Судоустройство в Дагестане во второй половине XIX века
До 60-х годов XIX века в Дагестане не было единой системы судоустройства и судопроизводства. Первым шагом к созданию однотипной судебной системы явилось объединение в 1858 году, когда еще существовал имамат, разрозненно существовавших на контролируемой войсками территории Дагестана судов и подчинение их особому отделению в управлении генерал-квартирмейстера Кавказской армии. В принципе, это первое законодательное решение, которое было призвано урегулировать судопроизводство в крае. Это решение практически ставило под контроль ханские суды, основывавшиеся на так называемом ханском праве и суды в сельских обществах, где присутствовал элемент выборности и адатное право вперемежку с шариатом. Таким образом, военные получали "законное" право на все судопроизводство.
Следующим крупным шагом в создании системы судоустройства было принятие "Положения об управлении Дагестанской областью" от 5 апреля 1860 года. При составлении проекта Дагестанской области Барятинский А.И. писал, что одна из главных задач верховной власти - "дать народу суд, который, будучи совершенно сообразен с его понятиями и обычаями, давал бы возможность постепенно, без неудобств для народа перейти к решению всех дел на основании общих законов империи"*(1). Согласно "Положению об управлении Дагестанской областью" была создана новая система судопроизводства. В соответствии с § 28 Положения судопроизводство в Дагестанской области "отправляется": 1) по военно-уголовным законам - в Комиссиях Военного Суда, учрежденных при разных частях Дагестанских войск (для военнослужащих); 2) по общим законам Империи, уголовным и гражданским (для жителей-переселенцев из Центральной России, где судопроизводство осуществлялось по законам Российской империи) - в Дагестанском Областном Суде; и 3) по адату и шариату и по особым правилам - в Дагестанском Народном Суде (для жителей Дагестана).
К ведению военного суда относились преступления, предусмотренные военно-уголовными законами: измена, возмущение против правительства и поставленных им властей, явное неповиновение начальству и тяжкое оскорбление его, разбой, похищение казенного имущества. Введение этих законов было связано, видимо, с тем, что в области сохранялось военное положение. Разбирательство дел в военных судах и назначение наказания входило в полномочия командующего войсками области (§ 51 Положения).
В городе Дербенте действовал Дагестанский областной суд, ведомству которого подлежали Дербентское градоначальство и Порт-Петровск, районы с действующим гражданским управлением. Юрисдикция областного суда распространялась на лиц гражданского преимущественно русского населения, не являющихся коренными жителями Дагестана, тех, кто исповедовал христианство. Представители местного населения судились только в том случае, если, например, в судебном процессе в качестве одной из сторон выступали представители этнических групп, не подчиненных военно-народному управлению. Дагестанский Областной суд разбирал дела по общим законам России с применением их к особенностям Закавказья и поэтому он был наделен правами Палат Уголовного и Гражданского суда Закавказского края. На этот суд также возлагались нотариальные и опекунские полномочия. Данный судебный орган, как и другие суды Российской империи в то время, не являлся независимым от администрации - его приговоры и решения утверждались начальником области, а по делам, возникшим в Дербентском градоначальстве - градоначальником на правах гражданского губернатора. Для ближайшего надзора за "правильностью производства дел" учреждалась должность прокурора Дагестанского Областного суда с правами губернских прокуроров за Кавказом. Высшей судебной инстанцией для Областного суда, как и для других судов империи, служил Правительствующий Сенат в Петербурге (§§ 39-41).
Дагестанский Народный Суд был создан в столице Дагестанской области - Темир-Хан-Шуре и состоял из почетных лиц области, по выбору командующего войсками. Председательствовало в суде особое лицо, выбранное командующим войсками области и с утверждения главнокомандующего Кавказской Армией. Решения судебных заседаний также подлежали утверждению командующим войсками области, "от усмотрения которого зависит утвердить оное и привести в исполнение, или, по большой важности дела передать на благоусмотрение Главнокомандующего Кавказской Армией" (§§ 42-44). Дагестанский Народный Суд рассматривал жалобы, поступающие туда по решению дел, разбираемых по адату и шариату в окружных судах и судах при ханских управлениях, выносил по ним решения. Также Народный Суд обсуждал дела по тем предметам, которые командующий войсками Дагестанской области находил нужным передать в его компетенцию. Решение Суда принималось большинством голосов. В состав его входили представители местной знати. Подсудность Дагестанского Народного Суда была весьма широкой - им разбирались все гражданские дела независимо от суммы иска, а также все уголовные дела, включая и самые тяжкие*(2).
