичному использованию ресурсов, достижению конечного результата и выработки политики компании. Он должен помогать руководителям в выполнении их функций и приводить к повышению прибыльности предприятия" (1, с. 6).
В системе внутреннего контроля можно выделить три основных элемента. Во-первых, это контрольная среда, т.е. характеристики, определяющие благоприятные или не очень благоприятные для контроля взаимоотношения в компании. Во-вторых, это система бухгалтерского учета, основу которой составляют учетная политика, выбранная в организации, и, как следствие, мероприятия, касающиеся отражения в учете совершаемых хозяйственных операций. В-третьих, это собственно процедура контроля, включающая специальные проверки, выполняемые персоналом компании. В качестве примера, иллюстрирующего контрольные методы, используемые администрацией компании, можно привести эффективную систему финансового планирования и анализа (2, с. 266).
Финансовый анализ в целом "используется в аудите в двух аспектах. Во-первых, как метод познания финансового механизма предприятия: во-вторых, : как вид услуг аудитора или аудиторской фирмы" (3, с. 164,165). Хотя аудитору следует обращать больше внимания на те моменты, которые имеют отношение к формированию внешней отчетности компании, информация, относящаяся к внутренней управленческой деятельности, может оказаться весьма важной. Более того, "подход к структуре внутреннего контроля: подразумевает наличие "циклов деловой активности": речь идет о циклах получения дохода, покупки и производства" (4, с. 157,158).
В основе анализа соотношения "затраты - объем - прибыль" лежит отчет о прибылях и убытках. Однако данные для такого анализа нельзя взять напрямую из традиционного отчета; каждая статья расходов, указанная в отчете, должна быть проанализирована с позиции определения ее постоянных и переменных составляющих, причем постоянная часть должна отражать итоговые данные за период, а переменная - долю или процент от выручки. Тогда отчет о прибылях и убытках приобретает вид маржинального отчета, применяемого в системе учета затрат и калькуляции себестоимости по переменным затратам.
Рассмотрим в общих чертах, что представляют собой системы калькуляции по полным и переменным затратам. Под себестоимостью продукции (работ, услуг) в западной учетной практике традиционно понимается производственная себестоимость, в которую включаются прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты и производственные накладные расходы. Непроизводственные накладные расходы, как правило, рассматриваются как затраты периода и не относятся на заказы, а списываются на себестоимость продаж. Себестоимость, рассчитанная подобным образом, получила название полной себестоимости (absorption costing, full costing или conventional costing).
Сложности и ограничения, связанные с включением производственных накладных расходов (особенно постоянных) в себестоимость продукции (работ, услуг), в начале 30-х годов прошлого века предопределили разработку системы калькуляции сокращенной (неполной) себестоимости. Тогда же появились американский метод калькуляции сокращенной себестоимости, имеющий две основные разновидности - калькуляцию по прямым затратам (direct costing) и по переменным затратам (variable costing), и его британский аналог - калькуляция по предельным издержкам или маржинальная калькуляция (marginal costing). В ряде других европейских стран (Германия, Франция и др.) системы калькуляции сокращенной себестоимости также получили достаточное развитие. Хотя концептуально три упомянутых выше термина представляют собой разные понятия, с практической точки зрения их можно считать синонимами.
Наиболее широко применяемая разновидность калькуляции сокращенной себестоимости по существу основана на различиях между постоянными и переменными составляющими себестоимости. Согласно системе калькуляции по переменным издержкам в себестоимость продукции включаются все переменные производственные расходы, в том числе прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты и переменные производственные накладные расходы. Постоянные производственные накладные расходы, а также административные и коммерческие расходы в качестве периодических затрат относятся на себестоимость продаж. Суть данной системы точнее отражает термин "variable costing" (калькуляция себестоимости по переменным издержкам), однако для ее обозначения применяется и уже устоявшийся термин "direct costing" (на практике переменные производственные накладные расходы как бы включаются в прямые издержки, хотя фактически они все равно распределяются) и даже двойной термин "direct/variable costing". В России такой тип калькуляции сокращенной себестоимости больше известен под названием "директ-костинг".
Важной составляющей системы калькуляции себестоимости по переменным издержкам является показатель маржинального дохода (contribution margin); в российской научной литературе встречается также перевод данного термина как "прибыль покрытия" или "вклад". Прежде всего следует отметить, что существует прямая связь между переменными издержками на единицу продукции и продажной ценой, поскольку продажная цена и есть цена за единицу продукции. Переменные (или предельные) издержки на единицу продукции показывают дополнительные издержки на производство, а продажная цена - дополнительный доход от продажи каждой последующей единицы продукции. Таким образом, полученная разница отражает дополнительную прибыль от производства и продажи каждой последующей единицы продукции. Данный показатель получил название маржинального дохода на единицу продукции.
Поскольку постоянные издержки остаются неизменными при производстве дополнительных единиц продукции (пока не наступает необходимость задействовать дополнительные производственные мощности), совокупные издержки увеличиваются лишь за счет своей переменной части. Поэтому именно маржинальный доход на единицу продукции демонстрирует возможное увеличение прибыли компании при производстве и продаже еще одной единицы продукции. Соответственно маржинальный доход в целом по компании представляет собой разницу между выручкой от продаж и переменными издержками. Именно маржинальный отчет о прибылях и убытках, составленный с выделением маржинального дохода, представляется наиболее предпочтительным для целей анализа.
Существуют два основных подхода к анализу соотношения "затраты - объем - прибыль": количественный и стоимостный. Согласно первому подходу объем продаж выражается в количестве проданных единиц, а второму - в сумме полученной выручки.
Количественный подход к анализу единственного изделия
Для иллюстрации количественного подхода придадим отчету о прибылях и убытках аналитическую форму, используя при этом следующие обозначения:
Р - цена за единицу продукции;
Х - количество проданных единиц продукции;
V - совокупные переменные затраты;
v - средние переменные затраты на единицу продукции;
F - совокупные постоянные затраты;
I - прибыль до налогообложения.
Введя данные обозначения, можно выразить выручку как РХ (цена, умноженная на количество), а совокупные переменные затраты как vX (средние переменные затраты на единицу продукции, умноженные на количество единиц продукции). Тогда отчет о прибылях и убытках принимает следующий вид:
I = PX - vX - F = (P - v) X - F.
Для ответа на вопрос, сколько единиц должно быть продано, чтобы заработать требуемую прибыль до уплаты налогов, из этого уравнения определим Х:
X = (F + I) / (P-v).
Разница между ценой и средними переменными затратами на единицу продукции (P-v) и есть маржинальный доход на единицу продукции. Таким образом, можно вывести формулу для количественного подхода к анализу соотношения "затраты - объем - прибыль".
Одним из направлений анализа соотношения "затраты - объем - прибыль" является определение точки безубыточности, которая показывает не только, при каком объеме продаж не появится ни прибыли, ни убытка, но и возможности, связанные с изменениями затрат или объема продаж. Анализ с использованием точки безубыточности имеет свои недостатки и преимущества, но при правильном применении он может стать полезным инструментом для принятия краткосрочных управленческих решений. Необходимо обратить внимание на опасность, которая кроется в использовании слишком упрощенных схем точек безубыточности. Считается, что в настоящее время точки безубыточности несколько завышены. Известно, что технологический прогресс неизбежно ведет к увеличению постоянных затрат и, следовательно, точки безубыточности, но с его помощью продажи могут стать более прибыльными из-за уменьшения переменных затрат. Поэтому следует не остерегаться роста точки безубыточности, а отличать меры по снижению затрат от расширения производственной деятельности компании.
/----------\ /----------\ /---------------\ /--------------------\
|Количество| = |Постоянные| + | Прибыль до | : |Маржинальный доход|
| единиц | | затраты | |налогообложения| |на единицу продукции|
| продукции| | | | | | |
\----------/ \----------/ \---------------/ \--------------------/
Рассмотрим количественный подход к исчислению точки безубыточности. Применяя выведенную формулу, можно найти такой объем продаж (в единицах продукции), при котором совокупные доходы компании равняются совокупным затратам. Приняв прибыль до налогообложения (I) равной нулю, преобразуем ранее выведенную формулу:
/---------------\ /------------\ /-----------------------\
|Количество еди-| = | Постоянные | : |Маржинальный доход на|
|ниц продукции | | затраты | |единицу продукции. |
\---------------/ \------------/ \-----------------------/
Стоимостный подход к анализу единственного изделия
В ряде случаев при анализе соотношения "затраты - объем - прибыль" в качестве меры результативности продаж вместо объема продаж в единицах продукции может использоваться выручка от продаж в денежных единицах R. Переход от измерения физического объема к стоимостной оценке может быть сделан умножением цены на количество проданной продукции. Значение того же показателя может быть получено по формуле:
I = R - VR - F.
Следует отметить некоторые различия между стоимостным и количественным подходами к анализу соотношения "затраты - объем - прибыль". Во-первых, при стоимостном подходе продажи характеризуются не количеством реализованных единиц продукции, а таким показателем, как выручка. Во-вторых, переменные затраты представляют собой не часть себестоимости единицы продукции, а часть выручки. Можно предположить, что если совокупные переменные затраты меняются с изменением количества проданных единиц, то они должны также меняться и при изменении выручки от продаж.
Параметр V называют отношением переменных затрат к выручке. Это доля каждой денежной единицы, вырученной от продаж, необходимой для покрытия переменных затрат, или как переменные затраты в денежной единице выручки. Отношение переменных затрат к выручке может быть исчислено либо путем деления совокупных переменных затрат, приходящихся на выручку, либо в случае продажи единственного изделия делением средних переменных затрат, приходящихся на единицу продукции, на цену.
Чтобы определить доход от продаж, необходимый для получения целевой прибыли (I), из уравнения
I = (1 - V) R - F
определим значение выручки:
R = (F +I) / (1 - V).
Так как V = v/P, то 1 - V равняется 1 - v/Р, или (Р - v)/Р. (Р - v) представляет собой маржинальный доход на единицу продукции, поэтому (Р - v)/Р называют коэффициентом маржинального дохода (G), который показывает долю каждой денежной единицы, необходимой для покрытия постоянных затрат и обеспечения прибыли. В конце концов, доля каждой денежной единицы, остающейся после покрытия переменных издержек, должна быть частью выручки.
Коэффициент маржинального дохода может быть исчислен двумя способами. Во-первых, по формуле G = 1 - V. Согласно второму способу предполагается разделить маржинальный доход на выручку от продаж (для всех проданных единиц или в расчете на единицу).
Хотя коэффициент маржинального дохода является важным и часто применяемым показателем, одного только соотношения маржинального дохода и выручки от продаж бывает недостаточно для серьезного анализа. Естественно, если за разные периоды объем выручки от продаж менялся, а указанное соотношение оставалось прежним, вряд ли положение компании было одинаковым в этих периодах. Обычно руководство компании стремится к повышению коэффициента маржинального дохода, чего можно достичь либо повышением отпускных цен, либо снижением переменных затрат. Однако в данном вопросе необходимо учитывать ограничивающие факторы, такие, как нехватка рабочей силы и сырья, доступные производственные мощности завода, имеющиеся в наличии денежные средства, недостаточный спрос и т.п.
Количественный подход к анализу нескольких продуктов
В том случае когда компания выпускает более одного вида продукции, анализ соотношения "затраты - объем -прибыль" усложняется, поскольку различные виды продукции продаются по различным ценам, имеют различную себестоимость и различные нормы прибыли. Предположим, что компании необходимо знать, сколько моделей каждого вида должно быть продано, чтобы достичь безубыточности. Уравнение, которое рассматривалось ранее при анализе единственного изделия, может быть применено и для анализа нескольких продуктов.
Одно возможное решение состоит в раздельном анализе каждой модели с получением нескольких индивидуальных точек безубыточности, однако при этом возникает проблема, связанная с постоянными затратами. Если постоянные затраты явно относятся к какому-либо определенному продукту и не возникают, когда этот продукт не производится, то такие затраты следует считать прямыми постоянными затратами и включать в анализ этого товара. Однако выручка от продажи исчисленного количества каждой модели покрывает только их прямые затраты (как переменные, так и постоянные). Следовательно, продав модели всех видов в таких количествах, компания понесет убыток в размере косвенных постоянных затрат, т.е. затрат, в большей степени связанных с функционированием компании в целом.
Для того чтобы общие постоянные издержки были учтены при анализе, их необходимо распределить между моделями на основании принятых методик распределения. Основной недостаток данного подхода и заключается в произвольности такого распределения, что существенно влияет на точность получаемых данных и может привести к неправильным решениям в отношении производства и продажи конкретного продукта. Поэтому изначальное решение по каждому продукту должно приниматься независимо от общих постоянных затрат. Затем следует подготовить бюджет компании, основанный на оптимальном объеме производства каждого продукта, и, не разделяя общие постоянные затраты, убедиться, что за счет выручки от продажи всех продуктов можно покрыть совокупные затраты.
Другим возможным решением является определение ожидаемого соотношения моделей в общем объеме продаж, что позволяет вместо нескольких продуктов ввести в анализ "единственное" изделие, которое компания продает как пакет. При применении количественного подхода предполагается, что отпускная цена пакета и переменные затраты на пакет известны. Для исчисления этих значений необходимы соотношения моделей разного вида, цены и переменные затраты на единицу каждой модели; данные могут быть получены из прогнозного отчета о прибылях и убытках.
Большинство компаний производят несколько видов продукции, рентабельность которых различна. Прибыли компании будут больше, если основную часть продаж составит высокорентабельная продукция, и соответственно увеличение доли менее рентабельных видов продукции может привести к тому, что прибыли снизятся даже в случае роста объема реализации. Поэтому то соотношение продаваемой продукции, которого смогла достигнуть компания, может считаться одним из показателей эффективности ее продаж. В ряде случаев эффективность продаж можно измерить при помощи маржинального дохода на единицу продукции. Так, увеличение среднего маржинального дохода на единицу продукции при неизменном общем количестве проданных единиц означает смещение соотношения в сторону более рентабельного вида продукции, и наоборот.
Основной проблемой при данном подходе к анализу нескольких продуктов является стабильность прогнозируемого соотношения. Так, изменение цен на разные модели может привести к необходимости изменить их соотношение в пакете или, иными словами, для достижения желаемой целевой прибыли понадобится другой пакет. Если в предстоящем периоде нет определенности в вопросе, каким будет соотношение моделей разного вида в пакете, то для оценки возможных результатов, с которыми может столкнуться компания, следует рассмотреть несколько различных пакетов. Кроме того, с увеличением номенклатуры продаваемой продукции возрастает и трудоемкость вычислений, которые уже должны проводиться с помощью компьютерных технологий.
Стоимостный подход к анализу нескольких продуктов
Применение стоимостного подхода также предполагает использование ожидаемого соотношения моделей разного вида, однако для расчетов достаточно итоговых данных отчета о прибылях и убытках. Для ответа на вопрос, какую выручку нужно получить, чтобы достичь безубыточности, сначала следует определить коэффициент маржинального дохода.
Таким образом, при стоимостном подходе не используется расчет маржинального дохода для пакета, не требуются данные отдельно по каждому продукту, вычислительные процедуры существенно упрощены по сравнению с применяемыми при количественном подходе. Когда компания продает несколько видов продукции, коэффициент маржинального дохода представляется более простым в применении, чем показатели в расчете на единицу каждой продукции. В то же время стоимостный подход жертвует информацией относительно индивидуальной прибыльности каждого продукта. Конечно, при желании коэффициент маржинального дохода может быть вычислен исходя из данных пакета. Однако этот подход требует того же уровня вычислительной сложности, что и количественный подход.
Маржа безопасности
С анализом соотношения "затраты - объем - прибыль" тесно связано такое понятие, как маржа безопасности. Этот важный показатель влияет на устойчивость деловой активности компании и представляет собой превышение фактических (или запланированных) продаж над продажами в точке безубыточности. Иными словами, "маржа безопасности показывает, насколько компания может сократить объем реализации, прежде чем понесет убытки" (5, с. 250) или "запас прочности" компании. Условно данный термин означает, что если маржа безопасности высокая, то при значительном падении объема продаж компания все еще может получать прибыль. А если данный показатель низкий, то любое снижение продаж может иметь серьезные последствия.
Маржа безопасности выражается, как правило, в денежных единицах или в процентах, т.е. доля маржи безопасности в фактических (или запланированных) продажах (коэффициент маржи безопасности). Маржа безопасности имеет самое непосредственное отношение к прибыли компании. Коэффициент маржи безопасности можно получить, разделив норму прибыли на коэффициент маржинального дохода. В свою очередь, если известны коэффициент маржи безопасности и коэффициент маржинального дохода, можно рассчитать норму прибыли, которая равна произведению данных показателей. Маржа безопасности может рассматриваться и как некоторая мера риска. Всегда могут возникнуть обстоятельства, не известные на стадии планирования, которые могут снизить объемы продаж по сравнению с изначально запланированным уровнем. Если в ожидаемые продажи заложена большая маржа безопасности, то риск понести потери в случае нежелательного развития событий меньше, чем при низком запасе прочности.
Если размер маржи безопасности представляется неудовлетворительным, то можно предпринять некоторые меры по исправлению сложившейся ситуации. Во-первых, можно попытаться увеличить цену продажи, для чего компания должна иметь возможность влиять на цену. В качестве второй меры можно предложить снижение затрат. Однако следует принять во внимание тот факт, что снижение издержек не происходит само собой; поддерживать достигнутый уровень продаж и снижать затраты достаточно сложно, особенно когда компания уже действует достаточно эффективно. Третьей мерой может быть замена менее прибыльных продуктов на более прибыльные. И наконец, можно увеличить объем выпуска продукции.
Структура затрат
На зависимость соотношения "затраты - объем - прибыль" непосредственное влияние оказывает и структура затрат в компании, т.е. соотношение переменных и постоянных составляющих в совокупных затратах. Определенного ответа на вопрос, каково должно быть такое соотношение, не существует, поскольку каждая структура имеет свои преимущества и недостатки в зависимости от конкретных обстоятельств.
При высоких постоянных затратах для достижения точки безубыточности необходим значительный объем продаж. Следовательно, требуется достаточно длительный период, чтобы достичь объема продаж, соответствующего точке безубыточности. Однако, как только точка безубыточности достигнута, прибыль имеет тенденцию быстро расти, что означает высокую норму прибыли. Тем не менее маржа безопасности продолжает оставаться сравнительно небольшой. По этой причине компания, обладающая подобными характеристиками, может быть более спекулятивной, чем другие компании. Однако, как и все обобщения, это правило должно применяться с осторожностью. Возможно, данная компания производит и продает продукцию, спрос на которую остается неизменным в течение длительного времени и существенно не зависит от происходящих на рынке изменений.
Компания с низкими постоянными затратами и высокими переменными затратами имеет тенденцию показывать характеристики, противоположные тем, которые описаны выше. Поэтому прибыль, получаемая такой компанией, более стабильна. Тем не менее не должно складываться впечатления, что соотношение в пользу низких постоянных затрат предпочтительнее. Очевидно, что затраты надо сводить к минимуму и контролировать. Однако очень часто технологический процесс требует, чтобы постоянные затраты были высокими. В свою очередь благодаря механизации и автоматизации переменные затраты могут быть очень низкими, но, если достигается большой объем производства и продаж, становится возможным получение высокой прибыли. Кроме того, без первоначальных инвестиций в основные средства рентабельное производство может оказаться невозможным.
Операционный рычаг
Соотношение затрат для заданного объема продаж, одним из вариантов измерения которого является отношение маржинального дохода к прибыли, получило название операционного рычага*(1). Данный показатель "количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей их сумме и вариабельностью показателя "прибыль до вычета процентов и налогов" (6, с. 313). Он выше в тех компаниях, в которых выше соотношение постоянных затрат к переменным, и соответственно ниже в обратном случае.
Показатель операционного рычага позволяет достаточно быстро (без подготовки полного отчета о прибылях и убытках) определить, как повлияют изменения объема продаж на прибыль компании. Чтобы выяснить, на сколько процентов изменится размер прибыли, следует процентное изменение объема продаж умножить на уровень операционного рычага.
Одной из основных задач анализа соотношения "затраты - объем - прибыль" является подбор наиболее прибыльных сочетаний переменных и постоянных затрат, продажных цен и объемов продаж. Величина маржинального дохода (как валовая, так и удельная) и значение коэффициента маржинального дохода являются ключевыми в принятии решений, связанных с затратами и доходами компаний. Причем принятие данных решений не требует составления нового отчета о прибылях и убытках, поскольку может использоваться только анализ прироста тех статей, которые предполагается изменить.
При использовании анализа необходимо четко представлять следующее. Во-первых, изменение постоянных затрат меняет положение точки безубыточности, но не меняет размер маржинального дохода. Во-вторых, изменение переменных затрат на единицу продукции меняет значение показатель маржинального дохода и местоположение точки безубыточности. В-третьих, одновременное изменение постоянных и переменных затрат в одном и том же направлении вызывает сильное смещение точки безубыточности. И, в-четвертых, изменение в цене продажи меняет маржинальный доход и местоположение точки безубыточности.
Основные допущения анализа безубыточности
Правильное применение анализа безубыточности предполагает знание его основных допущений:
о линейной зависимости между доходами и затратами;
о переменных и постоянных затратах;
о неизменности факторов, влияющих на соотношение "затраты - объем - прибыль";
о равенстве объема производства и продаж.
Линейная зависимость между доходами и затратами вполне приемлема в пределах области релевантности. Тот факт, что все совокупные затраты делятся на переменные и постоянные составляющие, является основной причиной, по которой изменение прибыли не происходит строго пропорционально увеличению объемов продаж (если цены остаются неизменными). Наблюдения показывают, что, даже если цены остаются постоянными в течение определенного периода, при достижении определенного момента прибыль увеличивается и уменьшается быстрее, чем растет или падает уровень продаж. Такая эластичность прибыли объясняется разнообразием характеристик статей на изготовление продукции.
Термины "постоянные" и "переменные" затраты обычно относятся к валовым затратам. Если рассматривать их с точки зрения отношения к затратам на единицу продукции, то они имеют противоположные значения. Таким образом, в пересчете на затраты на единицу продукции переменные затраты становятся постоянными, и наоборот. Если представить, что затраты на производство единицы продукции состоят из переменных и постоянных, то переменные затраты будут оставаться неизменными по отношению к объему выпуска продукции, а постоянные затраты зависят от объема производства. Изменение объема постоянных затрат в пересчете на единицу продукции играет роль "операционного рычага" для значений прибыли при варьируемых объемах продаж.
Разделение затрат на постоянные и переменные носит условный характер, однако обоснованное применение традиционного анализа соотношения "затраты - объем - прибыль" зависит от точности такого разделения. При производстве более одного вида продукции на эту обоснованность также влияет общий характер некоторых переменных затрат. В данной ситуации переменные затраты одного вида продукции будут фактически зависеть от объема производства других видов продукции, который в свою очередь зависит от объема производства каждого вида продукции. Тогда применение такого анализа в качестве инструмента планирования связывается с использованием исчисляемых издержек (а не фактических), т.е. издержек, определяемых на базе бюджета при ожидаемом уровне (или диапазоне уровней) деловой активности.
Необходимо отметить, что при проведении анализа представляется целесообразным разделение переменных и постоянных затрат на регулируемые и нерегулируемые. Многие из постоянных затрат могут регулироваться, т.е. могут быть изменены. Также многие переменные затраты могут и не изменяться с ростом объема производства, если их не регулировать. Так, во многих производственных процессах начатое производство должно быть закончено. Таким образом, возможность регулирования издержек гораздо более важна, нежели их относительное постоянство или переменность.
Важным допущением является то, что воздействующие факторы неизменны. С точки зрения затрат предполагается, что масштабы производства, технология, производительность и стоимость факторов производства постоянны. Со стороны же дохода подразумевается, что и отпускная цена, и (если производится более одного вида продукции) структура продаж (соотношение в пакете) остаются неизменными. Единственным переменным показателем является объем выпуска (продаж).
Еще одним важным допущением является приведение объема выпуска продукции в соответствие с объемом продаж, означающее, что вся выпущенная продукция продается или же изменения в уровне запасов незначительны и ими можно пренебречь. Это допущение наряду с допущением о неизменных ценах очень важно при определении соотношения между выручкой и затратами, так как затраты являются в первую очередь функцией производства, а не продаж. Несмотря на то что при рассмотрении валовых затрат некоторые затраты относятся напрямую к продажам, все же основная их часть относится к производственной деятельности компании. Насколько в реальной действительности объемы производства и продаж совпадают, зависит от отраслевых и других особенностей.
В заключение отметим, что, несмотря на присущие ограничения, анализ безубыточности представляет собой действенный инструмент для планирования и принятия краткосрочных управленческих решений. Полученная в ходе анализа информация позволяет компании существенно улучшить структуру внутреннего контроля, особенно управленческого аудита.
Литература
1. Робертсон Дж. Аудит / Пер. с англ. - М.: КПМГ, аудиторская фирма "Контакт", 1993. - С. 496.
2. Аренс А., Лоббек Дж. Аудит / Пер. с англ. - М.: "Финансы и статистика", 1995. - С. 560.
3. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1995. - С. 240.
4. Аудит Монтгомери / Ф.Л. Дефлиз, Г.Р. Дженик, В.М. О'Рейлли, М.Б. Хирш / Пер. с англ. Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. - С. 542.
5. Друри К. Управленческий и производственный учет: Учебник / Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - С. 1071.
6. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: "Финансы и статистика", 1999. - С. 768.
Е.Ю. Воронова,
доцент кафедры учета, статистики и аудита МГИМО(У) МИД России,
кандидат экономических наук
"Аудиторские ведомости", N 8, август 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В российской учетной практике применяются также термины "операционный леверидж" и "производственный леверидж (рычаг)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а