Наше предприятие занимается ремонтом средств измерений на судах в период их стоянки в порту города. Согласно подп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ от НДС освобождается реализация на территории РФ работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах. Однако в ходе камеральной проверки ИМНС выявила у нас нарушения по применению этой льготы. Основание следующее: в нашем городе в налоговых органах зарегистрировано всего два порта, содержащих в своем юридическом имени слово "порт", и если суда не стояли именно в этих портах в период ремонта, то на стоимость оказанных услуг следует начислить НДС. Морская пограничная дивизия, базирующаяся в городе, представила в ИМНС справку о том, что суда ремонтировались в порту воинской части, однако ИМНС своего решения не изменила. Что понимать под словом "порт" при исчислении НДС и имеет ли наше предприятие право на льготу по работам, выполненным на военно-морских судах в период их стоянки в порту воинской части, имеющем все необходимые портовые сооружения?
Поскольку подп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ не содержит требования о том, чтобы порт был зарегистрирован в налоговом органе именно с указанием слова "порт" в своем наименовании, то для применения льготы это значения не имеет. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено самим Кодексом (п. 1 ст. 11 НК РФ). Например, в Кодексе торгового мореплавания РФ даны понятия морских портов: торгового, рыбного и специализированного.
Под морским торговым портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, а также используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту.
Под морским рыбным портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для осуществления основного вида деятельности - комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.
Под морским специализированным портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, осуществляющих перевозки определенных видов грузов (леса, нефти и других). К морским специализированным портам также относятся порты, предназначенные для обслуживания спортивных и прогулочных судов.
Общего определения порта или каких-либо других портов, действующие на сегодня нормативные документы не содержат, однако это не означает, что льготу по НДС можно применять только при реализации работ по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период их стоянки исключительно в морских торговых, рыбных и специализированных портах. Например, суда внутреннего плавания, как правило, ремонтируются в речных портах, а не в морских, значит, льготы нет? Это некорректный подход к решению данного вопроса.
По мнению автора, организация, оказавшая услуги по ремонту средств измерений на судах во время их стоянки в порту воинской части, имеет право на освобождение от НДС по таким операциям, а основанием для льготы может служить как справка, выданная войсковой частью, так и договор (дополнение к нему), в котором указано место проведения работ - порт воинской части.
Г. Кузьмин,
ведущий эксперт "ЭЖ"
1 августа 2005 г.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 32, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.