Отчетность на папирусе
Вместо цифр - замысловатые иероглифы, вместо денег - зерно, вместо инспекторов - смуглый сборщик податей, писец и охранники. Так выглядел сбор податей в Древнем Египте.
Налоговик - это звучит гордо!
Древние египтяне, к какому бы социальному классу они не относились, к уплате налогов испытывали не больше рвения, чем мы сейчас. Но несмотря на это, профессия сборщика податей, по утверждению историков, была очень почетной. И занимающиеся подобным "промыслом" чиновники при первой же возможности старались прихвастнуть своей работой.
Известна даже одна величальная иероглифическая надпись в честь начальника крепости. В ней сказано, что он отлично собирал дань - усердно и полно поставлял зерновые подати в царские хранилища. Дело в том, что начальники крепости занимались координацией и организацией сбора налогов: они обеспечивали прибытие из селения писцов, контролеров, организовывали погрузку податного зерна на судно.
Бригада по сбору податей
У древнеегипетских простолюдинов объект налогообложения исчерпывался земельным наделом. И соответственно основной податной валютой было зерно, и лишь изредка - скот и домотканое полотно.
В сборе податей участвовали представители сразу нескольких профессий. Основной фигурой был чиновник-"налоговик", он высчитывал, какой налог должен был сдать земледелец. При нем всегда присутствовал писец, который вносил уплаченные суммы в специальные ведомости. Кстати, с их расшифровкой у ученых до сих пор возникает немало проблем. Видимо, бухгалтерский и налоговый учеты уже в древние времена велись особым образом, чтобы понять их могли только счетоводы и их помощники. Также за сбором налогов наблюдал чиновник-контролер. Он следил за тем, как отмеряли зерно, чтобы земледельцы не пытались обсчитывать государство даже на несколько зернышек. Иногда все эти должности или две из них выполнял один человек.
Ну и естественно, налоговики предпочитали иметь у себя за спинами надежную охрану - на тот случай, если кто-то не хотел отдавать налог добровольно.
Природа могла и подвести
Налог составлял 30 процентов от размера урожая. А количество зерна, которое земледелец мог получить со своего надела в предстоящем году, чиновники рассчитывали заранее. Соответственно и 30 процентов от этого количества "закладывали" на год вперед. И никакой форс-мажор уже не мог стать причиной для уменьшения этой величины. Даже если был неудачный разлив Нила и на земле осталось мало плодородного ила, случился неурожай или саранча, - сколько запланировали, столько работник и должен был отдать, несмотря на то, что в реальности собрать он мог значительно меньше.
Все земли египетские чиновники подразделяли на три категории. Первая - кенит - самая плохая земля, и считалось, что урожаи с нее невелики. Тени - земля получше, поэтому и урожай с нее больше, чем с первой в 1,5 раза. А самая хорошая земля - нехеб, и сбор с нее возрастал в 2 раза. Во внимание принимались еще размер участка земли и культуры, которые на ней произрастали. В учет брали еще и статус владельца, который "арендовал" эту землю у фараона.
В разных случаях налоговики применяли несколько видов мер, а говоря современным языком, несколько налоговых ставок, которыми отмеривали "налоговое" зерно. Зависимость была проста: чем больше мера-ставка (то есть чем больше в меру входит зерна), тем больше зерна хозяин отдаст в "дом фараона" и тем меньше останется ему самому. Но самое худшее заключалось в том, что величина мерки применялась исключительно по усмотрению сборщика податей. А поскольку за перевыполнение плана, то есть сбор податей сверх нормы, их всячески восхваляли и одаривали, древнеегипетские мытари при первой же возможности пытались применить "повышенную ставку", чем впоследствии очень гордились и хвалились.
Судьба податей
Со всех окрестных поселений налоговики собирали податное зерно и свозили на ближайшую пристань. Там его ссыпали на так называемый "участок фараона", а уже после грузили на ладьи и отправляли в столичные зернохранилища.
Сколько налогового зерна рабы погрузили на корабли, писцы также записывали в отдельные ведомости. Часть из этого шла на продажу, а вырученные средства фараоны велели использовать для организации сложных ирригационных сооружений и содержания бюрократического аппарата, двора, войска и частично жрецов. А все остальное зерновое богатство складывали в царские кладовые и сокровищницы богов.
Из 30 процентов, которые забирали у землевладельцев, до царского зернохранилища доходило только 22,5 процента. А остальные 7,5 процента шли в местные храмы за то, что они предоставляли охрану для защиты сборщиков налогов. Что касается оплаты труда остальных участников сбора податей, то их "услуги" земледелец оплачивал отдельно, уже сверх тех 30 процентов, которые отдавал государству.
Не все ж беднякам страдать
Древнеегипетские чиновники обладали богатствами и могуществом благодаря дарам фараона. И то, что они получали от государства в знак уважения и почета - дома, повозки, рабов, скот и многое другое, - все эти подарки были "записаны" на их имя и считались их собственностью. А когда сборщики налогов оценивали имущество, они всегда могли подсчитать состояние конкретного человека и взять с него соответствующий налог.
Сборщики налогов уделяли немалое внимание и доходам храмов. Правда, в податных документах их учитывали отдельно от всех остальных как крупнейших налогоплательщиков.
Налоговые льготы и преступления
Налоги в Древнем Египте платили большинство жителей, но не все. Существовали так называемые "избранные", которые были освобождены от налогового бремени. Помимо самого фараона это были жрецы и "миряне" - люди, которые не являлись жрецами, но выполняли в храме какие-нибудь работы. Также от налогов были освобождены писцы - представители одной из самых элитных древнеегипетских профессий.
Естественно, в те времена были уже и налоговые преступления. Нередко всплывали случаи нецелевого использования налогового зерна или же его похищения прямо-таки из карманов богов - из посвященных им житниц. Но чаще всего в документах упоминается недостача - когда обнаруживали расхождение между тем, сколько зерна налоговики должны были собрать с определенного надела, и тем, сколько фактически получили. Видимо, это вечная проблема.
А. Будневич
"Расчет", N 8, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru