Регламентация деятельности компании при помощи внутренних документов
На начальной стадии развития компании руководитель, как правило, замыкает на себе решение всех вопросов. Но в процессе роста фирмы руководителю неизбежно приходится передавать часть своих полномочий работникам. В этом случае возникает необходимость урегулирования порядка управления персоналом в компании путем издания внутренних (локальных) документов.
Четкое понимание каждым работником поставленной перед ним задачи и порядок ее решения создает здоровую рабочую атмосферу в коллективе, а определение функций структурных подразделений и порядка их взаимодействия необходимы для эффективного управления компанией.
Ключевым аспектом организации управления компании является создание структуры компанией, элементы которой функционируют и развиваются как единое целое. При распределении задач и функций, прав и обязанностей работников происходит движение информации и принимаются управленческие решения.
Деятельность компании регламентируется различными документами. Внешняя деятельность (взаимодействие с государственными органами, контрагентами, третьими лицами) регламентируется нормативными законодательными актами, действующими на той территории, на которой фирма осуществляет свою деятельность. Взаимодействие участников/акционеров компании осуществляется на основании учредительных документов. Внутренняя деятельность компании регламентируется внутренними (локальными) документами.
Внутренние (локальные) документы компании - это документы, определяющие обязанности каждого работника, структуру компании, взаимодействие структурных подразделений, порядок действия в той или иной ситуации. |
Основные внутренние документы
По мере развития компании неизбежно возникает потребность в создании внутренних документов, перечень которых определяет сама организация.
Внутренними (локальными) документами компании являются: приказы, распоряжения; инструкции, положения, регламенты, должностные инструкции и т.д., которые имеют условную иерархию.
/-------------\ /------------------\
| Приказы |-------\ | Распоряжения |
\-------------/ | | Решения |
| \------------------/
|
Утверждаются приказом
по обществу
|
/-------------------------------\
/--------------\ /--------------\
| Положения | | Должностные |
| Инструкции | | инструкции |
| Регламенты | \--------------/
\--------------/
При всем многообразии внутренних документов можно выделить несколько основных групп:
распорядительные документы (приказы, распоряжения, решения);
организационные документы (структура компании, штатное расписание, должностные инструкции, положения, инструкции, регламенты и т.п.);
информационные документы (акты, письма, докладные и служебные записки, протоколы производственных совещаний, телефонограммы и т.д.)
Распорядительные документы
Приказ - это нормативный документ, издаваемый руководителем компании для решения каких-либо задач.
Приказы делятся на два вида:
приказы по основной деятельности;
приказы по личному составу.
К приказам по основной деятельности относятся приказы, касающиеся производственного процесса, организации работ, планирования, снабжения, реализации продукции, ценообразования, и т.п.
К приказам по личному составу относятся приказы о приеме на работу, увольнении, премировании, дисциплинарном взыскании работников; о введении внеурочной работы и т.п.
Приказами по основной деятельности утверждаются организационные документы компании (положения, инструкции, регламенты и т.п.).
Распоряжение - это документ, издаваемый руководителем организации по оперативным административно-хозяйственным вопросам.
Решение - это документ, отражающий решения производственных совещаний.
Распоряжения и решения оформляются аналогично приказам, меняется лишь реквизит "название вида документа" и в тексте употребляются слова "обязываю", "решил".
Организационные документы
Должностная инструкция - это документ, определяющий права и обязанности работника компании.
Должностная инструкция включает в себя:
общие положения (наименование должности работника, наименование структурного подразделения, схема подчиненности работника);
должностные обязанности работника;
права;
ответственность.
Должностная инструкция не включает в себя порядок действия работника, а определяет конкретные виды работ, выполняемые работником.
На основании должностной инструкции разрабатывается трудовой договор (контракт) с работником. Можно не создавать должностную инструкцию, а необходимые положения включить в трудовой контракт. Но это может быть неудобно, т.к. в случае расширения обязанностей работника легче внести изменения в должностную инструкцию, чем в трудовой договор.
Работник должен знать свои обязанности, поэтому необходимо правильно и четко прописывать их в должностной инструкции, иначе впоследствии это может привести к неэффективной работе, при которой компания несет убытки, и юридически взыскать с работника такие убытки невозможно.
Положение (порядок), инструкция и регламент - это документы, регламентирующие порядок и правила действия работника в той или иной ситуации. Данные документы не распространяются на частные случаи, возникающие в процессе хозяйственной деятельности компании. В них содержится описание стандартного порядка действий, а также может быть определен порядок действий работника в случае возникновения нестандартной ситуации.
