Регистрация доменных имен,
созвучных зарегистрированным товарным знакам
Бурное развитие Интернета обусловило возникновение огромного количества правовых вопросов. Единый нормативно-правовой акт, который регулировал бы правоотношения, возникающие в Сети, до сих пор отсутствует, поэтому юристы-практики вынуждены адаптировать имеющуюся законодательную базу к специфичным проблемам, действуя зачастую по аналогии. Одной из таких проблем остается частое нарушение в Интернете законодательства Российской Федерации о товарных знаках, в том числе при составлении и регистрации доменных имен.
Доменные имена позволяют упростить процесс связи одного компьютера, входящего в Сеть, с другим компьютером, на котором размещена необходимая информация. Внутри Сети для связи одного компьютера с другим используются так называемые Интернет-протоколы (IP), представляющие собой набор цифр, трудно воспринимаемый пользователями. Доменные имена преобразуют IP-адреса в доступную (буквенно-цифровую) форму. Таким образом, чтобы найти нужную страницу в Сети, пользователю не нужно запоминать длинный ряд цифр, достаточно ввести в специальную строку имя сайта, часто созвучное с названием организации (или именем гражданина) - собственника информации, размещенной на нем.
Цели могут быть разными
За время существования Интернета было создано огромное количество сайтов, и им было присвоено много доменных имен. Вполне естественно, что пользователь, не всегда зная точный адрес фирмы, страницу которой он хотел бы посетить, набирает в адресной строке адрес, созвучный названию фирмы. Именно с этим связано незаконное использование товарных знаков в доменных именах.
Избирая доменное имя, созвучное известной марке или названию популярной фирмы (которые обычно оказываются зарегистрированными товарными знаками или фирменными названиями), правонарушитель предполагает, что пользователи будут часто заходить на его сайт, в том числе и по ошибке. Если ассортимент предлагаемого им товара совпадает с ассортиментом фирмы, название которой выбрано в качестве доменного имени, объем продаж удается существенно повысить. Естественно, что при этом организация, обладающая правами на товарный знак, несет убытки.
Достаточно часто на сайте, доменный адрес которого копирует чей-то товарный знак, нет никакой иной информации, кроме ссылок на сайты фирм, занимающихся сходной с правообладателем деятельностью. Иногда подобные страницы создаются с единственной целью - продать права на них законному владельцу товарного знака. Цена сделки по продаже доменного имени составляет весьма крупные суммы.
Цена ошибки
Нарушением закона будет не только точное воспроизведение товарного знака или фирменного названия, но и размещение в качестве доменного имени названия, сходного до степени смешения (например, с несущественной заменой одной буквы - www.kodac.ru вместо www.kodak.ru и т.п.).
Именно прием незначительной ошибки используется в большинстве мошеннических схем, используемых в Интернете. В этом случае двойником может оказаться не только доменное имя, но и все наполнение сайта (например, электронного магазина или благотворительной организации). Например, мошенники полностью копируют сайт известного Интернет-магазина и в качестве счета для оплаты указывают свой счет. В результате товары покупателям не приходят вовсе, а через некоторое время исчезают и сами организаторы дела. Естественно, что подобные действия идут вразрез с уголовным законом и могут быть квалифицированы по ст. 159 УК РФ.
Правовая защита
В Российской Федерации интересы правообладателя, связанные с использованием зарегистрированного им товарного знака, регулируются Законом Российской Федерации от 23.09.92 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях места происхождения товаров" (далее - Закон N 3520-1). Согласно п. 1 ст. 4 данного Закона правообладатель вправе не только самостоятельно использовать товарный знак, но и запрещать его использование другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя.
Однако, как уже было отмечено, правоотношения, возникающие в Интернете, весьма специфичны. Отсутствие же в Законе N 3520-1 прямого указания на то, что использование в доменном имени чужого товарного знака является нарушением закона, способствовало неоднозначности судебной практики. Так, решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.08.99 г. по делу N А40-25314/99-15-271 в иске о запрещении занимать товарный знак Kodak, зарегистрированный на имя истца в доменном имени ответчика, было отказано по причине законодательной неурегулированности этого вопроса. Но в дальнейшем данное решение было отменено постановлением президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 16.01.01 г. N 1192/00 (далее - постановление N 1192/00). В связи с этим 11 декабря 2002 г. были внесены изменения в Закон N 3520-1.
Таким образом, современное законодательство прямо указывает на противоправность размещения товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.
В настоящее время судебная защита интересов обладателей прав на зарегистрированные товарные знаки не должна представлять серьезных затруднений. Однако в случае судебного разбирательства спора истцу все же придется доказать, что:
применение доменного имени, сходного с товарным знаком, совершалось ответчиком умышленно;
при помощи использования сходного с товарным знаком доменного имени ответчик получал возможность привлекать на свою страницу потенциальных покупателей товаров под товарным знаком истца, поскольку товары и услуги истца и ответчика относятся к одному и тому же роду и виду, имеют общих потребителей и общий рынок сбыта.
Суду также необходимо будет определить вероятность получения ответчиком экономической выгоды от посещения пользователями Интернет-страницы с доменным именем, сходным до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком.
Нарушение исключительных прав на использование товарного знака влечет наступление административной (ст. 14.10 КоАП РФ) или уголовной (ст. 180 УК РФ) ответственности. Однако следует помнить, что оба указанных вида ответственности наступают только в случае виновного нарушения закона. Следовательно, для привлечения нарушителей к ответственности пункт о доказанности вины должен стать основным.
Кроме того, привлечение к уголовной или административной ответственности не исключает возможность для законного правообладателя товарного знака требовать гражданско-правовой защиты своих прав, в том числе путем взыскания ущерба, публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего, удаления за счет нарушителя доменного имени, копирующего товарный знак.
Установление виновного
Обладателю прав на зарегистрированный товарный знак, интересы которого нарушаются регистрацией доменного имени, сходного со звучанием товарного знака, недостаточно возместить свои убытки. Поэтому одним из основных требований искового заявления становится запрет на использование доменного имени ответчиком либо переход прав на доменное имя к истцу. В этой связи возникает вопрос: кто же будет являться надлежащим ответчиком по делу: собственник сайта с недобросовестным доменным именем или организация, зарегистрировавшая это имя (в Российской Федерации регистрацию и администрирование доменных имен осуществляет РосНИИРОС).
В судебной практике встречается два варианта решения вопроса. В первом случае в качестве ответчика привлекается лицо, незаконно использующее товарный знак в доменном имени своей страницы в Интернете, а в качестве третьего лица - РосНИИРОС (например, постановление N 1192/00), во втором - ответчиком является РосНИИРОС, а третьим лицом - собственник сайта (например, решение Арбитражного суда г. Москвы от 6.07.99 г. по делу N А40-22492/99-15323).
Не всегда в качестве нарушителей закона оказываются создатели сайта, использующие доменные имена, созвучные товарным знакам. Недобросовестными участниками хозяйственного оборота могут быть и лица, регистрирующие товарный знак, созвучный популярному доменному имени. Целью подобных операций является все та же продажа, но теперь уже права на использование товарного знака, созвучного давно придуманному и активно применяемому доменному имени.
У владельцев известных доменных имен остается один (превентивный) способ, с помощью которого можно избежать крупной сделки по покупке своего же названия. Чтобы не подвергнуться необоснованным претензиям, доменное имя регистрируется в качестве товарного знака сразу, пока конкуренты или иные недобросовестные лица не сделали это первыми.
Л. Сальникова,
юрисконсульт
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 32, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71