Регулирование конкурентной среды и структуры рынков
нефтегазохимического комплекса России
Конкурентная среда отраслевых рынков представляет собой совокупность факторов, влияющих на взаимодействие субъектов отраслевого рынка. Основой для анализа состояния конкурентной среды отраслевых рынков служат исследования структуры отраслевого рынка, включающего определение ее количественных и качественных характеристик.
К приоритетным факторам, определяющим конкурентную среду отраслевого рынка, можно отнести государственное регулирование, влияние международной торговли и соотношение количественных и качественных характеристик структуры отраслевого рынка.
На основании изучения существующего многообразия классификаций факторов, определяющих как структуру отраслевого рынка, так и конкурентную среду отраслевого рынка, предлагается обобщение существующих градаций, представленное в следующей схеме.
/-------------------------------------\ /------------------------------\
|Государственное регулирование: | |Влияние международной торговли|
|1) Антимонопольное регулирование; | \------------------------------/
|2) Кредитно-денежное регулирование; | |
|3) Финансово-бюджетное регулирование;| |
|4) Ценовое регулирование; | |
|5) Таможенное регулирование | |
\-------------------------------------/ |
| |
/--------------------------------------\
| Конкурентная среда отраслевого рынка |
\--------------------------------------/
|
|
/-----------------\
/-------------------| Структура рынка |-\
| \-----------------/ |
/--------------------\ /-------------------------\
|Количественные пока-| | Качественные показатели |
|затели: | \-------------------------/
|1) численность про-| | |
|давцов, действующих|
|на рынке; |/--------------------------\/---------------------\
|2) доли, занимаемые||Структурные (объективные):||Стратегические (субъ-|
|продавцами на данном||1) экологические ограниче-||ективные формы рыноч-|
|рынке; ||ния; ||ной власти |
|3) показатели рыноч-||2) ограничения по запросы;|| 1) организационные:|
|ной концентрации; ||3) барьеры капитальных за-||а) дифференциация; |
\--------------------/|трат или объемы первона-||б) диверсификация; |
|чальных инвестиций, необ-||в) издержки перехода;|
|ходимых для входа на то-||г) имидж марки; |
|варный рынок. ||д) интеграция назад; |
|4) экономические и органи-||е) интеграция вперед.|
|зационные ограничения || 2) ценовые формы: |
|5) административные огра-||а) эффект масштаба; |
|ничения; ||б) эффект опыта; |
|6) неразвитость рыночной|| 3) лоббирование |
|инфраструктуры; |\---------------------/
\--------------------------/
В самом Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. от 7 марта 2005 г.) отсутствует понятие "cтруктура рынка".
Приказом МАП России от 20 декабря 1996 г. N 169 (в ред. от 11 марта 1999 г.) был утвержден Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках (далее - Порядок). Указанный Порядок был разработан и используется при анализе состояния конкурентной среды на федеральных и региональных товарных рынках, выполняемом при подготовке государственного доклада по конкурентной политике, государственной программы демонополизации, отраслевых и региональных программ демонополизации; при разработке программы мер по преодолению барьеров входа на товарные рынки, программ поддержки предпринимательства и развития конкуренции; при анализе социально-экономических последствий принятия тех или иных нормативных актов для состояния конкуренции на товарных рынках; при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства.
В пункте 1.3 Порядка определено, что под структурой рынка понимается совокупность количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа на рынок; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.
Количественными показателями, используемыми для оценки Федеральной антимонопольной службой РФ структуры товарного рынка, являются:
численность продавцов, действующих на данном товарном рынке;
доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке;
показатели рыночной концентрации.
Согласно п. 6.4 Порядка к показателям рыночной концентрации относятся коэффициент рыночной концентрации (CR), который рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке. Расчет коэффициентов рыночной концентрации производится по форме, указанной в приложении 8 к Порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках.
Другим показателем рыночной концентрации является индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), который рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами. Расчет индекса рыночной концентрации производится по форме, указанной в приложении 9 к Порядку.
На основании п. 6.5 Порядка в соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынка: высококонцентрированные, умеренно концентрированные, низкоконцентрированные рынки.
Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов. При этом в зарубежной практике коэффициенты концентрации и особенно Герфиндаля-Гиршмана применяются лишь как отправная точка в исследовании конкретного прецедента и никогда не используются как аргумент для судебного разбирательства.
Качественными показателями, характеризующими структуру рынка, согласно Порядку являются барьеры входа в отрасль и открытость рынка для межрегиональной и международной торговли. К ним Федеральной антимонопольной службой РФ отнесены:
экономические и организационные ограничения;
административные ограничения;
неразвитость рыночной инфраструктуры;
влияние вертикального объединения действующих организаций на рынке;
стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов;
барьеры, связанные с эффектом масштаба;
барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат;
экологические ограничения;
ограничения по спросу;
барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок.
По другой классификации барьеров входа в отрасль качественные характеристики структуры рынка разделены на:
1) структурные, выступающие как условия состояния внешней среды;
2) стратегические, которые формируются в зависимости от поведения фирмы.
Важное значение для оценки состояния конкурентной среды из качественных характеристик структуры рынка имеют государственная политика в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и последствия этой политики для конкретных товарных рынков.
Очевидно, что государственная политика в указанной сфере оформляется соответствующими нормативными правовыми актами.
Согласно п. 7.3.2 Порядка при анализе административных ограничений ФАС России выявляется наличие (отсутствие) ограничений деятельности продавцов на данном товарном рынке, выдвигаемых органами власти и управления всех уровней. К их числу относятся: лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, решения органов власти по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории), чинимые препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и конторских помещений и т.п.
Стратегические барьеры входа в товарный рынок оказывают наибольшее влияние на конкурентную среду в отрасли. Данная группа факторов связана с реализацией рыночной власти предприятий и может принимать различные формы. Формы реализации рыночной власти подразделяются на ценовые и неценовые (организационные).
По мнению ряда специалистов, при ценовой форме реализации рыночной власти основной упор делается на использование методов олигополистического ценообразования, ценовой дискриминации и других методов экономического воздействия на субъекты внутренней и внешней среды отрасли.
Другие исследователи считают, что ценовая стратегия представляет собой установление такого низкого уровня цен, который способен предотвратить появление на данном рынке новых конкурентов.
На наш взгляд, к ценовым методам реализации рыночной власти следует относить стратегии, которые дают возможность минимизировать издержки производства и, соответственно, удерживать низкие цены на рынке в долгосрочном периоде. Подобное преимущество по издержкам можно достичь за счет реализации эффекта опыта и эффекта масштаба.
Организационные формы барьеров входа в отрасль реализуются за счет оптимизации методов организации процессов производства и распределения субъектами отраслевого рынка. Нами к ним были отнесены:
дифференциация продукта;
диверсификация производства, которая может позволить некоторое время реализовывать предприятию систему демпингового ценообразования с целью выживания конкурентов с рынка, за счет поступления финансовых ресурсов от других видов деятельности;
сила имиджа марки, заключающаяся в необходимости существенных финансовых затрат не только на организацию производства, но и на рекламу, а также продвижение нового товара;
издержки перехода, одноразовые финансовые затраты при переходе от товара одного поставщика к новому товару. В частности, приобретя один раз несложное оборудование, покупатель вынужден чаще всего приобретать систематически расходные материалы производства компании поставщика данной техники. Это становится серьезным барьером для входа производителям схожих расходных материалов;
ограниченный доступ новых продавцов к дешевым и более удобным источникам сырья, в том числе за счет вертикальной интеграции назад;
ограниченный доступ новых продавцов к каналам сбыта, в том числе за счет реализации вертикальной интеграции вперед.
На основании раздела 9 Порядка сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, необходимы для определения, к какому типу рыночных структур принадлежит рыночная структура изучаемого товарного рынка, и оценки степени развитости (или неразвитости) конкуренции на данном товарном рынке.
В случае оценки состояния конкурентной среды как неразвитой и при вынесении заключения о целесообразности вмешательства ФАС России и его территориальных управлений в процесс формирования конкурентной среды на данном товарном рынке определяются направления, формы и методы этого вмешательства.
В зависимости от различного уровня концентрации товарных рынков дифференцируются действия антимонопольных органов по отношению к различным рынкам и действующим на них хозяйствующим субъектам. В их числе могут быть мероприятия:
для высококонцентрированных рынков:
разработка отраслевых программ демонополизации, контроль за их реализацией;
контроль за рыночным поведением хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%;
действия по предупреждению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;
действия по снижению барьеров входа на товарные рынки, включая сокращение тарифных и нетарифных препятствий для международной торговли и инвестиций;
увеличение числа хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, путем разделения хозяйствующих субъектов, практикующих антиконкурентные действия, или содействия новым хозяйствующим субъектам, желающим вступить на данный товарный рынок;
запреты на слияния хозяйствующих субъектов и создание объединений юридических лиц;
пресечение недобросовестной конкуренции;
для умеренно концентрированных рынков:
наблюдение за динамикой показателей концентрации. При усилении процесса концентрации необходима разработка мер по развитию конкуренции;
контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. При необходимости - применять превентивные меры;
действия, направленные на ограничение рыночного потенциала хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;
слияние хозяйствующих субъектов и создание объединений юридических лиц допускается, но при условии, что рыночный потенциал не увеличится;
пресечение недобросовестной конкуренции;
для низкоконцентрированных рынков:
наблюдение за состоянием концентрации производства и товарного рынка;
пресечение недобросовестной конкуренции.
В зависимости от выявленных причин неразвитости конкуренции действия антимонопольных органов в соответствии с их полномочиями могут быть направлены на:
а) увеличение числа хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, путем:
снижения барьеров входа на рынок, и прежде всего меры по активизации инвестиционного процесса;
содействия развитию межрегиональной и международной торговли;
разделения хозяйствующих субъектов, уличенных в антиконкурентных действиях;
содействия предпринимателям, желающим вступить на данный товарный рынок;
принятия решений, ограничивающих процессы слияний, соглашений между действующими на рынке субъектами, и т.п.;
б) повышение конкурентоспособности действующих на данном товарном рынке субъектов;
в) ограничение рыночного потенциала субъектов рынка в случае, если эти субъекты занимают на рынке доминирующее положение.
Разработка конкретных мероприятий по формированию конкурентной среды на данном товарном рынке является целью следующего этапа работы - разработки программ демонополизации, конкуренции, развития предпринимательства.
На основании данных динамики изменений распределения долей на рынках шин, нефтехимических продуктов, в частности синтетических каучуков и стирола, а также ряда продуктов нефтепереработки, таких как битумы, авиационный и технический керосин, дизельное топливо, гранулированная сера и мазуты, был проведен анализ конкурентной среды рынков нефтепродуктов и нефтехимических продуктов.
Несмотря на кажущуюся общность анализируемых рынков, их структура достаточно сильно отличается. Основным фактором, определяющим структуру рынка в России, является состав участников рынка. Нефтеперерабатывающий сектор представлен 9 крупными вертикально интегрированными нефтяными компаниями. Соответственно, рынки нефтепродуктов, характеризующиеся крупными закупками и ограниченным числом покупателей, к каковым относятся битум, авиационный и технический керосин, гранулированная сера и мазут, по результатам исследований были отнесены к рынкам со средним уровнем концентрации, характеризующимся значениями показателя Герфиндаля-Гиршмана в пределах 1400-2000. На рынках автомобильного бензина и дизельного топлива, исходя из полученных коэффициентов концентрации, к высококонцентрированным рынкам можно было отнести только рынок бензина АИ-76, показатель Герфиндаля-Гиршмана которого превысил 2000 и составил 2655,39. Остальные рынки моторных топлив относятся к рынкам с умеренной концентрацией, что формально дает возможность сделать заключение о благоприятной конкурентной среде отраслевого рынка, обеспечивающей оптимальные для потребителей цены.
Однако принципиальным вопросом в данном случае является правильное определение границ рынков. При определении географических границ рынков согласно п. 4.4 Порядка учитываются следующие факторы:
1) возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок, т.е.:
доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу;
незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу;
2) возможность перемещения товара между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок, а именно:
незначительность дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю;
сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки;
отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров и прочее;
сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка.
Исходя из последнего пункта, целесообразным было изучение конкурентной среды локальных региональных рынков нефтепродуктов. Административные барьеры входа на рынок, устанавливаемые региональными властями, в настоящий период определяют, какие вертикально-интегрированные компании (ВИНК) будут работать на той или иной территории.
Таким образом, анализ структуры именно региональных рынков нефтепродуктов позволил наиболее точно охарактеризовать конкурентную среду в данной отрасли. Было выявлено, что подавляющее большинство региональных рынков автобензина и дизельного топлива являются высококонцентрированными, с наличием явного доминирующего поставщика, контролирующего от 70% и более регионального рынка. При этом на региональных рынках сбыта моторных топлив идет активное перераспределение долей рынка в пользу усиления позиций крупнейших ВИНКов России. Корреляционный анализ, проведенный по 11 регионам ПФО, позволил выявить, что объемы продаж ВИНКа в регионах в настоящий период определяются не ценами на автозаправках, а количеством автозаправочных станций, принадлежащих нефтяной компании. Это является серьезным аргументом в пользу повышения цен на топливо, поскольку реальной конкуренции между ВИНКами, способствующей снижению цен, на региональных рынках практически нет.
Структура рынка шинной и нефтехимической продукции, напротив, имеет много общих характерных черт.
Российская шинная промышленность характеризуется высокой степенью концентрации, где на долю трех основных участников приходится более 90% рынка. Лидером на рынке являются АК "Сибур", включившая в свою структуру ОАО "Омскшина"- 15% рынка, "ОАО "Ярославский шинный завод"- 16% рынка, АО "Уралшина"- 3% рынка, ОАО "Волтайр"- 7% рынка. На втором месте ОАО "Нижнекамскшина"- 29% рынка, на третьем - АМТЕЛ, контролирующий 21% рынка, имеющий в своей сфере влияния Красноярский, Кировский и Воронежский шинные заводы.
Наиболее быстрыми темпами растут доли рынка АК "Сибур", и не только вследствие успешных инвестиционных программ, но за счет хорошей обеспеченности сырьем для производства шин, поскольку в структуру АК "Сибур" включены производители синтетического каучука ОАО "Воронежсинтезкаучук" (г. Воронеж), ОАО "Красноярский завод СК" (г. Красноярск), ООО "Тольяттикаучук" (г. Тольятти). При этом сырье для производства синтетического каучука поставляется также с собственных производств. Компания практически полностью обеспечила себя собственным сырьем, лишь очень незначительные объемы сырья (как по тоннажу, так и по номенклатуре) закупаются на стороне. Это стало возможным за счет того, что АК "Сибур" является единственным в России покупателем и переработчиком попутного нефтяного газа (ПНГ), одного из самых дешевых типов углеводородного сырья. Именно монополия на углеводородное сырье позволяет данной компании с поддержкой владельца "Сибура" ОАО "Газпром" осуществлять масштабную экспансию в российской нефтехимии.
Противостоять стремительному захвату рынков могут только крупные инновационно-активные предприятия, но и им становится все сложнее удерживать достигнутые ранее позиции на внутреннем рынке. К таковым можно отнести крупнейший нефтехимический комбинат в России "Нижнекамскнефтехим". Благодаря конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем рынке "Нижнекамскнефтехим" достаточно успешно преодолел период экономических трансформаций и уже с конца 90-х годов прошлого столетия приступил к реализации крупных инвестиционных проектов, направленных на наращивание производственных мощностей по наиболее ликвидным видам продукции и на производство продукции, последующей стадии передела из собственного нефтехимического сырья.
ОАО "Нижнекамскнефтехим" является крупнейшим в России производителем стирола, каучуков СКИ-3, бутилкаучуков, СКЭПТ, гликолей и других продуктов органического синтеза.
"Рис. 1 "Производство основных нефтехимических продуктов ОАО "Нижнекамскнефтехим"
Как видно из графиков на рис. 1, производство продукции комбинатом неуклонно растет. Однако на внутреннем рынке ситуация не столь радужная. Анализ внутренних рынков нефтехимических продуктов выявил стремительный захват рынков предприятиями, подконтрольными ОАО "Газпром". Динамика изменения позиций на внутреннем рынке СКИ-3, являющегося сырьем для производства шин, отображена на рис. 2.
"Рис. 2 "Динамика изменения долей рынка производителей СКИ-3 на внутреннем рынке"
Совокупная доля предприятий на внутреннем рынке СКИ-3, подконтрольных ОАО "Газпром": ЗАО "Каучук" и "Тольяттикаучук"- за четыре года возросла с 51,6% до 61%. Столь стремительный рост объясняется тем, что "Сибур" на настоящий момент контролирует 41% рынка шин в России, соответственно, снабжение изопреновым каучуком собственных шинных заводов осуществляется с ЗАО "Каучук" и "Тольяттикаучук". Аналогичная схема вытеснения независимых предприятий с внутреннего рынка предприятиями "Газпрома" наблюдается и на рынках стирола и других органических продуктов.
В настоящий момент в структуру АК "Сибур" входят порядка 90 предприятий нефтегазохимического комплекса, которые связаны между собой сетью сырьевых потоков. Предприятия, не пожелавшие войти в структуру холдинга, оказываются отрезанными от стабильного источника сырья и обеспечиваются сырьем нередко по остаточному принципу.
Экономическая эффективность создания нефтехимического комплекса налицо. Аналогичную динамику роста доли рынка "Сибура" мы наблюдали и на рынках шин. Вертикальная интеграция в нефтегазохимическом комплексе позволяет достичь доминирующего положения на целевых рынках. Однако всем известны и отрицательные стороны подобной интеграции как в отношении самого предприятия, так и с позиции ослабления конкуренции в отрасли, к наиболее явным из которых относятся:
1) сложность реализации инвестиционных проектов по модернизации технологических линий, приводящая к моральному старению выпускаемой продукции и технологии производства, вследствие завязки интегрированных заводов по сырью;
2) сложность управления, приводящая к снижению эффективности производств и соответственному удорожанию выпускаемой продукции;
3) создание высоких барьеров входа для новых предприятий вследствие невозможности обеспечения стабильным источником сырья, а также сложности с поиском потребителя продукта переработки;
4) снижение конкуренции на отраслевых рынках, проявляющееся наиболее явно, когда совокупная доля рынка интегрированной компании составляет более 60%.
Все это позволяет нам сделать вывод о том, что в настоящий момент единственной открытой линией поведения независимых предприятий является организация последующей стадии переработки сырья, позволяющая снизить угрозы зависимости от поставщиков. Рассматривая опыт развитых стран по поддержанию конкурентной среды на отраслевых рынках, мы видим, что антимонопольное законодательство США запрещает вертикальные слияния и поглощения вследствие ограничения конкуренции, ущемляющей права остальных участников рынка, что, возможно, является обоснованным решением.
В.В. Авилова,
зав. кафедрой экономики Казанского государственного
технологического университета (КГТУ), доктор экон. наук
В.М. Бусыгин,
генеральный директор ОАО "Нижнекамскнефтехим",
Татарстан, г. Нижнекамск, кандидат техн. наук
Д.Ш. Султанова,
зав. кафедрой Нижнекамского ХТИ, доцент кафедры экономики КГТУ
"Право и экономика", N 7, июль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регулирование конкурентной среды и структуры рынков нефтегазохимического комплекса России
Авторы
В.В. Авилова - зав. кафедрой экономики Казанского государственного технологического университета (КГТУ), доктор экон. наук
В.М. Бусыгин - генеральный директор ОАО "Нижнекамскнефтехим", Татарстан, г. Нижнекамск, кандидат техн. наук
Д.Ш. Султанова - зав. кафедрой Нижнекамского ХТИ, доцент кафедры экономики КГТУ
"Право и экономика", 2005, N 7