Комментарий к письму Минфина России
от 16.05.2005 N 03-04-11/111
Минфин считает, что вычет по НДС фирма может применить, только полностью оплатив основное средство, даже если имущество приобретается в рассрочку. Однако выводы финансового ведомства небесспорны. Ведь запрета на частичный вычет в Налоговом кодексе нет.
Стоит ли покупать в рассрочку?
Не всегда фирма или предприниматель могут оплатить дорогостоящие основные средства единовременно. Рассрочки платежей выгодны коммерсантам. Вместе с тем они могут вызвать проблемы с НДС. И опубликованное письмо - тому подтверждение. Минфин России полагает, что вычет по налогу возможен только после полной уплаты стоимости основного средства.
Для фирмы, намеренной получить вычет НДС сразу же по мере перечисления денег поставщику, выход есть. Можно оформить сделку как передачу самостоятельных частей основного средства. Например, если мы имеем дело с покупкой компьютера, предпринимателю или организации не запрещается приобрести отдельно монитор, системный блок, клавиатуру, мышь и т.д. И соответственно применить вычет по налогу по каждому из оплаченных активов. Однако реализовать такой вариант можно в отношении далеко не каждого основного средства. Ведь трудно поделить автомобиль, станок и т.п. Есть и другое решение.
На практике многие организации все же применяют вычет НДС по не полностью оплаченным основным средствам. Но нередко им приходится отстаивать свою позицию в суде. Благо аргументы в защиту таких фирм и предпринимателей довольно весомы.
Есть над чем подумать...
В письме N 03-04-11/111 свои выводы Минфин основывает на положениях пункта 9 Правил ведения журналов учета счетов-фактур (утверждены постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914). В нем сказано, что регистрация счета-фактуры по основному средству должна производиться в полном объеме после принятия актива на учет. Логика финансового ведомства такова. Приняв налог к вычету по частям, формально организация нарушит требования Правил. Ведь тогда ей придется один и тот же счет-фактуру отражать в Книге покупок несколько раз по мере оплаты основного средства.
Однако такая позиция спорна. Налоговый кодекс предусматривает исчерпывающий перечень условий для вычета НДС:
- принятие основного средства на учет;
- наличие счета-фактуры;
- оплата стоимости приобретенного имущества.
Положения постановления N 914, на которое ссылается Минфин России, нельзя толковать так расширительно. Из формулировок, использованных в документе, нельзя сделать вывод о единовременности принятия НДС к вычету. Постановление N 914 предусматривает возможность для организации или предпринимателя принять к вычету всю сумму налога после оприходования основного средства. Запрета на частичный вычет в нем нет. Тем более что дополнять Налоговый кодекс, установив новые условия для вычета НДС, Правительство РФ не может.
Следовательно, оплатив основное средство частично, организация или предприниматель может принять к вычету налог на добавленную стоимость, но только в оплаченной части. И судебная практика это подтверждает (см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.2004 N А33-10606/03-С3-Ф02-350/04-С1, Северо-Западного округа от 07.12.2004 N А21-2864/ 04-С1, Уральского округа от 10.11.2004 N Ф09-4810/ 04АК).
Предлагаем вам рассмотреть два варианта принятия к вычету НДС по приобретенным основным средствам.
Пример
В марте 2005 года фирма "Элегия" приобрела ноутбук по цене 35 400 руб. (в т.ч. НДС - 5400 руб.). Основное средство сразу же введено в эксплуатацию. Согласно договору, оплата стоимости ноутбука осуществляется в следующем порядке. "Элегия" перечисляет 11 800 руб. на счет продавца в апреле, а оставшуюся часть стоимости уплачивает в мае 2005 года.
Бухгалтер может отразить эти операции так (в примере не учитывается начисление амортизации):
Итак, выбор за вами. Во многом он будет продиктован "ценой" этого вопроса для вашей организации и готовностью участвовать в судебном разбирательстве. Осторожным фирмам и предпринимателям предлагаем обратить внимание на следующее. Дополнения в пункт 9 постановления N 914, на котором Минфин основывает свою позицию, были внесены только в феврале 2004 года постановлением Правительства РФ от 16.02.2004 N 84. Соответственно в любом случае - даже если вы выбрали минфиновский вариант - пересчитывать налог на добавленную стоимость по операциям, совершенным до указанной даты, нет никакой необходимости.
Вариант I (согласно письму Минфина России) | Вариант II (правомерность которого подтверждена судебной практикой) |
апрель | апрель |
Дебет 60 субсчет "Расчеты по авансам выдан- ным" Кредит 51 - 11 800 руб. - перечислен аванс поставщику; |
Дебет 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным" Кредит 51 - 11 800 руб. - перечислен аванс постав- щику; |
март | март |
Дебет 08-4 Кредит 60 субсчет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 30 000 руб. (35 400 - 5400) - отражена стоимость приобретенного ноутбука; Дебет 19-1 Кредит 60 субсчет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 5400 руб. - отражен НДС по приобретенному ноутбуку; Дебет 01 Кредит 08-4 - 30 000 руб. - введен в эксплуатацию ноутбук; Дебет 60 субсчет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кредит 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным" - 11 800 руб. - зачтен аванс; |
Дебет 08-4 Кредит 60 субсчет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 30 000 руб. (35 400 - 5400) - отражена стоимость приобретенного ноутбука; Дебет 19-1 Кредит 60 субсчет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 5400 руб. - отражен НДС по приобретенному ноутбуку; Дебет 01 Кредит 08-4 - 30 000 руб. - введен в эксплуатацию ноутбук; Дебет 60 субсчет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кредит 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным" - 11 800 руб. - зачтен аванс; Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19-1 - 1800 руб. (11 800 руб. x 18/118) - принят к вычету НДС в оплаченной части; |
май | май |
Дебет 60 субсчет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кредит 51 - 23 600 руб. (35 400 - 11 800) - перечислена оставшаяся часть стоимости ноутбука; Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19-1 - 5400 руб. - принят к вычету НДС по приобретенному ноутбуку |
Дебет 60 субсчет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кредит 51 - 23 600 руб. (35 400 - 11 800) - перечислена оставшаяся часть стоимости ноутбука; Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19-1 - 3600 руб. (23 600 руб. x 18/118) - принят к вычету НДС в оставшейся части |
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 14, июль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.