Применять ККТ должны все!.. Почти все
Этим летом у закона о ККТ - "день рождения". Ровно два года назад он вступил в силу. И по случаю этой "знаменательной" даты редакция бератора "К вам пришла проверка" провела семинар, посвященный практике применения кассовых аппаратов. После семинара состоялась конференция, где на вопросы бухгалтеров и аудиторов ответила сотрудник Управления налогового контроля ФНС, советник налоговой службы I ранга Антонина Тимошина. Вопросов было много. Вот, на наш взгляд, самые интересные из них.
Я внимательно читал закон о ККТ. Насколько я помню, там сказано, что кассовые машины надо применять при расчетах за отгруженные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Значит, если мы наличными получаем предоплату, то аппарат использовать не надо. Ведь услуги в этот момент еще не оказаны.
- Разочарую вас - ККТ вы применять должны. На мой взгляд, законодатели имели в виду не момент получения наличных (до или после оказания услуг), а сам факт того, что деньги уплачены за услуги, товары или работы. Поэтому в данном случае неважно, когда вы выполнили свои обязательства перед партнером. Наличные есть наличные. И чек вы пробить обязаны.
Антонина Валерьевна, что делать, если кассовую машину исключили из госреестра, а срок ее службы еще не истек? Списывать ККМ раньше срока?
- Нет, зачем же? Ее можно использовать, пока срок не истечет. На эту тему было апрельское письмо Минфина (речь идет о письме от 14 апреля 2005 г. N 03-01-20/2-56 - прим. ред.).
Насколько я помню, кассовые аппараты относятся к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования от 5 до 7 лет. Конкретный срок вы устанавливаете самостоятельно. Более того - "жизнь" машины можно продлить. Например, вы в учетной политике записали, что аппарат работает пять лет. Модернизировав его, можно увеличить срок службы. Но только до максимального - семь лет.
Скажите пожалуйста, вы произвольно выбираете фирмы, к которым выходите на проверку, или существует какой-то принцип отбора?
- В первую очередь мы проверяем тех, на кого поступают сигналы из милиции или торговой инспекции, и тех, кто уже нарушал правила применения ККТ. Также уделяем внимание фирмам, которые должны применять кассовый аппарат, но не зарегистрировали его в налоговой инспекции. Ну и наконец, в числе "первоочередников" у нас стоят компании, которых не проверяли в течение последних 1,5-2 лет.
Я слышала еще и о каких-то "челночных" проверках. Что это такое?
- Челночной называется проверка, при которой одну и ту же торговую точку проверяют несколько раз в течение дня. Еще бывают перекрестные и рейдовые проверки. Все эти мероприятия, кстати, достаточно подробно описаны в бераторе "К вам пришла проверка".
У меня вот такой вопрос. Когда комиссионер продает товары комитента, все понятно: он продает, он и кассовый аппарат применяет. А если он комитенту отдает наличные, то комитент тоже должен использовать ККТ? Или такая ситуация: комитент заключил с посредником договор не на реализацию, а, наоборот, на закупку товаров. И выдал ему наличные деньги. Что, и в этом случае комиссионер должен чек пробивать?
- Итак, посредник отдает комитенту наличные, вырученные от продажи комиссионных товаров. Мы считаем, что в этом случае расчеты за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги отсутствуют. А раз так, то ККТ применять комитент не должен. Ему достаточно лишь выписать "приходник" на прием денег. Получив наличные от комитента на закупку ценностей, посредник чек не выбивает, а тоже выписывает приходный кассовый ордер. Другое дело, если в этих деньгах "сидит" посредническое вознаграждение. Тогда кассовый аппарат надо использовать. И пробить чек на сумму вознаграждения - ведь оплата услуги налицо. Вообще-то всякий раз, когда комиссионер получает свое вознаграждение наличными, он должен применять кассовый аппарат.
Мы выдали другой фирме денежный заем. Они возвращают нам деньги наличными. Должны ли мы чек пробивать?
- Заем процентный или беспроцентный?
Беспроцентный.
- Нет, кассовый аппарат вам применять не нужно. К заимодавцу, которому возвращают наличные по договору беспроцентного (я подчеркиваю - беспроцентного!) займа, закон о ККТ не применим. Ведь выдача беспроцентного займа - это не услуга.
Не могу с вами согласиться. Выдачу беспроцентного займа можно трактовать как безвозмездную услугу.
- Еще раз повторяю: выдавая деньги по договору беспроцентного займа, заимодавец не оказывает ни возмездную, ни безвозмездную услугу! Посмотрите Налоговый кодекс, статья 248, по-моему. Ценности (в том числе и деньги) считаются полученными безвозмездно, если фирма не обязана вернуть их или сделать что-нибудь в обмен. Что касается договора беспроцентного займа, то по нему заемщик как раз должен возвратить деньги.
А если заем процентный?
- Если деньги выдали под проценты, то ККМ применять нужно. Ведь в таком случае одна фирма оказывает другой платную услугу - предоставляет деньги во временное пользование и получает за это вознаграждение.
А на какую сумму в этом случае заимодавцу пробивать кассовый чек? На всю сумму возвращенного займа и процентов или только на сумму процентов?
- Хороший вопрос. Среди обязательных реквизитов, которые должны быть на кассовом чеке, есть и такой - "стоимость покупки (услуги)". Вообще-то, "стоимость услуги" в данном случае - это проценты за пользование займом. По логике получается, что заимодавец должен пробить чек только на сумму процентов. Хотя должна предупредить: мои коллеги вряд ли согласятся с этим. И скорее всего станут требовать отражать в чеке и заем, и проценты по нему.
В бераторе "К вам пришла проверка" я прочитала, что если данные Z-отчетов не совпадают с данными кассовой книги, то фирме грозит большой штраф. Так ли это?
- Разумеется. Такое нарушение считается неоприходованием денег в кассу. Фирму за это могут оштрафовать на сумму от 40 до 50 тысяч рублей, а ее руководителя - на сумму от 4 до 5 тысяч рублей. Хочу сказать, что в моей практике такое нарушение встречалось довольно редко. А вот, например, сплошь и рядом - применяют ККМ с поврежденной пломбой. Или не вывешивают ценники на товары. Эти "грехи" ведь тоже наказуемы. Но сейчас я на них подробно останавливаться не буду.
Но ведь ценники - это вообще не ваша забота. Насколько я знаю, штрафовать за то, что ценника нет или его неправильно оформили, может только Госторгинспекция.
- Во-первых, не Госторгинспекция, а Роспотребнадзор. Он "унаследовал" функции Госторгинспекции и СЭС. А во-вторых, мы все равно должны зафиксировать такое нарушение в акте проверки и направить этот акт в Роспотребнадзор.
Но за определенное "вознаграждение" акт можно не составлять и не направлять...
- Без комментариев.
Когда сотрудник возвращает неиспользованные подотчетные суммы, тоже нужно ККМ применять?
- Ну, нет, конечно. Зачем же до абсурда доходить? Оформляйте "приходником", и все.
Раз уж речь зашла об абсурде, то требования ваших коллег иногда просто противоречат здравому смыслу. Вот недавно в мае письмо ФНС было, номера, к сожалению, не помню, о применении ККТ при приеме металлолома. Налоговики решили, что, забирая лом у населения, нужно использовать ККМ. Выходит, фирма должна пробить кассовый чек, несмотря на то, что она не продает товары, а, наоборот, получает. Услуг она тоже не оказывает и работ не выполняет - иначе платили бы ей, а не наоборот. И еще - кассовые чеки и ленты должны отражать суммы полученных денег. А в этой ситуации в чеках и лентах будут показаны выданные деньги. Ну разве не нелепо? Что лично вы думаете об этом?
- Нелепо, конечно. Но требования моих коллег - результат недоработки законодателей. В законе о ККТ сказано, что не применять кассовые аппараты можно, в частности, при "приеме стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома". Это "за исключением" и побудило наших сотрудников выпустить майское письмо.
А кассовые аппараты в маршрутках и такси! Ну чем не театр абсурда? Вы только представьте себе - таксист выбивает пассажиру чек, как кассир в супермаркете!
- И опять недоработка законодателей. В законе о ККТ сказано, что кассовый аппарат применять не надо при "продаже проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте". В маршрутках и такси возят не по билетам, а за деньги. Поэтому наши сотрудники и требуют устанавливать кассовые аппараты в этих видах транспорта.
А. Тимошина,
сотрудник Управления налогового контроля ФНС,
советник налоговой службы I ранга
"Расчет", N 8, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru