Система кодирования пациентов в зависимости
от источника финансирования
В эпоху социализма проблема финансирования бюджетных учреждений решалась довольно просто. На все нужды учреждение получало средства из конкретных источников. Например, в нашем случае для лечебных целей выделялось финансирование из федерального бюджета, а кроме этого, содержание здания и развитие нашей деятельности осуществляли из дополнительно выделенных средств предприятий, ради которых мы были созданы и их сотрудники получали медицинскую помощь в нашем учреждении.
Но сегодня все изменилось. Бюджетное финансирование уже сократилось. Все чаще возникает вопрос о развитии финансовых источников по внебюджетной деятельности учреждения.
У медицинских учреждений появилась законная дополнительная возможность, да и необходимость, по оказанию платных услуг, в том числе и при работе в системе добровольного медицинского страхования. Появилась необходимость строгого учета этих услуг.
Система кодирования пациентов достаточно привлекательна для учреждений, которые изначально не являются коммерческими.
Причины, которые привели наше учреждение к разработке внутренней системы кодирования всех потоков пациентов следующие:
разграничение услуг (на платные и бесплатные для пациента),
необходимость вести детальный статистический учет оказанных медицинских услуг (в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 27 от 13.01.1996 г.),
предусмотреть раздельный бухгалтерский учет,
финансово-экономический учет - для последующего распределения дополнительной зарплаты между конкретными исполнителями медицинских услуг.
Мощность учреждения - это Клиническая больница на 530 коек (до 1500 пролеченных пациентов в месяц) и поликлиника с диагностическим центром (до 1000 посещений в рабочий день). Вести в таком объеме разноплановый учет всей работы вручную невозможно - это по силам только при компьютерной обработке данных. При этом наличие системы кодирования пациента, в зависимости от источника финансирования, имеется возможность отслеживать весь перечень услуг, который может быть оказан пациенту в соответствии с условиями договора.
Представим источники финансирования обслуживаемых пациентов:
1. Бюджетный контингент - работники специальных производств, для лечения которых выделяется конкретное бюджетное финансирование. Лечение этой группы пациентов осуществляется по специальной программе (сверх оказания услуг по программе обязательного медицинского страхования - ОМС).
2. Пациенты, обслуживаемые по программе обязательного медицинского страхования. Применительно к нашему учреждению это достаточно ограниченный поток пациентов. Ограничен поток пациентов по разным причинам. Как учреждение федерального подчинения мы работаем исключительно в рамках тройственного договора между Комитетом по здравоохранению города, Территориальным фондом ОМС и нашим учреждением. Поэтому договору оказание услуг по ОМС в медсанчасти производится только в стационаре и только по экстренной помощи, а в поликлинике только в Центре амбулаторной хирургии и дневном стационаре.
3. Пациенты по внебюджетному источнику финансирования ("коммерческие пациенты"):
3.1. Пациенты, оплачивающие лечение за наличный расчет.
3.2. Оплата за лечение по безналичному расчету (прямые договора с предприятиями, добровольное медицинское страхование, гарантийные письма).
Информационная служба располагает локальной компьютерной сетью, включающей более 160 ПК и семь программ. В том числе программу статистического и финансового учета.
Изначально, при введении информации о пациенте для дальнейшей компьютерной обработки, использовались названия организаций поставщиков пациентов, по которым вводилась та или иная информация. Но в реальных условиях работы возникли проблемы чисто технического характера. Дело в том, что информацию, подвергающуюся дальнейшей обработке, вносят операторы. И для одной и той же организации (например, Балтийский завод) один оператор название напишет в кавычках ("Балтийский завод"), второй - напишет сокращенно (Балтийский з-д), третий с заглавной буквы все составляющие названия (Балтийский Завод) и пр. Те же проблемы возникли и с функцией поиска.
В связи с создавшейся ситуацией, было принято решение обозначать организации цифрами - вместо названий использовать цифровые коды - т.к. цифры все пишут одинаково. Но при данной системе возникла новая проблема - каким образом непосредственные исполнители (медицинские работники) будут определять вид организации, разрешенный объем услуг, порядок обслуживания и пр. (т.е. как присваивать конкретный код пациенту?)
Учитывая интересы всех исполнителей, была создана сложная система кодирования. Каждый код состоит максимально из 8 цифр, которые делятся на три группы (части). Зная значение каждой части кода, даже не проверяя по компьютеру, любой сотрудник может определить основные параметры организации.
1-я часть кода (1 или 2-хзначная) показывает, к какой группе принадлежит организация.
Это может быть: прикрепленная организация или заключившая прямой договор, страховая компания (СК), как по ОМС, так и по ДМС, медицинский центр и пр.
2-я часть кода (2 или 3-хзначная) - порядковый номер организации в группе по источнику финансирования.
Данные цифры не несут никакой информационной нагрузки - просто порядковый номер названия организации, который присваивается в хронологическом порядке по мере заключения договоров.
3-я часть кода (1, 2 или 3-хзначная) - показывает какого вида финансовые взаимоотношения организации с медицинским учреждением - бюджетная организация, договорная с оплатой по безналичному расчету, с оплатой за наличный расчет и пр.
Общий вид кода:
/--------------------ХХ .ХХХ. ХХХ------------------\
| \-----/ |
|
Группа (вид) организации Источник финансирования
Порядковый номер в
в группе
Таблица 1
Правила определения кодов
1 часть кода | 3 часть кода | Формы оплаты |
1,2,3,4,5 (прикреп- ленные предприятия) |
1-сотрудники прикрепленных предприятий |
бюджет + средства от прикрепленной организации в соответствии с Положением о МСЧ |
1,2,3,4,5 (прикреп- ленные предприятия) |
8-пенсионеры-льготники, имеющие право обслуживаться в тех медицинских организациях, где обслуживались ранее, после выхода на пенсию |
бюджет + средства от прикрепленной организации в соответствии с Положением о МСЧ |
6 (СК по ДМС, орга- низации-посредники) |
4 - коммерческий договор | оплата по безналичному расчету по прейскуранту |
44 - коммерческий договор по сервисной программе |
оплата по безналичному расчету по прейскуранту с сервисным коэффициентом |
|
7 (организации, за- ключившие прямые договора) |
4 - коммерческий договор | оплата по безналичному расчету по прейскуранту |
44 - коммерческий договор по сервисной программе |
оплата по безналичному расчету по прейскуранту с сервисным коэффициентом |
|
8-(договора на про- ведение профосмот- ров) |
4 - коммерческий профилактический осмотр |
оплата по безналичному расчету по прейскуранту |
6, 66 - гарантийное письмо на разовую медицинскую услугу или на профосмотр |
оплата по безналичному расчету по прейскуранту с коэффициентом |
|
8.00.5 - амбулаторные услуги 28.хх.5 (стационарные услуги по отделениям) 8.00.57 (медицинские услуги по программе "Сестринский уход") |
наличная оплата | |
9 (договора с СК по ОМС) |
7 (стационар), 9 (ЦАХ) | оплата через Территориальный Фонд ОМС |
18 (договора за на- личный расчет) |
5 | оплата в кассу |
Источник финансирования:
В данном разделе указывается источник финансирования (кто платит за данного пациента).
На лечения пациента может выделяться финансирования из
бюджета
из внебюджетных источников - ОМС, ДМС
из внебюджетных источников - личные средства пациента, оплата организации за лечение пациента, по гарантийному письму или прямому договору.
Например:
1.06.1 - группа 1 - прикрепленные предприятия, источник финансирования 1 -(бюджет)
6.192.44 - группа 6 - страховая компания по ДМС, источник финансирования 44 - оплата по безналичному расчету по прейскуранту с сервисным коэффициентом
28.01.5 - группа 28 - нахождение на стационарном отделении с оплатой за наличный расчет (источник финансирования 5)
В итоге мы имеем четкое представление о том, за счет каких средств обслуживается данный конкретный пациент.
При создании системы кодирования внутри учреждения достаточно важным документом является кодификатор. В нашем понятии это документ, в котором собраны все созданные и действующие коды и, соответственно, условия медицинского и сервисного обслуживания всех категорий пациентов. В кодификаторе кратко, но информативно, отражены условия конкретных договоров, как с пациентом, так и с организацией-партнером.
Указанная система кодификации удобна своей "пластичностью". В ней возможно создавать коды удобные для различных групп пользователей. У одной организации может быть несколько кодов, например: договор на комплексное и сервисное обслуживание или с оплатой только за наличный расчет. Для каждого договора создается отдельный код (практически, это штрих код, но выраженный в цифрах). Первые две части кода остаются неизменными (организация одна и та же), а третья часть кода в каждом случае разная. Х.ХХ.4, Х.ХХ.44, Х.ХХ.5 Т.е. номер организации в группе остается неизменным, так же и организация остается в своей группе, не переходя в другую.
Пример раздела кодификатора:
6. Страховые компании (ДМС) и другие медицинские организации |
6.01. СК "______________" (ДМС) |
6.01.4 - договор |
Услуги по договору: Стационарные . Амбулаторные услуги. Диагностические |
6.05. СК "_______________" (ДМС) |
6.05.4 - договор |
Услуги по договору: Стационарные . Амбулаторные услуги. Диагностические |
Комментарии для стационарных услуг: |
Плановая госпитализация по согласованию с диспетчером СК |
Копии программ находятся: 1) регистратура поликлиники, 2) приемное отделение, 3) координаторы поликлиники и стационара |
Комментарии для амбулаторных услуг: |
Оказание медицинских услуг производится по согласованию с диспетчером СК |
Копии программ находятся: 1) регистратура .поликлиники 2) приемное отделение, 3) координаторы поликлиники и стационар |
Комментарии для диагностических услуг: |
Оказание медицинских услуг производится по согласованию с диспетчером СК |
Копии программ находятся: 1) регистратуре поликлиники, 2) приемное отделение, 3) координаторы поликлиники и стационара |
6.05.44 - дополнительное соглашение на сервис |
Услуги по договору: Стационарные . Амбулаторные услуги. Диагностические |
Комментарии для стационарных услуг: |
Только госпитализация с целью комплексного обследования на 3 хирургическое отделение в течение 1-2х дней. |
Заключение:
Создание системы кодирования всей деятельности учреждения позволяет достаточно оперативно реагировать на сложившуюся ситуацию, а именно:
1. Производить оперативный анализ работы конкретного структурного подразделения в разрезе источников финансирования.
2. Корректно рассчитывать дополнительную заработную плату сотрудников данного конкретного подразделения, установив ее взаимосвязь от достигнутых результатов.
3. Избежать финансовых потерь (так, например: исключается возможность оказания услуг, которые не предусмотрены условиями договора и, соответственно, не будут оплачены заказчиком).
Постоянное совершенствование систем учета финансовых потоков целиком и полностью зависит от логично созданной информационной базы.
Я.А. Накатис,
начальник медсанчасти, д.м.н., профессор
О.К. Николаева,
начальник планово-экономического отдела
М.В. Бондаренко,
и.о. начальника отдела маркетинга
Государственное учреждение здравоохранения
ЦМСЧ N 122 Федерального управления "Медбиоэкстрем"
г. Санкт-Петербург
"Менеджер здравоохранения", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru