Адвокатура Древнего Востока, Греции и Рима
(сравнительный анализ)
Кандидат юридических наук С.А. Деханов проводит исторический экскурс в эпоху зарождения адвокатуры.
История адвокатуры всегда привлекала пристальное внимание исследователей. Великий адвокат и революционер М. Робеспьер писал, что право иметь защитника "опирается на основных началах разума человеческого, в сущности оно есть неотчуждаемое и естественное право. Откажите мне или тому, кого я избрал как достойнейшего в защите моего имущества, моей чести, жизни и свободы - и разом ниспровергнете вы священный закон естественной справедливости, со всеми правилами общественного порядка. Происхождение этой профессии современно целому миру"*(1). Так ли это? Попробуем ответить на этот вопрос.
В краткую характеристику истории адвокатуры у древних народов целесообразно включить историю адвокатуры Древнего Востока, а также историю адвокатуры античных обществ (Древней Греции, Древнего Рима) или "классической древности". Включение истории Древнего Востока, Греции и Рима в состав одного понятия - "история древнего мира" - не является механическим или произвольным. Оно предполагает наличие некоторых общих черт, общей основы в социально-экономическом строе, политических институтах, религиозно-культурной сфере древневосточных народов, древних греков и римлян, позволяющих объединить их в рамках одной дисциплины - истории древнего мира. Вместе с тем выделение внутри этой дисциплины трех самостоятельных частей - истории Древнего Востока, Греции и Рима - предполагает наличие особенных черт каждой из общественных и культурных систем этих регионов.
Индия
Часто утверждают, что индуистское право - старейшая правовая система в мире. Это утверждение соответствует действительности в той мере, в какой речь идет о первых письменных памятниках - ведах. Веды были творением ариев. Они принесли с собой идеи, происходившие от общего корня, из которого выросла "Авеста" в Иране, и развили их на индийской почве. Веды - сборники религиозных песен, молитв, гимнов и присловий, созданные на разных отрезках II тысячелетия до н.э. - содержат древнейшие тексты, в которых отдельные строки можно истолковать как правила поведения. Но хотя индусы считают веды божественным откровением и источником религии и права, их практическое влияние на духовную жизнь индусского населения было весьма незначительным. Даже значение вед для развития индуистского права следует оценивать с большой осторожностью, поскольку они содержат слишком мало правового материала.
Древнейшими произведениями индусской литературы, определенная часть которых может быть отнесена к "юридическим книгам" (юридическим справочникам), являются "смирити", что в переводе с санскрита означает "дарованная мудрость" старых жрецов и ученых.
Вслед за ними возникли дхарма-сутры - первые книги по вопросам права, детально разъяснявшие, как члены различных каст должны вести себя по отношению к богам, царю, жрецам, своим предкам, родственникам, соседям и животным. Однако эти правила (на санскрите - "дхарма)" не делают четкого различия между требованиями религии, морали и права.
Последующее развитие права связано с дхармашастрами*(2) - первыми книгами по вопросам права, которые приписывают известным ученым. Из этих творений особенно широко известны законы (сборник правил) царя Ману. В законах Ману содержатся первые относительно упорядоченные и ясные нормы гражданского и уголовного права. И в связи с этим возникает вопрос: не отыщется ли в этих законах прообраз адвокатуры? Внимательный анализ древнего источника позволяет отрицательно ответить на данный вопрос. В Индии не существовало института адвокатуры. Справедливости ради необходимо упомянуть о воззрениях немецкого исследователя Болена (Bohlen), который считал, что в Древней Индии существовал институт адвокатуры. Германский ученый ссылается на один индийский процесс, где среди участников судебного процесса наряду с судьями упоминается и адвокат, а производство дела заключается в словесных прениях и в разборе свидетельских показаний. Факт, приведенный Боленом, имеет большое значение для истории адвокатуры. За его достоверность, по-видимому, говорит то обстоятельство, что в указанном источнике точно и правдоподобно воспроизведены основные черты индийского процесса (устность, гласность и важное значение свидетельских показаний). Но за тонкой чертой вероятной достоверности начинаются сомнения. Во-первых, судебный процесс, описываемый Боленом, относится к I в. новой эры. Между тем главное кодификационное движение в Индии закончилось за пять веков до описываемых событий. В драме говорится об "уполномоченных". Но ни в законах Ману, ни в исследованиях других специалистов по этому вопросу ничего не говорится о договоре поручения, оказании услуг или вообще о доверенности. Есть мнение, что происхождение данной индийской истории связано с греческим влиянием. Адвокат, изображенный в индийском судебном источнике, мог быть занесен с далекой Греции. Предположение, что законодательство браминов могло допустить судебную защиту, лишено оснований.
Брамины - это брахманы-жрецы и мыслители, которым надлежало определять политику, хранить и развивать высшие духовные принципы страны. Каста браминов была очень замкнутой и спаянной. Одни брамины (брахманы) имели право толковать закон. Другие касты подвергались карательным санкциям со стороны браминов. При таких условиях самостоятельное адвокатское сословие не могло образоваться, а надежным обеспечением беспристрастности судебного разбирательства являлась только совесть судьи. У высшего класса существовало монопольное право на законоведение, но в то же время на этот класс не возлагалась никакая обязанность оказывать юридическую помощь лицам, принадлежавшим к другим кастам. Вот почему ученые-правоведы (пундиты) играли значительную роль в индийской истории. Из браминов, которые не только предавались религиозным созерцаниям, выходили оборотливые купцы, искусные врачи, художники, администраторы и даже воины. Но о существовании адвокатской профессии у индусов свидетельствует лишь один факт, который не соответствует ни юридическому быту народа, ни его философии.
Египет
В конце XIX столетия были сделаны значительные археологические открытия по истории Египта, позволившие уточнить, а в некоторых случаях и получить новые сведения по истории египетского процесса. Верховный суд, составленный фараонами из жрецов, имел характер постоянной комиссии. Юстиция - гибкое и послушное орудие в руках всесильной политической власти. Письменное производство установлено для разрешения гражданских и уголовных дел. Словесные прения для тяжущихся перед судьями запрещены. Уже из этого можно заключить, что в египетском суде не было места для адвокатов.
Действительно, большинство специалистов подтверждают, что закрытая от публики письменная форма процесса не совмещается с принципами адвокатуры. Египтяне не желали иметь защитников на своих судах. Речи ораторов, по их мнению, скорее затемняют, чем уясняют дело. Обаяние красноречия и слезы подсудимых мешают и ослабляют строгость законов. Правосудие выигрывает от трезвого и прямого обсуждения каждого дела.
Исследования ученых в середине XIX в. попытались опровергнуть устоявшееся представление об отсутствии у египтян адвокатуры. Основная мысль ученых, основанная на открытиях того времени, сводилась к тому, что европейская династия "лагидов" предпринимала попытки внедрить адвокатуру в Египте. Но содержание папирусов разъяснило сущность дела. Перевод некоторых источников указывает на то, что в царствование Птолемея - Эвергета II действительно допускалась адвокатская защита, но только в судах особой подсудностью и в основном в отношении иностранцев. Это объясняется тем, что с VI в. до н.э. войска фараонов комплектовались из греков. Так, А. Стоянов в своей работе описывает ряд дел, рассмотренных египетскими судами. Первое дело - о незаконном присвоении имущества, которое разбирается особой комиссией из депутатов от военного сословия (все с греческими именами) под председательством губернатора (номарха). За подачей прошения и объяснения сторон выступают защитники (тоже греки) и обмениваются письменными мнениями (мемуарами). Процесс ведется очень быстро, и эта быстрота не соответствует тяжести преступления. В отношении установления квалификации личной вины каждого из подсудимых (среди них были женщины из царского гарема и иностранцы) указано: "и был приведен к судье, найден виновным, предан казни". Интересно отметить, что по египетским законам члены суда, заподозренные в снисхождении к подсудимым, также приговаривались к смертной казни совместно со всеми членами семьи. В связи с этим очень трудно представить себе судью, который находится в здравом уме, постановляющего оправдательный приговор в расхождение с мнением фараона или его канцелярии. Судебная власть в Египте и власть фараонов находились в тесной связи. Основные принципы государственной жизни служили краеугольным камнем для судебных учреждений. Основными началами процессуального законодательства, о чем мы уже говорили, оставались негласность и устность процесса. Ответчик или обвиняемый мог защищаться путем представления в суд своих возражений или объяснений. Этим правом он мог воспользоваться дважды, но без участия адвоката. Из всего сказанного следует отрицательный вывод о возможности наличия института адвокатуры в древнем Египте.
Израиль
История этого народа уникальна. Б. Спиноза считает, что как только израильтяне вышли из Египта, они не были больше связаны никаким правом другого народа, и стало быть, им было позволительно освятить по желанию новые законы или установить новые правила и основать государство: Но они менее всего были способны мудро установить правовой порядок и удержать у себя власть сообща; почти все они были нрава грубого и подавлены тяжелым рабством. Следовательно, власть должна была остаться только у того, кто мог бы повелевать другими, принуждать их силой и, наконец, мог бы предписывать законы и толковать их впоследствии*(3). Такой властью Бог наделил Моисея.
Чтобы увековечить учение, полученное на Синае, Моисей начертал главные десять заповедей на двух каменных скрижалях (плитах), которые должны были храниться среди евреев как святыни.
Из этих двух скрижалей первая содержит признаки суверенитета: не повиноваться и не поклоняться богам других народов, не произносить имя Бога для неправды, каждый седьмой день отдыхать от работы, посвящая этот день публичному богослужению. Вторая скрижаль содержит обязанности одного человека по отношению к другому: почитать родителей, не убивать, не прелюбодействовать, не красть, не способствовать неправедному судебному приговору лжесвидетельством и, наконец, не замышлять в сердце своем никакого зла против ближнего.
Эти десять заповедей были объявлены и стали законами для древнего Израиля.
"Когда израильтяне пришли в землю Моавитскую против Иерихона и уже были готовы вступить в обетованную землю, Моисей к прежним законам прибавил разные другие, которые поэтому называются Второзаконием, т.е. вторыми законами"*(4).
В эпоху Мишны*(5) и Талмуда*(6) правовая система совершенствуется и приобретает законченные формы.
После того как правовая система Израиля приобрела законченные формы, мы вправе поставить вопрос о месте и роли адвокатов в этой системе, имея в виду при этом, что ни в книгах Моисея, ни во Второзаконии не найдется ни одной строки ни об адвокатах, ни об институте представительства в целом.
Единственным органом, где нашлось место лицам, весьма отдаленно напоминавшим современных адвокатов, является Синедрион - государственный совет, или сенат (по-гречески - собрание, совещание). Необходимо заметить, что Синедрион играл исключительно важное значение в правовой системе Израиля. Как известно, Синедрион находился в Иерусалиме, состоял из 70 членов и одного председателя. Члены Синедриона собирались в одной из больших палат иерусалимского храма для обсуждения государственных вопросов, издания закона и рассмотрения важнейших судебных дел. Судебные заседания Синедриона проходили публично. Члены Синедриона сидели полукругом, с тем чтобы видеть друг друга. Два писца стояли справа и слева и записывали мнения судей. Для вынесения решений необходимо было присутствие 23 членов ("Малый синедрион)". Для вынесения оправдательного приговора достаточно было простого большинства голосов; для постановления обвинительного приговора требовалось большинство в два голоса. Опрос членов относительно виновности подсудимого начинался с младшего члена и постепенно доходил до председателя; это делалось для того, чтобы отзывы старших и уважаемых членов не оказывали давление на младших. Кроме того, вначале должны были высказываться сторонники оправдания подсудимого, а потом уже - сторонники осуждения. Тот, кто высказывался за оправдание, не мог взять поданное слово назад. Смертные приговоры составляли большую редкость в практике Синедриона.
Помимо членов Синедриона в судебном заседании принимали участие так называемые "кандидаты". Им-то и предоставлялось право представлять интересы подсудимого. Однако функции кандидата по своей юридической природе существенно отличались от назначения современного классического адвоката и более всего соответствовали фигуре генерального адвоката Суда ЕС первой инстанции. Это лицо не выступало в бесспорном, обязательном порядке в защиту подсудимого, а давало юридическую квалификацию произошедшего факта. При таких условиях кандидат был далек от адвоката в настоящем смысле. Очевидно, что подтверждается и нормами Мишны, статус "кандидата" носил временный характер и имел своей целью подготовить молодого юриста к отправлению в последующем судебных должностей.
Существует предположение, что при царе Давиде более 600 левитов соединяли различные судебные должности с адвокатскими функциями.
Несмотря на то что многие пророки как лучшие хранители закона постоянно напоминали об обязанности защищать беспомощных людей, правом на защиту пользовались только вдовы и сироты. А само право на защиту, очевидно, пришло к израильтянам из более глубокой древности как остаток обычного права первых патриархов.
Предпринимались ли в древнем Израиле попытки придать защите законодательную основу, не известно.
Рассмотренный материал по Индии, Египту и Израилю дает основание предполагать, что в этих странах - колыбели человеческой цивилизации - адвокатов в современном понимании этого слова скорее всего не существовало. Управление, суд, уголовные и гражданские законы, сама религия, которая долго заменяла философию и правоведение - все это настойчиво преследовало защиту и охрану государства. Чем больше наказаний, тем вернее покой государства, говорили законодатели Индии и Египта. Чем скорее применяется наказание, тем целесообразнее правосудие. При подобном порядке вещей не находилось места учреждению, цель которого - отстаивать права граждан против ошибок и злоупотреблений правосудия. Адвокаты только мешали судьям делать свое дело.
Таким образом, история Древнего Востока не подтверждает предположение о том, что адвокатура есть древнейшее и всемирное учреждение.
Греция
Греция, очевидно, единственная страна древнего мира, в которой знание законов являлось не только неотъемлемым правом каждого гражданина, но и его священной обязанностью. Плутарх сказал: "Счастлив народ, у которого беднейший человек может преследовать судом преступления и проступки сильных людей"*(7). Республиканское устройство стремилось привлечь граждан к деятельному участию во всех сферах общественной жизни. Один и тот же гражданин осуществлял многие права и выполнял различные обязанности. Однако обыденный ход государственного управления доставлял самые большие хлопоты для граждан. К такого рода хлопотам относились и обязанности присяжных заседателей (дикастов) в греческих судах. При подобной системе государственного устройства каждый греческий гражданин должен был сам отстаивать свои интересы в суде, не прибегая к посторонней помощи. Другими словами, каждый был обязан быть самому себе адвокатом. Сам Аристотель давал философское обоснование этому правилу: "Стыдно,- говорил он, - не уметь отразить силу физической силой; но еще постыднее не защитить себя словом, которое более телесной мощи свойственно человеку"*(8). Отсюда - строгий вывод: истцы и ответчики, обвинители и обвиняемые должны являться лично перед судом без поверенных и адвокатов. Только болезнь могла избавить их от этой обязанности. Были, конечно, и исключения. Под исключения подпадали женщины и дети, которым разрешалось иметь своего представителя. Даже в "Утопии" Платон предлагал лишь с 40-летнего возраста предоставить женщинам самостоятельную защиту в суде.
В связи с этим необходимо помнить о следующем: греки очень экономно относились к своим законам, поэтому знали их и могли применять. Право обвинять и защищаться перед судом было отличительной чертой гражданина Греции.
Таковы основные положения о судебном представительстве и судебной защите в Греции.
Однако Греция была высоко развитым демократическим государством и было бы странно, если бы судебное представительство в Греции ограничивалось только личным участием. Формы обхода закона были изобретены, и "виной" этому в определенной степени являлись следующие обстоятельства. Если письменная форма процесса, как у других древних народов, ставила всех тяжущихся примерно в одинаковое положение и силы таланта не играли решающего значения, то устные состязания изначально ставили тяжущихся в неравное положение. Неминуемое поражение грозило тому, кто оспаривал свое право в суде с изначально более талантливым оратором.
Потому-то на судах происходили такие явления, когда адвокатом отца выступал его сын. Такие случаи становились типичными, а представителей такого рода стали называть "синегор" (synegoros). Синегор вступал в процесс на стадии реплики истца ответчику или обвиняемого обвинителю, произносил речь и в других процессуальных стадиях участия не принимал.
Когда же требовалось не вмешательство "синегора", а только пояснение какого-либо отдельного обстоятельства по делу или выступление с речью по личности подсудимого, суд разрешал в порядке исключения сделать близкому родственнику или любому другому человеку. Так в греческом процессе появилась фигура "параклета". Отличие его от свидетелей заключается в том, что параклет мог говорить о фактах, ранее не исследованных судом. Параклет, как и синегор, не приносил присяги.
Однако судебная защита в Греции этим не ограничивалась. Под влиянием тех же причин, которые произвели синегоров и парклетов, появились "логографы" или "дикографы". Данные лица занимались написанием речей и их последующей продажей. Учитывая, что в большинстве судебных процессов в Греции стороны не имели защитников, сотни речей произносились в судах по чужому тексту. Составлялись целые книжки речей по вымышленным случаям, преподавалось искусство произносить защитительную и обвинительную речь по одному и тому же делу. Занятие это не пользовалось уважением в обществе. Так, логография есть продукт теории, которая требовала во что бы то ни стало самозащиты от каждого гражданина.
Присутственный день был разделен на три равные части. Две трети назначались для состязаний между противниками, а одна треть - для присяжных.
Демосфен до того момента, как стать политическим оратором, больше занимался как раз написанием речей, нежели выступал в роли синегора или параклета.
Государство по гражданским и уголовным делам представляли ораторы.
Такова была греческая адвокатура.
Прошло достаточно много времени, прежде чем люди согласились с тем, что нет ничего труднее, чем быть защитником своего собственного дела.
По сравнению с восточными странами в Греции яснее и определеннее выражено правило, что без судебной защиты нет правосудия. Но трансформация идеи адвокатуры в ее практическую реализацию - дело непростое, и можно констатировать, что в этом отношении греки недалеко ушли от Древнего Востока. А в эпоху Плутарха (46-120 г. н.э.) Греция утратила свою независимость и превратилась в одну из провинций Римской империи.
Рим
История Рима начинается с гораздо более позднего периода, чем история Греции, и с самого начала носит сравнительно современный характер. Правовые нормы, по которым жило большинство италийских племен, исчезло бесследно; только в латинском местном праве до нас дошли некоторые сведения из римских преданий. Вся судебная власть сосредоточивалась в общине, т.е. в лице царя, который чинил суд или "приказ" (jus) в присутственные дни на судном месте (tribunal). Над рабами судьей был их господин, над женщинами - отец, муж или ближайший из мужских родственников. Судебный процесс мог быть или государственным, или частным, смотря по тому, возбуждал его царь по собственному почину или по просьбе обиженного. Судебное разбирательство начиналось и производилось царем: он выносил приговор, предварительно выслушав приглашенных советников. Но после того как царь приступал к судебному разбирательству, он мог предоставить дальнейшее разбирательство своим заместителям.
Во время производства следствия обвиняемый обыкновенно подвергался аресту, но мог быть освобожден из-под ареста на поруки.
По этим законам жили в Риме граждане и клиенты, среди которых, насколько нам известно, с самого начала существовало полное равенство в их частных правах. Иностранец, напротив, если не поступал под защиту какого-нибудь римского патрона и не жил в качестве его клиента, был бесправен как лично, так и по отношению к своему имуществу.
Римское право труднее и сложнее греческого. Аристократия квиритов надменнее и энергичнее именитых родов Аттики. Цицерон указывает, что патрициям было выгодно придерживать в своих руках юридические знания. Резкое обособление правоведов в Риме - факт исторический. Вот почему задолго до XII таблиц было установлено правило, что только знатный человек (патрон) мог защищать или представлять на суде несведущих людей. При таких условиях в народе не мог возникнуть класс защитников. Аристократия и судебный патронат тесно срослись между собой.
Первый римский адвокат - это патрон. Другие обозначения этого института (causidicus, advocatus) окончательно заменили древнее выражение значительно позднее.
Итак, римский адвокат (патрон) находился в естественной исторической связи с судебным патронатом патрициев.
Провозглашение республики и кодификация XII таблиц дали толчок различным демократическим движениям. Борьба патрициев и плебеев привела к тому, что древнее учреждение патроната пошатнулось перед натиском демократии. Но составная часть аристократического патроната (судебное представительство) пережила патрициев и трансформировалась в новую форму. Теперь адвокатами могли быть не только патриции, но и менее именитые граждане, получившие юридическое образование. К тому же после кодификации XII таблиц появилась еще одна свободная профессия - профессия правоведа. Но все лучшее, что можно было получить от умения применять право, выпало на долю тех, кто мог посвятить себя профессии адвоката. Трудно поверить, но влияние адвоката в республиканском Риме могло сравниться с влиянием патрициев до кодификации XII таблиц. Адвокаты имели большую власть и над публикой, и над судьями.
Письменные свидетельства деяний большинства известных римских адвокатов того времени утеряны, сохранились лишь имена тех, кто смог сохранить о себе память. К числу таких адвокатов несомненно принадлежат Цицерон, К. Тацит, учителя Цицерона: Л. Красс и М. Сцевола и некоторые другие.
