Иномарки. Практически даром?
Автокредитование, при котором фирма превращается в посредника между банком и автосалоном, и прочие способы рассрочки оплаты за вожделенную "машинку" - очень хороший бизнес. Как и любое доходное дело, оно привлекает немало мошенников...
Лучшие цены
Еще недавно жительница Саранска 23-летняя Юлия гордилась тем, что работу в Москве она нашла сама, без помощи родственников и знакомых. Приехала погостить в столицу, от нечего делать зашла на сайт знакомств и нашла там своего... работодателя.
"На встречу с Сергеем я пошла, ни на что не надеясь. Такие, как я, женихов штабелями не складывают..." - вспоминает Юля. Представьте ее удивление, когда Сергей - эффектный блондин - никоим образом не высказал отвращение к ее, мягко говоря, неидеальной фигуре. Более того, купил огромный букет, узнав о только что прошедшем дне рождения. Сергей вел себя как истинный джентльмен, непристойных предложений не делал и почти сразу предложил Юле место бухгалтера в своей фирме.
"Теперь я понимаю, что Сергея в моей анкете привлекла лишь одна строчка: "Работаю главным бухгалтером в небольшой фирме". Как женщина я его совершенно не интересовала", - разоткровенничалась Юля. Поэтому, когда родственники узнали, что ее берут "просто бухгалтером" на тысячу долларов, они стали отговаривать девушку, подозревая подвох.
"Я решила, что они завидуют, быстро передала дела в Саранске и вернулась в Москву. Еще и подругу сагитировала идти работать к Сергею, - продолжает рассказ Юля. - Офис новой фирмы располагался не где-нибудь на окраине, а чуть ли не возле Красной площади. Офис - это, конечно, громко сказано. Всего-навсего две комнатушки и несколько столов. А всех сотрудников: Сергей, Катерина, видимо, его любовница, и мы с подругой".
Фирма позиционировала себя как поставщик зарубежных авто по весьма умеренным ценам. Это привлекало немало клиентов. Оформить документы на прием денег и перечислить часть из них... в автосалон одного из близлежащего к Москве города - вот чем занималась здесь Юля.
Сначала она не догадывалась, что работает в самой что ни на есть пирамиде. Да и вкладчики-"старожилы" после проволочек и бесконечных "приходите завтра" получали обещанные авто. Однако когда компьютерная программа беспристрастно выдала отчет, что все до единого автомобили проданы в "минус", Юля задумалась.
И опасения ее подтвердились: в бюджете фирмы появились дыры, директор фирмы все реже стал покупать машины в автосалоне. Особо настойчивым клиентам объясняли, что требуемую модель приобрести не удалось и предлагали возврат предоплаты.
Выгодный кредит
В один прекрасный день рабочее место Юли переместилось из офиса в центре Москвы за крохотный столик в том самом автосалоне, где Сергей прикупал авто для успокоения клиентов. А бухгалтер превратилась "по совместительству" в агента, который уговаривает посетителей салона приобрести "машинку" в кредит на очень выгодных условиях.
Честные глаза бывшей жительницы Саранска вызывали доверие у обладателей пухлых кошельков. "Некоторые люди отдавали мне первоначальные взносы по 17-19 тысяч долларов!" - признается Юля.
В тот момент у нее еще не было полной уверенности, что участвует в финансовой пирамиде. Как только ее подозрения подтвердились, Юля решила уйти. Директор был не против, но просил отработать две недели.
Тем временем в финансовых делах Сергея наметился очередной подъем. Он объявил девушкам о своем желании отметить успех и пригласил всех троих в ресторан. Время выбрал такое, что Юля не успевала завезти деньги, собранные с "кредиторов" в автосалоне. Сдавать "выручку" пришлось прямо в ресторане.
Пока ждали официанта, Сергей наспех выслушал отчет о прошедшем дне и забрал пакет с деньгами, не пересчитывая. Якобы для того, чтобы не привлекать внимание посетителей ресторана. "Я тебе верю, - обворожительно улыбнулся он. - Здесь поллимона деревянными и 40 штук баксами".
Вслед за этим Сергей поделился, что собирается открыть еще несколько отделений и для связи с ними ему понадобится корпоративная сотовая связь. После этих слов он вытащил из пакета две тысячи долларов, перехваченных резинками по тысяче, и вернул деньги со словами: "Юль, купи на неделе пяток мобильников". Девушка кивнула и положила деньги в сумку.
"Потом мы пили водку. Немного. Я выпила не больше трех рюмок и поехала домой на такси", - вспоминает Юля, пытаясь понять, в какой момент злосчастные пачки долларов исчезли из ее сумки. Таксист вытащить не мог, так как деньги для расчета с ним лежали во внутреннем кармане куртки. Сумку она не раскрывала.
А утром директор сказал, что мобильники он купит сам, и попросил вернуть деньги. Услышав об их отсутствии, он спокойно заявил: два месяца придется работать бесплатно. И Юля поняла, что ей устроили обыкновенную "подставу". Деньги Сергей или Катерина могли вынуть из сумки, беспечно оставленной на стуле, во время похода с подругой в дамскую комнату.
О своей беде она поведала Михаилу, хозяину автосалона, с которым успела завязать дружеские отношения. Заботясь об имидже салона, он "пробил" предприимчивого Сергея и выяснил, что имеет дело с уголовником, судимым за мошенничество. В этот момент аферисту стало не до Юли, и она сочла возможным больше не появляться в его офисе.
"Позже он несколько раз звонил мне и как-то неубедительно угрожал заявлением в милицию, потом унижался, просил вернуть хотя бы 500 баксов или купить его мобильник в платиновом корпусе за "смешную" цену в тысячу евро..." - рассказывает Юля.
Все до копеечки
Бесстрашность Юли объяснялась просто - хозяину автосалона понравилось ее умение "раскрутить" клиента и он предложил ей работать у него. "Сергея не опасайся, - объяснял Михаил. - Слишком мелкая сошка. Хорошие деньги на таком бизнесе можно было в 90-х годах сделать. Народ в то время запуганный был, не наловчился еще по судам и ОБЭПам бегать".
Агитировать покупателей машин воспользоваться программами рассрочки оплаты, на которые Михаил возлагал большие надежды, Юле не хотелось. Свое нежелание она объяснила боязнью встретить клиентов, у которых она принимала деньги для фирмы Сергея. Однако ее тут же с горячностью заверяли, что ни один из "кредитополучателей", опустошивших начальным "взносом" свой кошелек, не пострадал.
С еще большей горячностью Михаил рассказывал о замечательной компьютерной программе, которую он приобрел для учета рассрочек. По его словам, она позволяла вести детализированный учет всех операций по рассрочкам в разрезе любого количества аналитических показателей. Его явно радовала возможность получать оперативные отчеты с аналитикой по состоянию расчетов за авто.
В творении программистов был и настраиваемый механизм мобильного анализа финансового положения потенциального покупателя и соответственно риска отсрочки окончательных расчетов с ним. "Это они у банкиров слизали", - догадалась Юля и побоялась не справиться со столь причудливым учетом. Помог случай: штат бухгалтерии расширялся - и ей доверили работу с дебиторами и НДС.
Мучения бывшего главбуха
Предложенная Юле зарплата оказалась на порядок выше саранской. "И это за работу, которая сводится в основном к набивке счетов-фактур!" - пронеслось в голове нашей героини. Однако вскоре она убедилась, что не такое это простое дело - выписать счет-фактуру, если покупатель пользуется отсрочками-рассрочками.
Тогда ей очень пригодилась аналитика по каждому клиенту из базы данных сформированной в программе. Дело в том, что в течение нескольких лет (срок действия договора коммерческого кредита) каждому клиенту предстояло оформлять счета-фактуры на сумму процентов и частичное погашение стоимости переданного авто. Среди клиентов, кроме обычных людей, оказалось и немало фирм, что еще больше усложнило работу.
Некоторые требовали, чтобы Юля выписывала отдельно счета-фактуры по процентам, отдельно - на "частичное погашение стоимости автомобиля" и отдельно на суммовую разницу (авто реализовывались в у.е.). Клиенты мотивировали свое требование тем, нужно сделать первоначальную стоимость автомобиля более скромной. Для экономии на налогах.
Объяснения того, что проценты участвуют в формировании стоимости основного средства как "иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств" (п. 8 ПБУ 6/01), не помогали. Клиенты желали списать проценты на расходы сразу же, по статье 269 Налогового кодекса, а не через амортизацию.
Чтобы не вести учет клиентов в дополнительном разрезе по числу желаемых счетов-фактур, пришлось всем выписывать "раздельные" счета-фактуры. Желая сэкономить время, Юля решила не выписывать отдельные счета-фактуры на суммовую разницу, а оформлять "частичное погашение" в у.е.
Что тут началось! Бухгалтеры клиентов явно не желали самостоятельно следить за курсами и отлавливать суммовую разницу. Они звонили и возмущенно доказывали, что такой денежной единицы, как у.е., в России нет, и им необходимы документы в рублях.
Юля цитировала пункт 7 статьи 169 Налогового кодекса, секретарь рассылала по факсу копии писем МНС от 22 декабря 1999 г. N 04-03-11 и от 10 марта 2003 г. N БГ-03-03/148. Однако переубедить удалось отнюдь не всех звонивших. В конечном итоге пришлось остановиться на рублевом варианте, чтобы не портить отношения с клиентами.
Лезвие налогообложения
"Раздельные" счета-фактуры пробудили к жизни еще одну проблему. До некоторых клиентов вдруг "дошло", что помимо процентов они платят еще и НДС, на эти проценты накрученный.
Иномарки в автосалоне покупали фирмы не самые бедные, поэтому в их штате водились налоговые консультанты, внутренние аудиторы и прочие, желавшие доказать, что недаром хлеб едят. Обнаружив возможность выслужиться, они стали звонить и цитировать подпункт 3 пункта 1 статьи 162 о том, как правильно считать НДС.
Мол, налог этот нужно платить только с суммы, превышающей рассчитанную по ставкам рефинансирования Центробанка. То, что в Налоговом кодексе было сказано не про коммерческий, а про товарный кредит, клиентов не смущало.
"Из контекста статьи, на которую я вам указал, - доказывал представитель фирмы-покупателя, видимо, налоговый консультант, - следует, что речь идет о рассрочках и отсрочках, под которыми вы понимаете кредит коммерческий. То же самое следует и из статьи 316 Налогового кодекса. Поэтому мы настаиваем, чтобы вы не начисляли НДС на всю сумму процентов".
Если вы думаете, что хозяин автосалона стукнул кулаком по столу и отказался от таких странных клиентов, то глубоко заблуждаетесь. "Желание покупателя - закон! - объявил он Юле. - Мы в деньгах не теряем, все равно НДС в бюджет перечислять. Сделай, как хотят".
Спорить с хозяином еще бесполезней, чем с клиентом, а слова его к объяснительной по акту налоговой проверки не пришьешь. Юле пришлось выполнить его распоряжение. Однако без боя она не сдается и уменьшает НДС с процентов только после переписки с клиентом. Всю переписку она аккуратно подшивает в папочку и надеется, что в случае больших сумм штрафов и пеней хозяин вспомнит о своих словах.
Ошибка бухгалтера автосалона. И не только его
Перефразируя Льва Толстого, можно сказать, что все бухгалтеры, коих миновала участь быть проверенными налоговой инспекцией, счастливы одинаково. Горе переживших проверку - индивидуально. И все же есть одна общая ошибка, приносящая неприятности главбухам фирм разной специализации. Кроме этой ошибки (см. таблицу ниже) пострадавшие фирмы объединяют работа по методу начисления, предоставление своим покупателям коммерческих кредитов (то есть отсрочки и рассрочки платежей), а также хитрое условие кредитования - авто остается собственностью фирмы до полной оплаты покупателем его стоимости и срок действия договора, захватывающий несколько отчетных периодов.
Суть ошибки | Что нарушено | Возможные последствия |
Доходы (расходы) по дого- вору коммерческого креди- та признаны после его ис- полнения, а не на конец отчетного периода |
П. 6 ст. 271 и п. 8 ст. 272 НК | Занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль |
Т. Гронь
"Расчет", N 8, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru