Проблемы бизнес-образования в сфере общественного здоровья
В современных реалиях изменений, которые происходят в отечественной системе здравоохранения, мыслящий руководитель медицинского учреждения все чаще задает себе ряд вопросов, вольно или невольно ставит перед собой задачи, решение которых связаны с эффективным управлением и стабильным функционированием конкретного предприятия.
Попытаемся примерно очертить круг этих вопросов и задач.
Что необходимо предпринять, чтобы медицинское учреждение не стало банкротом?
Как разработать и реализовать на практике эффективную организационную структуру поликлиники или больницы? Как эффективно организовать лечебно-профилактический процесс? Как разработать реальные должностные инструкции медицинских работников и вспомогательного состава? Куда уходят деньги, как научиться планировать доходы и расходы, как научиться эффективно распределять денежные потоки? Как продавать большее количество качественных медицинских услуг, чем конкуренты? Как снизить затраты и управлять ими? Как продвинуть медицинские услуги учреждения на рынок? Как провести современную рекламную кампанию в медицине? Как разработать стратегию медицинского учреждения? Как профессионально составить бизнес-план?
Мало вероятно, что решение этих и подобных задач может быть обеспечено кадрами, методами и формами административного управления. Поиск альтернатив приводит к выводу, что проблема процветания конкретного медицинского учреждения, как современного предприятия по производству и сбыту медицинских услуг, решаема лишь в рамках современного менеджмента.
Как известно, менеджмент - это деятельность (планирование и принятие решений, организация, руководство, контроль) направленная на ресурсы организации (трудовые, финансовые, материальные, информационные) для достижения поставленной цели наиболее эффективно (экономично) и результативно.
Именно менеджмент в здравоохранении позволяет (в определенной степени) при управлении предприятием, организующим и предоставляющим медицинскую помощь потребителю, учесть все возможные состояния и стороны рынков медицинских услуг, в среде которых приходится на равных конкурировать с аналогичными структурами.
Одно из узких мест развития менеджмента в здравоохранении в сложнейшем переходном периоде - это проблема управленческих кадров.
Порою "у нас руководят медицинскими учреждениями люди, которые не имеют образования в области медицинского управления. Они не знают, как позиционировать свое учреждение на рынке медицинских услуг, как продвинуть свои услуги на рынок, как получить деньги и эффективно потратить их, скажем на рекламу того, что делается специалистами данного медицинского учреждения" (В.Д.Володин, "Здоровая жизнь, N 3, 2003).
Сформировать современный корпус управленцев нового типа - задача исключительно сложная. Само собой разумеется, что сама жизнь, практика рыночной экономики, предпринимательства будет способствовать ее решению, помещая тех, кто сегодня у руля медицинских учреждений, и тех, кто входит в эту новую для себя роль, в ситуацию естественно протекающего социального отбора. Но многое, конечно, зависит и от целенаправленной деятельности по подготовке и переподготовке кадров, по изучению и распространению передового опыта управления, по применению достижений управленческой науки на практике здравоохранения.
Как известно, в социалистической системе здравоохранения основной миссией руководства лечебно-профилактическим учреждением вне рамок рыночных отношений является обязанность главного врача и его подчиненных по организации лечебно-профилактического процесса методами классического администрирования.
Жесткие рамки создания соответствующей организационной структуры, форм и методов для реализации лечебно-профилактического процесса в конкретном учреждении задавались (и, к сожалению, продолжают задаваться) в соответствии с установленными свыше нормативами бюджета, штата, объемов медицинской помощи - планов числа амбулаторно-поликлинических посещений или койко-дней. Решение вопросов экономики конкретного лечебно-профилактического учреждения в административном подчинении находится во внешней среде этого учреждения и не является жизненно насущным для самого учреждения и его руководства. В таких системах нет места мотивации заниматься бизнесом, а, следовательно, и нет потребности знать и реализовывать в полной совокупности методы менеджмента. В среде же рыночных отношений классических методов управления становиться недостаточно. Один из очевидных путей приспособления к рынку состоит в освоении опыта стран, живущих в его условиях уже не одну сотню лет. Весьма ценным аспектом этого опыта в ХХ веке является сфера деятельности и область знаний, охватываемая емким понятием "менеджмент", которое стало уже интернациональным.
Приоритетное направление менеджмента в здравоохранении - решение вопросов, касающихся эффективного управления бизнесом.
Следует признать, что бизнес в здравоохранении, как форма экономической деятельности, дающая прибыль, или любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды - имеет свои особенности. Но вместе с тем, основные закономерности и наработанные практикой методы и формы бизнеса корректно соотносятся и с медицинской деятельностью. Практика мировых систем здравоохранении подтверждает, что при разумном регулировании бизнеса в здравоохранении достигается наивысшее качество предоставляемых медицинских услуг.
По нашему глубокому убеждению, отсутствие коммерции (от английского "Merchandising -торговля, сбыт) в системе предоставления медицинской помощи отрицательно влияет на лечебный процесс и тормозит внедрение передовых технологий в медицине. Перспектива заключается в организационно-финансовых преобразованиях, которые связаны с внедрением интегрированной системы и ресурсосохраняющего менеджмента.
Сегодня предприятиям и организациям в здравоохранении нужны квалифицированные экономисты-менеджеры, которые могут успешно работать как в области проектирования и внедрения новых форм и методов управления их деятельностью, так и в различных областях экономической и управленческой деятельности с профессиональным использованием компьютерных технологий.
Менеджеру в здравоохранении, бесспорно, необходимы знания по общественному здоровью и организации здравоохранения.
Но вместе с тем, нужна основательная экономическая, управленческая, финансовая, бухгалтерская и правовая подготовка. Необходимо изучение экономики медицинского учреждения, бизнес - планирования, организации медицинского страхования, диагностики финансово - хозяйственной деятельности и управления инновационными процессами.
"Исторически так сложилось, что у нас руководители лечебных учреждений - врачи-клиницисты с минимальной экономической и юридической подготовкой. Хотя на сегодня руководитель лечебного учреждения - современный менеджер, которого не готовили для выполнения таких функций. Конечно, подготовка руководителей медицинских учреждений - одна из сложных задач. Их нужно учить, да и сами они должны учиться современным подходам к организации медицинской помощи, маркетингу и экономике." (В.И.Стародубов, "В отрасли грядут перемены?" "Медицинская газета", N 46, 2004)
Сегодня как никогда актуальны образовательные программы, дающие руководителю медицинского учреждения фундаментальное образование в области менеджмента без отрыва от работы, с акцентом на изучении основ различных областей управленческих знаний в их взаимосвязи, технологий, бизнес-моделей, стратегий и методов их долгосрочного анализа и прогнозирования.
Определенная проблема организации предоставления и получения подобных знаний заключена в, якобы, противоречивости совмещения коммерции в форме определенной выгоды и бескорыстной медицинской помощи. В наличие данной проблемы существует как психологический компонент, который со временем, по всей видимости, будет безболезненно преодолен, так и организационно-правовой, решение которого должно обеспечивать основные механизмы и подходы к регулированию предпринимательства в области здравоохранения.
На законодательном уровне в здравоохранении должны быть решены вопросы соблюдения баланса между свободным предпринимательством и жестким государственным контролем; выделены аспекты регулирования предпринимательской деятельности в отдельных сферах, например, в работе больниц, на рынках медикаментов, в социальной медицине и в стоматологии; рассмотрены принципы государственной политики и проблемы коррупции.
В подготовке современных менеджеров в системе здравоохранения и медико-социальной сфере существует и частная проблема: кто и как должен готовить в менеджеры современных руководителей медицинского учреждения и сотрудников структурных подразделений? Как правило, преподаватели дисциплин общественного здоровья и управления здравоохранением имеют медицинское образование и, порою, не приемлют бизнес в лечебном деле, а преподаватели группы так называемых бизнес-составляющих дисциплин (экономисты, маркетологи, юристы) не всегда владеют глубокими знаниями о сущности и специфики системы здравоохранения.
Следует предположить, что данная проблема в сегодняшней действительности решаема в рамках совмещенных образовательных программ с компонентами двух направлений, условно обозначенные нами как "Бизнес - технологии" и собственно "Менеджмент в здравоохранении и медико-социальной сфере". Опыт реализации подобного совмещения двух образовательных модулей - базового и модуля специальности в практике некоторых образовательных учреждений имеется.
Следует предположить, что жизнь может выдвинуть новые формы как непрерывного обучения менеджеров ЛПУ всех уровней управления, так и постоянного дальнейшего консультирования обученных менеджеров как в рамках предоставленных образовательных программ и за этими рамками. Один из множества возможных вариантов таких учебно-консультационных структур бизнес направления в здравоохранении могут стать консалтинговые компании. Отдельные сравнительные характеристики деятельности базовых учебных заведений и консалтинговых компаний, имеющих лицензию на образовательную деятельность, представляются следующим образом:
Прикладное решение частной задачи по реализации форм и методов обучения и переподготовки современных менеджеров учреждений и предприятий системы здравоохранения и медико-социальной сферы может явиться, наряду с прочим, определенным шагом в направлении формирования отраслевой многоуровневой структуры медико-социального менеджмента.
Резюме
Экономические преобразования в обществе создают потребность управления лечебными учреждениями в условиях становления рынка медицинских услуг. Осуществление реформ в здравоохранении не мыслимо без формирования многоуровневой структуры медико-социального менеджмента. Приоритетным направлением менеджмента в здравоохранении является решение вопросов, касающихся эффективного управления бизнесом. Одним из узких мест развития менеджмента в здравоохранении является проблема управленческих кадров, поиск и реализация современных форм и методов их профессиональной подготовки.. Решение обозначенной проблемы обеспечивают образовательные программы "Менеджмент в здравоохранении и медико-социальной сфере" (в рамках специальности 0602 "Менеджмент"), дающие руководителю медицинского учреждения фундаментальное образование в области менеджмента, с акцентом на изучении основ различных областей управленческих знаний в их взаимосвязи, технологий, бизнес-моделей, стратегий и методов долгосрочного анализа и прогнозирования.
И.А. Тогунов,
д.м.н., профессор кафедры управления
Владимирского филиала Российской академии государственной службы
при Президенте Российской Федерации
"Менеджер здравоохранения", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru