Телефонный тариф "Новый". От Правительства
Как решать проблемы, возникающие у компаний с операторами связи, "Расчет" писал в июньском номере (стр. 66). Однако с 1 июля 2005 года вступили в силу новые Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденные постановлением Правительства от 18 мая 2005 г. N 310. Некоторые пункты - всего лишь официальное закрепление сложившихся отношений. Но есть нововведения, которые серьезно меняют привычную для компаний-абонентов ситуацию.
Новое соединение
К привычным видам телефонной связи (звонки местные, междугородние и международные) теперь добавили еще один - внутризоновую телефонную связь. Именно таким видом воспользуется компания-абонент, если ее работники будут звонить в другой город, но в своем регионе (в своем субъекте Федерации). Сюда же относятся теперь и звонки на мобильные телефоны, если телефон подключен через оператора сотовой связи того же региона.
А вот если компания будет звонить на сотовый, подключенный в соседней республике, - этот звонок будет уже междугородним. Опять таки по нормам, закрепленным в новых правилах (п. 2 раздела 1 "Общие положения").
Так что и тарифы теперь будут делиться на четыре группы, а не на три, как раньше.
Стоимость внутризоновых звонков оставлена на совести операторов связи. Плата же за международные, междугородние и звонки в пределах одного города по-прежнему определяется для всех на государственном уровне. Заметим, что сейчас в понятие "междугородний" входит и часть звонков на мобильные.
Как же быть со стоимостью таких соединений? По новым правилам получается, что стоимость части сотовых звонков регулирует государство.
Выбираем сами
Сейчас компания-абонент может прямо указать в своем договоре на предоставление услуг связи, в какие именно города и страны будут звонить ее работники. Другим словами, указать конкретные наименования операторов связи, коды городов, стран, звонки по которым компания готова оплачивать. Возможность такого выбора поможет компаниям пресечь "внеплановые" междугородние, а то и международные звонки сотрудников с рабочих телефонов. Если они, конечно, не входят в корпоративную политику компании.
Договор. Что нового?
По новым правилам заявление о заключении договора на оказание услуг связи компания-оператор рассматривает один месяц. Отказаться заключить договор она может лишь в том случае, если подключить телефон нельзя по техническим причинам. Доказывает эту причину компания-оператор сама.
Если же компании откажут предоставить связь без уважительных причин, она сможет потребовать заключить договор в судебном порядке и компенсировать убытки, например, в виде стоимости телефонных переговоров с использованием сотовой связи за тот период, когда не было нормальной телефонной связи.
Оператор также не может отказаться предоставить компании услуги внутризоновой, междугородной и международной связи, если она уже подключена к городской телефонной сети.
Важный момент: теперь договоры с компаниями не считаются публичными (п. 43 правил), то есть с одинаковыми условиями для всех. Правила предоставили операторам связи право заключать с разными фирмами договоры на разных условиях (с разным порядком оплаты, тарифными планами, штрафными санкциями и т.д.).
Возвращаясь к обязанностям
У компаний-абонентов появились новые обязанности. Во-первых, им придется сообщать оператору об изменении наименования компании и о прекращении своих прав на помещение, в котором есть закрепленный за ними телефон. Причем в срок не позднее 60 дней.
Во-вторых, на них возлагается обязанность содержать в исправном виде абонентскую линию и оборудование, "находящееся в телефонизированном помещении" (п. 60 правил).
Нельзя рассматривать эти дополнительные обязанности как формальность. По пункту 16 правил, если права на помещение, в котором есть телефон, закончились, - это причина, чтобы договор на услуги связи расторгнуть. Получается, что при смене компанией арендуемого помещения она не сможет относительно просто, как раньше, забрать с собой прежний телефонный номер.
Теперь она должна сообщить о том, что переезжает, и написать заявление с просьбой переключить номер в другое здание (п. 65 правил). Хотя переключение - это не обязанность компании связи.
Единственный выход - описать эту ситуацию в договоре и прямо определить все варианты поведения сторон. Ведь договор связи, как уже говорилось, теперь не публичный. А значит, можно попытаться включить в него свои условия.
Неприятная сторона обязанности содержать абонентскую линию заключается в том, что понятие "телефонизированное помещение" нигде не определено. Конечно, если фирме принадлежит все здание, такой проблемы не возникнет. За любую неисправность на его территории она и отвечает.
А если компания арендует несколько офисных помещений в административном здании? Как определить, отвечает она только за линию в пределах своего офиса или еще и за те провода, которые находятся в общих коридорах? Лучше всего указать в договоре, в пределах какого именно "телефонизированного помещения" компания-абонент несет ответственность.
И наконец, оплата
Наконец-то решен вопрос о том, какая плата взимается с нового владельца помещения, прежний хозяин которого оставил телефонную сеть.
Теперь с нового хозяина нельзя требовать оплатить всю стоимость услуги - предоставление доступа. Он обязан заплатить только сумму, равную стандартной месячной абонентской плате, установленной оператором связи (п. 90 правил). Плата за доступ к сети взимается однократно при установке телефона в первый раз (п. 89).
Также четко прописан вопрос, как платить за телефон в арендуемом помещении. По письменному заявлению абонента-арендодателя договор с ним приостанавливается на срок действия договора аренды помещения. А с арендатором, наоборот, заключается. И выделят ему для этих целей тот же номер телефона, который выделен для компании-арендодателя.
Арендодатель по-прежнему может использовать вариант, при котором арендатор компенсирует ему стоимость расходов по оплате телефонных переговоров. Только в договоре аренды в этом случае обязательно нужно указать, что арендатор возмещает убытки арендодателя в виде уплаченных оператору связи пеней за просрочку в оплате телефонных переговоров. Конечно, если это произойдет по вине арендатора.
По новым правилам размер пени за каждый день просрочки составляет 1 процент в день от суммы неоплаты. Но, установив такой высокий размер пени (он, кстати, может быть изменен договором), правила достаточно четко расписывают, как оформляется и выставляется счет на оплату за услуги связи.
Срок оплаты услуг телефонной связи (кроме абонентской платы) не должен быть менее 15 дней с даты выставления счета. Обеспечить доставку абоненту счета оператор обязан в течение пяти дней с даты выставления этого счета. Адрес и способ доставки счета стороны указывают в договоре. Счет, выставляемый абоненту за услуги, является расчетным документом.
Нарушение оператором связи сроков и порядка направления счета дает абоненту основание для снижения размера ответственности. Или для изменения даты, с которой будут начисляться пени (ст. 404 ГК предоставляет суду право снизить размер ответственности должника, если она увеличилась в связи с действиями кредитора). Размер пени может быть уменьшен судом по статье 333 Гражданского кодекса.
О. Александрова
"Расчет", N 8, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru