Амортизационная политика как элемент регулирования экономики
Амортизационная политика является составной частью экономической политики государства. Это важный рычаг воздействия как на экономику страны, так и на предпринимательскую деятельность ее отдельных хозяйствующих субъектов.
Для постоянного совершенствования производственного аппарата, технического развития и внедрения высокотехнологического оборудования субъектам хозяйствования необходимы значительные инвестиционные ресурсы. В определенной степени решить эту проблему позволят инвестиционные фонды развития производства, величина которых во многом зависит от амортизационной политики государства.
Для того чтобы предприятия имели возможность осуществлять, в основном за счет собственных средств, необходимую замену оборудования и проводить другие мероприятия по техническому перевооружению производства, чтобы инвестиционный фонд стал важным фактором экономического развития производства, он не должен находиться в прямой зависимости от финансовых результатов. Поэтому использование амортизационных отчислений в качестве источника формирования фонда развития производства обусловлено тем, что начисление амортизации имеет непрерывный и постоянный характер и обеспечивает создание устойчивых инвестиционных ресурсов для замены физически и морально устаревшего оборудования.
Но для того, чтобы амортизация превратилась в стимул ускорения обновления основных производственных фондов и повышения эффективности их использования, необходимы оптимизация уже имеющихся инструментов амортизационной политики, а также разработка и внедрение новых и наиболее эффективных методов.
В целях стимулирования инвестиционных процессов целесообразно внести ряд изменений в действующий режим применения налога на прибыль организаций. В частности, назрела необходимость сближения налогового и бухгалтерского законодательства в части начисления амортизации.
В настоящее время хозяйствующим субъектам дано право использовать следующие методы начисления амортизации:
Методы начисления амортизации | Бухгалтерский учет (приказ Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н) |
Налоговый учет (гл. 25 Налогового кодекса Рос- сийской Федерации) |
Линейный | есть | есть |
Нелинейный | нет | есть |
Способ уменьшаемого остатка | есть | нет |
Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования |
есть |
нет |
Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) |
есть |
нет |
Формально действующим законодательством предусмотрена многовариантность подходов к начислению амортизации. Но, как видно из приведенной таблицы, только линейный метод начисления амортизации установлен как в бухгалтерском, так и в налоговом законодательстве. При использовании иных методов возникает необходимость корректировки данных бухгалтерского и налогового учета в части начисления амортизации. И именно по этой причине линейный метод наиболее часто используется организациями.
Сближение бухгалтерского и налогового законодательства по вопросам учета амортизации, разработка унифицированных методов начисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета предоставит субъектам хозяйствования дополнительные возможности управления амортизационными отчислениями, и у налогоплательщиков появится возможность более эффективно использовать различные методы начисления амортизации и учитывать специфику производства.
В качестве дополнительных мер, направляемых на стимулирование инвестиционной активности, Минфин России предлагает введение "инвестиционной премии", а именно- списание до 10% стоимости оборудования, амортизируемых основных средств в момент ввода объектов основных средств в эксплуатацию. По сути это один из способов ускоренной амортизации.
По расчетам Минфина России, данная мера позволит сохранить в распоряжении хозяйствующих субъектов значительные средства, предположительно 49 млрд рублей.
Предложение Минфина России заслуживает внимания, но если просто расширять возможности отчисления амортизации, не заботясь о фактическом использовании данных средств, это приведет лишь к увеличению себестоимости продукции.
Увеличение амортизационных отчислений оправданно в том случае, если эти средства получат статус целевых инвестиционных фондов развития производства, с обязанностью расходования их на обновление объектов производственного назначения и реализацию программ технологического перевооружения.
Отечественных промышленников необходимо заинтересовать в направлении инвестиционных ресурсов на технологическое перевооружение производства. При этом основной целью амортизационной политики должно быть внедрение образцов высокотехнологичного оборудования российского производства, для этого необходимо создание сферы внутреннего заказчика, в первую очередь, в виде крупной промышленности.
Следовательно, средства, полученные как "инвестиционная премия", должны быть израсходованы исключительно на приобретение технологического оборудования, произведенного в России. При этом необходимо учитывать, что величина амортизационных отчислений прямо пропорциональна себестоимости продукции. Увеличение амортизационных отчислений приведет к увеличению себестоимости продукции, и она обратно пропорциональна инвестиционной привлекательности организации.
В рамках амортизационной политики должна быть предусмотрена возможность снижения себестоимости продукции посредством регулирования амортизационных отчислений.
Хозяйствующие субъекты, заинтересованные в привлечении внешних инвестиций, стремятся уменьшить свои расходы, связанные с производством продукции. Наиболее простой и доступный способ снижения затрат на производство - уменьшить среднегодовой объем амортизационных отчислений. Это возможно сделать через механизм установления срока полезного использования объектов основных средств.
Согласно действующему законодательству срок полезного использования определяется организацией самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учетом классификации основных средств, утверждаемой ПравительствомРФ.
Амортизируемые основные средства объединяются в 10 амортизационных групп:
первая группа - все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно;
вторая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;
третья группа - имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;
четвертая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;
пятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;
шестая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;
седьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно;
восьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно;
девятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно;
десятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.
Как видим, в пределах каждой амортизационный группы установлены минимальный и максимальный срок полезного использования.
Определение минимального срока полезного использования в пределах амортизационной группы закономерно. Но целесообразно ли установление максимального срока? Ведь в этом случае снижается возможность регулирования объема амортизационных отчислений, тем самым диапазон использования механизмов амортизации уменьшается.
При установлении только минимальных сроков полезного использования в пределах амортизационных групп хозяйствующим субъектам будут предоставлены дополнительные возможности управления размерами амортизационных отчислений.
Важными условиями для проведения амортизационной политики являются ее стабильность, предсказуемость, системность, а также эффективность тех средств и механизмов, посредством которых она выражается. Результатами проводимой государством амортизационной политики являются стабильное и поступательное экономическое развитие России, улучшение инвестиционного и предпринимательского климата.
Л.А. Васильева,
зам. начальника отдела Департамента бюджетной политики
Министерства финансов РФ, преподаватель кафедры "Налогообложение
организаций и физических лиц" Всероссийской государственной
налоговой академии МНС России
"Право и экономика", N 8, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Амортизационная политика как элемент регулирования экономики
Автор
Л.А. Васильева - зам. начальника отдела Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ, преподаватель кафедры "Налогообложение организаций и физических лиц" Всероссийской государственной налоговой академии МНС России
Родилась 26 декабря 1965 г. В 1989 г. окончила Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, в 2003 г. - ВГНА МНС России.
Является автором ряда опубликованных трудов.
"Право и экономика", 2005, N 8