Дагестанский Народный Суд являлся высшей судебной инстанцией по отношению к окружным судам. Окружные суды по "Положению" от 5 апреля 1860 г. учреждались во всех округах. Им были подсудны дела: 1) возникающие по гражданским спорам и тяжбам всякого рода; по воровству, ссорам, дракам, увозу женщин (если даже оно имело последствием увечья и даже смерть); по похищениям и грабежам с насилием и угрозами, если эти угрозы не представляли опасности ни для жизни, ни для здоровья жалобщика; 2) по несогласиям между мужем и женою, родителями и детьми; 3) по религиозным делам магометан (§ 45).
Разбор дел в окружных судах производился гласно и словесно, с ведением только книг для записи жалоб и составляющихся по ним решений, а также алфавитного списка жалобщиков по прилагаемой форме. Книгу должны были вести на том языке, который употреблялся у местного населения для письменности, а другая книга велась на русском (§ 46). Решения принимались по большинству голосов с перевесом голоса председателя, в случае разности мнений по одному и тому же предмету. В случае отсутствия начальника округа его замещал помощник. Жалобы на решение окружных судов подавались начальникам отделов, которые, в свою очередь, если не считали возможным утвердить приговор, представляли дело начальнику области. Последнему принадлежало право личного решения дела или после рассмотрения в Дагестанском народном суде.
Состав окружного народного суда в течение второй половины XIX в. не претерпел существенных изменений. В циркуляре Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе от 27 июня 1883 г. указаны те же члены суда: кадии, депутаты от народа и письмоводитель.
В автономных владениях, при ханах состояли Словесные Суды из депутатов от народа, кадия и письмоводителя (§ 24 Положения 5 апреля 1860 г.). Решения словесных судов автономных владений сначала могли обжаловаться ханам. Последние либо утверждали решение суда, либо передавали дело на рассмотрение командующего войсками области, который мог разрешить дело единолично или передать его на рассмотрение Дагестанского народного суда (§ 49).
В июле 1860 года военным и окружным начальникам и наибам была разослана составленная начальником области по поручению Наместника Инструкция, определяющая задачи, права и обязанности этих лиц в области управления и разбора административных и судебных дел*(3). Так, военным начальникам отделов наряду с остальными вопросами поручалось наблюдение за быстрым и справедливым судебным разбирательством по народным обычаям (§ 2 Инструкции). Инструкция в принципе подтверждала полномочные права военных начальников отделов по "отправлению суда и расправы". Они принимали окончательное решение о присуждении вознаграждения "в пользу обиженной стороны", а также имел право применять к "туземцам", виновным в маловажных преступлениях (ссоры, драки, своевольство, непослушание) меру наказания в виде ареста.
Наибы также имели право разбирать споры и тяжбы "всякого рода" между "туземцами", когда к ним обратятся "обиженные", но они обязаны были прежде всего "склонить спорящих" к мировой сделке или к маслаату (разбирательству через посредников); если одна из сторон не согласна с решением наиба, дело поступает в окружной суд. В соответствии с §§ 22-23 Инструкции наибы обязываются преследовать "воров и разбойников" и заботиться о сохранении между жителями порядка и спокойствия. Они также должны были арестовать и "представить в распоряжение" окружного начальника нарушителей общественного спокойствия: "закоренелых воров, грабителей, разбойников и тому подобных важных преступников" (§§ 24-25 Инструкции).
Процедура разбирательства дел в судах регулировалась Временными правилами, данными в руководство окружным и словесным судам*(4). Согласно § 3 указанных "правил" депутат и кадий по утверждении в должности командующим войсками Дагестанской области приводились к присяге на верность службе. Они должны бы ли заседать в суде ежедневно, исключая пятницу и воскресенье, а также мусульманских годовых праздников. Заседание начиналось с восьми часов утра и продолжалось до одного часа по полудни, а когда была надобность, то и более, насколько председатель признавал нужным. Разбирательство дел в судах начиналось по словесным или письменным жалобам, предъявляемым жителями непосредственно присутствию суда. Для удержания характера словесных судов, каждая жалоба (включая и письменную) проверялась вопросами жалобщика, и за тем дело разбиралось по сказанному, а не по содержанию поданной им бумаги (§§ 4-7).
Порядок избрания депутатов и назначение кадиев и письмоводителя в окружные и словесные суды определялись специальными правилами*(5). Выборы депутатов производились не всеми жителями округа или ханства в совокупности, а посредством назначаемых для этого доверенных лиц избирателей (§ 2). Избирателями могли быть только коренные жители деревни не моложе 30 лет, имеющие прочную оседлость и известные своим сельчанам умом и добропорядочным поведением (§ 5).
Дагестанское судоустройство пока совершенно было лишено буржуазных начал. Для него были присущи: совмещение судебных и административных функций в руках Кавказского командования, низкий уровень лиц судебного корпуса, сменяемость судей, нечеткая подсудность разных судебных учреждений, отсутствие четкого разделения процедуры рассмотрения гражданских и уголовных дел, отсутствие института защиты обвиняемых, судебных следователей, нотариусов и присяжных поверенных. Надо отметить и то, что в судах царили волокита, бюрократизм, взятка решала исход дела. Н. Рейнке, имея в виду деятельность судов Кавказа, писал, что такой суд "деморализует, развивает сутяжничество, убивая веру в правосудие и подрывая авторитет судебной власти"*(6). Вместе с тем изменения в судебной системе заключали в себе некоторые положительные моменты, так как впервые на территории Дагестана стала действовать единая система судоустройства, пусть даже и не самая показательная. В итоге мы можем представить судебную систему вертикально: Дагестанский Народный Суд являлся апелляционной инстанцией для окружных словесных судов, а окружные суды - апелляционной инстанцией для сельских судов.
Серьезное влияние на развитие судебных структур Дагестана имели буржуазные реформы России 60-70 гг. XIX в. В России судебная реформа была введена 20 ноября 1864 г. принятием Судебных Уставов*(7), которые правительство не спешило распространять на всю территорию государства. Только 4 февраля 1875 г. на территории Дагестана Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета были введены Судебные Уставы от 20 ноября 1864 г.*(8) В нем, в частности указывалось: "В Дагестанской области ввести Судебные Уставы 1864 г. в полном объеме, на основании Высочайше утвержденного 22 ноября 1866 г. Положения о применении их к Закавказскому краю, а также Положения о нотариальной части, с последующими к ним дополнениями и с соблюдением при этом нижеследующих правил: ...С введением в действие Судебных Уставов в Дагестанской области упразднить существующий в ней Областной Суд с прокурорской при нем частью. К прекращению, передаче, распределению и возобновлению прежних гражданских и уголовных дел, производящихся в Дагестанском Областном Суде и по лицейских учреждениях области, а равно к дальнейшему этих дел направлению производства применить эти правила,
Высочайше утвержденные 10 марта 1869 г. мнением Государственного Совета о порядке окончания дел в прежних судебных установлениях". Взамен упраздненного Дагестанского областного суда учреждались должности 3 мировых судей, которые возглавили мировые отделы с центрами в городах Темир-Хан-Шуре, Дербенте и Петровске. Мировые отделы вошли в ведение Бакинского окружного суда и Тифлисской Судебной Палаты. В штат мировых отделов помимо судьи вошли 2 его помощника, секретарь, 2 переводчика и 2 судебных пристава в Дербенте, по одному помощнику мирового судьи, секретарю, переводчику и судебному приставу в Темир-Хан-Шуре и Петровске. Позднее был открыт следственно-мировой участок в урочище Дешлагар*(9). Однако в Указе Правительствующего сената от 14 марта 1875 года устанавливалось, что в области гражданские и уголовные дела лиц, принадлежащих к горскому населению, подлежат разбирательству в таких судах только в двух случаях: 1) когда в иске участвуют в качестве истца или ответчика "лица другого сословия", т.е. не относящиеся к коренным жителям Дагестана и 2) когда лица горского населения обвиняются в преступных действиях против лиц гражданского ведомства. Во всех остальных случаях сохранялся прежний порядок судопроизводства с участием чинов "военно-народной" администрации*(10). Обособленная система "народных судов" в Дагестанской области была закреплена в Уставе уголовного судопроизводства (ст. 1306) и законах о гражданском судопроизводстве (ст. 977, Т. X), изданных в 1876 году. В них устанавливалось, что "туземное население" области подсудно Дагестанскому народному суду и девяти окружным судам, в которых дела разбираются на основе адата и шариата*(11). Мировые отделы в действительности были открыты в Дербенте, Темир-Хан-Шуре и Петровске 11 января 1876 г.*(12)
Таким образом, судебная реформа 1864 г. была введена на территории Дагестана только с 1875 г., причем с существенными ограничениями, которые свели на нет многие новые положения. На Дагестан не распространялись прогрессивные завоевания российского реформизма на уровне обустройства нового суда, а именно - независимость суда, бессословность, абсолютная гласность, устность, состязательность, наличие адвоката, участие присяжных, несменяемость судей, отвод судей. Мировые судьи являлись одновременно и следователями. Но несмотря на эти недостатки общеуставные суды, применяя современные оперативно-розыскные приемы, расследовали и рассматривали дела более оперативно по сравнению с народными судами.
19 мая 1898 г. было оформлено "Разрешение Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе о применении в окружных словесных судах Дагестанской области инструкции для таковых же судов Закатальского округа, утвержденной наместником Кавказским в 1868 году"*(13). "Инструкция о порядке производства дел в Закатальском окружном словесном суде" включала порядок производства дел уголовного характера и гражданских дел. Существенным дополнением в производстве дел являлось предусмотренное этой инструкцией право возбуждения уголовных дел не только по жалобам заинтересованных и потерпевших лиц, но и по представлениям полицейских и административных властей. В этом случае исключалось заключение частных соглашений между преступником и потерпевшей стороной, совершаемых нередко из-за опасений мести и других мотивов.
Итак, в конце XIX века порядок ведения уголовных и гражданских дел в окружных словесных судах имеет ряд усовершенствованных признаков: наличие четкого разделения процедуры рассмотрения гражданских и уголовных дел, право возбуждения дел со стороны правоохранительных органов, внедрение в судебный процесс таких новшеств как письменная повестка, квитанция, исполнительный лист, залог, а вместе с этим институт поручительства, выбор общего поверенного и т.д. Содержание норм представленных нормативно-правовых актов, на мой взгляд, имеют явное влияние буржуазных реформ второй половины XIX века в частности в области права.
А.К. Халифаева,
доцент кафедры истории государства и права
юридического факультета Дагестанского государственного университета
"Российская юстиция", N 7, июль 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) РФ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 326-а. Л. 17.
*(2) ЦГА РД. Ф. 4. Оп. 1. Д. 2. Л. 12-12 об.
*(3) Материалы для истории управления Дагестанской областью // Дагестанский сборник. Вып. 1. Темир-Хан-Шура, 1902. Отд. 2. С. 257-264; РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 292. Л. 42-56.
*(4) Там же. Л. 56-70.
*(5) Там же. Л. 70-75.
*(6) Рейнке Н. Горские народные суды Кавказского края. СПб., 1912. С. 18.
*(7) 2 ПСЗ. Т.XXXIX. N 20982.
*(8) 2 ПСЗ. Т.L. N 54351.
*(9) Обзор Дагестанской области за 1896 год. Темир-Хан-Шура, 1897. С. 32.
*(10) Собрание узаконений. 1875. N 22. Ст. 278; Материалы для истории управления Дагестанской областью. С.309.
*(11) Материалы для истории управления Дагестанской областью. С. 33.
*(12) Собрание узаконений. Т. 21. СПб., 1876; РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 70. Л. 311.
*(13) Материалы для истории управления Дагестанской областью. С. 335-341.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судоустройство в Дагестане во второй половине XIX века
Автор
А.К. Халифаева - доцент кафедры истории государства и права юридического факультета Дагестанского государственного университета
"Российская юстиция", 2005, N 7