Применение жилищного и градостроительного законодательства
Очень часто в средствах массовой информации, в том числе специализированных, при обсуждении тем, связанных с применением и реализацией Градостроительного и Жилищного кодексов, федеральных законов по формированию рынка доступного жилья, содержатся сведения о необходимости разработки дополнительных актов, причем количество актов указывается от 200 до 250. Насколько реально применение в настоящее время этих кодексов и федеральных законов?
Действительно, в последнее время мы сталкиваемся с информацией о необходимости разработки и принятия значительного количества нормативных правовых актов в развитие Градостроительного и Жилищного кодексов, федеральных законов по формированию рынка доступного жилья, причем нередко с утверждением, что без принятия соответствующих актов невозможна реализация многих норм указанных Кодексов.
Не оспаривая обсуждаемое количество актов, отметим, что такая информация не совсем корректна и нуждается в уточнении.
Практическая реализация положений указанных Кодексов и федеральных законов потребует согласованного взаимодействия не только федеральных органов исполнительной власти, но и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления. Таким образом, и на субъекты Российской Федерации, и на органы местного самоуправления в действительности ложится значительное бремя нормативного регулирования рассматриваемых сфер деятельности, но не на федеральные органы исполнительной власти.
Так, Правительством РФ в целях реализации Градостроительного кодекса должен быть принят 21 акт, в целях реализации Жилищного кодекса - 17 актов.
Уже приняты правительственные постановления "Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения", "Об утверждении формы и заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения".
Таким образом, утверждение о том, что указанные Кодексы и федеральные законы фактически не могут применяться, несостоятельно.
Не следует также забывать о тех нормативных правовых актах, которые были приняты ранее и, что самое главное, не противоречат измененному законодательству. Более того, такая "непротиворечивость" подтверждается нередко и судебной практикой.
Например, в мае 2005 г. Верховный Суд РФ рассмотрел гражданское дело N ГКПИ 2005-588 о признании недействующим абз. 3 подп. "а" п. 3 разд. 2 "Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 392, в части возложения платы за техническое содержание лифтов на нанимателей жилых помещений, проживающих на первом этаже.
Заявитель указывал, что Правила были приняты Правительством РФ в соответствии со ст. 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", который в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ признан утратившим силу. Кроме того, Жилищным кодексом РФ (ст. 156) предусмотрено, что размер платы за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда устанавливается органами местного самоуправления (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта РФ). Правительство РФ в настоящее время не вправе решать вопросы о размерах указанных платежей.
Однако Судом было установлено, что обязанность по содержанию общего имущества жилого дома, в том числе и лифта, возлагается на всех без исключения нанимателей жилых помещений в этом доме независимо от того, на каком этаже находится занимаемое жилое помещение. В контексте рассматриваемого вопроса Верховный Суд РФ установил, что оспариваемый пункт Правил не противоречит ст. 156 Жилищного кодекса РФ.
М.В. Дорофеев,
советник административно-правового департамента
Министерства регионального развития РФ, действительный
член Российской академии юридических наук,
Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ,
кандидат юридических наук
А.В. Кирилин,
заместитель начальника отдела Министерства регионального
развития РФ, преподаватель Межотраслевого института
повышения квалификации Российской экономической
академии им. Г.В.Плеханова, кандидат юридических наук,
специалист по гражданскому праву
"Право и экономика", N 8, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Применение жилищного и градостроительного законодательства
Авторы
М.В. Дорофеев - советник административно-правового департамента Министерства регионального развития РФ, действительный член Российской академии юридических наук, Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ, кандидат юридических наук
Родился 28 июня 1972 г. В 1994 г. окончил Алтайский госуниверситет по специальности "правоведение". Автор ряда публикаций по толкованию публичного и договорного права.
А.В. Кирилин - заместитель начальника отдела Министерства регионального развития РФ, преподаватель Межотраслевого института повышения квалификации Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, кандидат юридических наук, специалист по гражданскому праву
Родился 10 августа 1959 г. в Москве. Окончил в 1984 г. Всесоюзный юридический заочный институт, в 1991 г. - аспирантуру МГУ им. М.В. Ломоносова.
Автор около 50 работ по вопросам гражданского, налогового, трудового права.
"Право и экономика", 2005, N 8