Эти документы могут распространяться как на всех работников компании, так и на ограниченный круг лиц, определенный в документе.
Положения, инструкции и регламенты могут включать в себя и дополнительные документы, которые раскрывают отдельные положения таких документов. Это происходит, когда положение содержит общий порядок действий по проекту, а по отдельным направлениям проекта необходимо создать дополнительный документ (инструкцию, положение, регламент и т.п.).
Рассмотрим это на примере "Положения о коммерческой тайне".
/---------------------------------\
| Положения о коммерческой тайне |
\---------------------------------/
/--------------------------------\ /----------------------------------\
| Порядок работы с документами, | | Регламент увольнения работника, |
| содержащими коммерческую тайну | | имеющего доступ к сведениям, |
| | | относящимся к коммерческой тайне |
\--------------------------------/ \----------------------------------/
/----------------------------------\
| Инструкция по заполнению согла- |
| шения о неразглашении коммерчес- |
| кой тайны |
\----------------------------------/
Информационные документы
Информационными документами являются документы, используемые компанией для внешней переписки (письма, телефонограммы и т.п.), для внутренней переписки (служебные и докладные записки и т.п.), и документы, свидетельствующие о каком-либо факте, событии (акты, объяснительные и т.п.).
Служебная записка - это документ, используемый для оформления просьб и предложений, направленных руководителям отделов и (или) руководителю компании.
Докладная записка - документ, адресованный руководителю компании и содержащий изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями.
Структура внутренних документов и цель их создания
Количество и многообразие внутренних документов в компании зависит от сложности структуры самой компании.
Когда в фирме существуют структурные подразделения, возникает потребность в регламентации взаимодействия работников как внутри структурного подразделения, так и между структурными подразделениями.
Взаимодействие работников внутри структурного подразделения должно регламентироваться положением об отделе.
Положение об отделе включает в себя:
общие положения (состав структурного подразделения, наименование должности руководителя структурного подразделения, должностная подчиненность);
основные направления деятельности структурного подразделения;
круг вопросов по взаимодействию со структурными подразделениями компании (наименование структурных подразделений, круг вопросов взаимодействия);
ответственность.
Работа всех структурных подразделений направлена на достижения единой цели фирмы - процветание бизнеса. В процессе деятельности компании структурные подразделения неразрывно связаны между собой, но при этом каждое из них выполняет свою конкретную работу.
Процесс взаимодействия структурных подразделений в отдельных ситуациях, возникающих в ходе деятельности организации, регламентируется организационными документами компании.
Рассмотрим взаимодействие структурных подразделений производственной компании с момента поступления заказа на изготовление товара до передачи товара клиенту.
В данном случае будут задействованы: коммерческий отдел, отдел производства, транспортный отдел, склад, бухгалтерия. Условия договора включают в себя изготовление обществом товара и его доставку клиенту.
Схема взаимодействия выглядит следующим образом.
/---------\
/--------| Клиент |
| \---------/
|
Заявка |
на заказ Оформленный договор
| |
|
/--------------------\ |
/--| Коммерческий отдел |---------/
| \------------------------1-\
| |
| | | | | /-------------\ передача /--------\
3 4 | | 2--| Производство| готового | Склад |
| | | \-----------------------------------------------/
| | | товара |
| | | отгрузка
| | Уведомление о доставке товара товара
| | Передача необходимых документов |
| | |
| | | /--------------\
| | \-------------------------------------| Транспортный |
| | | отдел |
| /-------------\ \--------------/
\| Бухгалтерия |
\-------------/
1. Заявка на изготовление товара.
2. Уведомление о готовности товара.
3. Запрос о поступление денежных средств от клиента.
4. Информация о поступлении денежных средств от клиента.
Такая схема взаимодействия структурных подразделений может быть описана в регламенте по работе с клиентами. При этом необходимо учитывать, что в случае возникновения любых нестандартных ситуаций руководитель компании должен незамедлительно быть поставлен в известность.
Если структурные подразделения не взаимодействуют друг с другом, это приводит к потере клиентской базы и, как следствие, к нерентабельной деятельности компании.
Часто возникают ситуации, когда клиент не платит за выполненную работу (оказанные услуги). В этом случае у компании возникает дебиторская задолженность, которая остается отраженной в балансе "мертвым грузом".
Во избежание подобных ситуаций необходимо издать "Регламент по взысканию дебиторской задолженности", который будет содержать в себе порядок действий работника, ведущего клиента от начала до конца проекта по вопросам:
направления претензии к клиенту;
доведения информации до сведения руководства;
порядка ведения переписки с клиентом;
ответственности.
Возникает необходимость в построении порядка прохождения таких документов, регламентирующих различные ситуации, внутри организации. Для этого используется инструкция по делопроизводству.
Инструкция по делопроизводству - это документ, регламентирующий правила, прием и процесс создания документов, а также порядок работы с ними.
Инструкция по делопроизводству должна включать в себя следующие положения:
перечень внутренних документов, действующих в компании;
порядок создания внутренних документов;
перечень организационных документов компании;
порядок заполнения типовых форм документов;
порядок создания документа в обществе;
ответственные лица;
порядок оформления и регистрации исходящей корреспонденции;
порядок регистрации входящей корреспонденции;
порядок заключения договоров с клиентами;
документооборот внутри общества (порядок прохождения служебных, докладных и объяснительных записок);
ответственность;
представление документов на подпись руководителю и т.д.
Инструкция по делопроизводству - это основной документ в компании. В зависимости от количества действующих документов этот документ может состоять из нескольких частей.
В частности, одной из частей инструкции по делопроизводству может быть порядок согласования договоров.
Порядок подписания договора на изготовление товара по заказу клиента
Номер действия по порядку |
Наименование действия | Ответственные лица |
1 | Составление договора | Менеджер коммерческого отдела |
2 | Регистрация договора | Делопроизводитель (секретарь, зав. канце- лярией) |
3 | Согласование договора | Коммерческий директор Директор по производству Главный бухгалтер |
4 | Подписание договора | Руководитель компании |
В процессе деятельности фирмы создается большое количество документов. При этом одни документы используются длительное время, другие быстро утрачивают свою значимость. Для долговременного хранения документов создается архив компании, а ведение архивного дела регламентируется инструкцией по организации архивного дела.
Инструкция по организации архивного дела регламентирует:
порядок передачи документов в архив;
сроки хранения документов;
порядок утверждения номенклатуры дел;
порядок использования архивных документов;
положения об экспертной комиссии.
В любой фирме неизбежно возникают ситуации, когда работники увольняются и устраиваются в конкурирующие организации. Запретить такую "перебежку" в соответствии с законодательством Российской Федерации невозможно, но предотвратить утечку информации необходимо. В компании должно действовать положение о коммерческой тайне, которое включает в себя:
основной вид деятельности компании;
информацию, составляющую коммерческую тайну компании;
наименование структурных подразделений и должностей, которые имеют доступ к информации, составляющей коммерческую тайну;
период неразглашения информации, относящейся к коммерческой тайне, после расторжения трудового договора;
ответственность за разглашение информации;
условия и порядок, при которых информация подлежит разглашению.
К сведениям, составляющим коммерческую тайну, могут относиться сведения о клиентах, клиентской базе, рецептуре, ноу-хау и др. Работник должен быть ознакомлен со списком сведений, имеющих отношение к коммерческой тайне, и с ответственностью, которая на него возлагается за разглашение такой информации.
Если в процессе работы работнику передаются документы, относящиеся к коммерческой тайне, такая передача осуществляется только под роспись работника.
При приеме работника на работу с работником подписывается соглашение о неразглашении коммерческой тайны, где определяются срок ее неразглашения и ответственность работника. Соглашение о неразглашении коммерческой тайны является неотъемлемой частью трудового договора (контракта).
Из вышесказанного следует, что в организации должен быть установлен порядок работы с документами, относящимися к коммерческой тайне.
Н.В. Трофимова,
исполнительный директор ООО "Консалтинговая компания
"Защита бизнеса"
Е.К. Левачева,
генеральный директор ООО "Консалтинговая компания "Защита бизнеса"
"Право и экономика", N 7, июль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламентация деятельности компании при помощи внутренних документов
Авторы
Н.В. Трофимова - исполнительный директор ООО "Консалтинговая компания "Защита бизнеса"
Родилась 30 июня 1973 г. В 2000 г. окончила Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова по специальности "Юриспруденция".
Е.К. Левачева - генеральный директор ООО "Консалтинговая компания "Защита бизнеса"
Родилась 20 марта 1973 г. В 1996 г. окончила юридический ф-т Нижегородского государственного университета.
"Право и экономика", 2005, N 7