Цицерон называл адвокатскую деятельность благородным и даже царским делом.
Судебных речей Цицерона по гражданским и уголовным делам, не считая речей против Катилины и речей политического характера, насчитывается до пятнадцати. Из них в полном объеме сохранились далеко не все.
Особенно жаль, что кроме речей Цицерона, который сам заботился об их сохранении и издании, до нас не дошло ни одной защитительной речи других адвокатов его времени и предшествующей эпохи, кроме отдельных отрывков. Политических же речей римских государственных деятелей, полководцев, императоров сохранилось очень много.
Древние римляне относили ораторское искусство к разряду искусств, где совершенство зависит исключительно от таланта и природных дарований оратора. Первое место они отводили предварительной научной и практической подготовке. Адвокаты республиканского периода получали двойную подготовку: во-первых, чисто практическую, которая состояла в том, что посвятившие себя адвокатуре избирали себе учителя, патрона, и, как выражался Тацит, ходили за ним, т.е. сопровождали его в суды, на форум, в сенат, на прогулку, присутствовали у него дома при приеме им клиентов, и таким образом приобретали качества, необходимые адвокату. Сверх того адвокаты получали разумное образование, и кроме права изучали философию, музыку и другие науки.
Цицерон устами своего руководителя, знаменитого адвоката Линия Красса, предъявляет следующие требования к судебному защитнику: помимо знания права адвокату необходимо, по его мнению, "чтение поэтов и изучение истории; развитие своего голоса и языка; приобретение запаса слов и оборотов, строгое обдумывание речи, но в особенности необходимо предварительное письменное изложение речи, чем приобретается навык к расположению слов. Происходя из достаточно небогатой семьи всадника, он юношей был отправлен на воспитание в Рим к своему родственнику, уже упомянутому Л. Крассу. Но юриспруденцию изучал у другого, не менее знаменитого адвоката М. Сцеволы. Затем Цицерон учился в риторской школе Афин, где исправлял свои природные недостатки: слабый голос и дурные манеры.
Главными свойствами речи самого Цицерона были его полнота и искусство говорить ясно, стройно, округленно и гармонично.
У римлян времен Цицерона существовали две резко определенных и враждебных друг другу школы судебного красноречия. Одна называлась новоаттической, другая - азиатской. Азиатское направление характеризуется напыщенностью и многословием; наоборот, новоаттическое стремилось к изящной простоте и трезвости аттической речи; образцом себе оно ставило адвоката Гиперида, а Демосфена представители этой школы считали болтливым. Цицерон в своих речах стремился соединить оба направления, однако более тяготел к азиатскому.
Несмотря на детальную регламентацию многих сторон жизни адвокатская деятельность не была подвержена регламентации. Адвокатура сложилась на основе обычного права.
Свою карьеру большинство адвокатов начинали с произнесения обвинительных речей. Речь адвоката в суде не подлежала никакой регламентации. История располагает примерами того, что она могла продолжаться в течение четырех-пяти дней.
Что касается адвокатских гонораров, то адвокату республиканского периода брать гонорары запрещалось. Женщины в адвокатуру не допускались.
VI и VII вв. от основания Рима были золотым веком римской республиканской адвокатуры. Однако римляне очень трезво оценивали причины высокого положения в обществе института адвокатуры. К. Тацит в уже ранее цитированной работе "Об ораторах" приводит слова одного оратора, который говорит следующее: "Какой муниципий обращается к нам за помощью, кроме ввергнутых в распри с соседями или во внутренние раздоры? Какую провинцию мы берем под защиту, кроме обираемых и утесняемых? Но было бы лучше не иметь оснований жаловаться, чем взывать к правосудию. И если бы нашлось какое-нибудь государство, в котором никто не преступает дозволенного законами, то среди беспорочных людей судебный оратор был бы так же не нужен, как врач среди тех, кто никогда не болеет. И подобно тому как искусство врачевания менее всего применяется и менее всего совершенствуется у народов, наделенных отменным здоровьем и телесною крепостью, так и оратор пользуется наименьшим почетом и наименьшею славой там, где царят добрые нравы и где все беспрекословно повинуются воле правителя. Нужно ли, чтобы каждый сенатор пространно излагал свое мнение по тому или иному вопросу, если благонамеренные сразу же приходят к согласию? К чему многочисленные народные собрания, когда общественные дела решаются не невеждами и толпою, а мудрейшим и одним? К чему по собственному почину выступать с обвинениями, если преступления так редки и их так немного? К чему эти нудные и превышающие всякую допустимую меру речи защитников, если милосердие вершащего суд торопится вызволить подсудимого?"*(9).
Пророческие слова. С падением Республики и возвышением Империи сущность адвокатской профессии постепенно, но кардинально меняется. Адвокатура теряет статус свободной профессии и попадает в зависимость от исполнительной власти. Нравственное падение общества неизбежно захватывала и адвокатуру. Адвокаты стали нарушать незыблемые законы своего сословия: предательство интересов клиентов, получение гонораров и т.д.
Тацит в книге "Разговор об ораторах", говоря о современном ему упадке ораторского искусства, считает причиной его, кроме неподходящего воспитания молодых адвокатов, еще и то обстоятельство, что древним (республиканским) ораторам приходилось выступать в делах государственных и народных, и это возвышало их и воспламеняло, а современникам его приходится говорить только по своим частным, более мелким делам. Наконец, третьей причиной упадка красноречия Тацит считает следующее. В древнее время было больше свободы: все делал народ, и кто его убедит, тот им и повелевает, что придавало красноречию ораторов огромную ценность и силу. В период же единоличного правления императора Веспасиана ораторы не имели влияния на ход государственных дел, ораторское искусство, которое всегда процветало только там, где была вольность, стало ничтожно в государствах с деспотическим правлением, таких как Персия, Спарта, Македония.
Императору Нерону и вовсе пришла в голову мысль изгнать адвокатов из судебных заседаний. Частично это удалось. Народ перестал посещать залы судебных заседаний, лучшие адвокаты покидали адвокатуру и принимались за теоретические занятия. Приемом в адвокатуру стали ведать префекты и губернаторы. Постепенно появляется законодательстве об адвокатуре, законодательно оформляются нормы о противозаконных и безнравственных действиях адвокатов. Важнейшими нарушениями считались несоблюдение закона о гонораре и предательство интересов клиента. С VI в. н.э. ведется Реестр адвокатов. В 460 г. н.э. император Лев превратил адвокатов в класс служилых людей, с тем чтобы раз и навсегда устранить противоречия между адвокатами и государственной властью. Адвокаты были поделены на два разряда: штатных и сверхштатных. Лучшие штатные адвокаты получали статус коронных адвокатов и представляли государство в судах Империи.
Римской адвокатуре мы обязаны становлением двух основных принципов (подходов) к построению современной адвокатуры. Прежде всего, эти различия наиболее ярко проявляются на примере сравнительного анализа функционирования адвокатур Франции и Германии и в меньшей степени - Великобритании и США. Предполагаемые различия в основном выражаются в двух противоположных взглядах на роль адвокатуры в обществе:
1) полная свобода адвокатской профессии;
2) адвокатская профессия становится государственной службой со свойственной ей детальной регламентацией работы, отсутствием независимости и самоуправления.
Существование в Риме этих двух крайних форм организации адвокатуры впоследствии отразилось на развитии адвокатуры различных государств.
Обратимся еще раз к Тациту, сравнивая римскую адвокатуру с возможными институтами адвокатуры других народов. Итак, он отмечал следующее: "Слышали ли мы хоть об одном ораторе у лакедемонян, хоть об одном из критян? А об отличавших эти государства строжайшем порядке и строжайших законах толкуют и сейчас. Не знаем мы красноречия у персов, македонян и любого другого народа. Было несколько ораторов у родосцев и великое множество у афинян, у которых народ был всевластен: Да и в нашем государстве, пока оно металось из стороны в сторону, пока не покончило со всевозможными кликами, раздорами и междоусобицами, пока на форуме не было мира, в сенате - согласия, а в судьях - умеренности, пока не было почтительности к вышестоящим, чувства меры у магистратов, расцвело могучее красноречие, несомненно превосходившее современное, подобно тому, как на невозделанном поле некоторые травы разрастаются более пышно, чем на возделанном"*(10).
На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы.
1. Адвокатура в ее классическом понимании зародилась в Греции.
2. Появление адвокатуры связано с классическим периодом истории Древней Греции, в первую очередь с историей Афин. Суды в отдельных случаях разрешали устную защиту тяжущихся посторонним лицам. Стороны должны были являться в суд и участвовать в прениях лично, но сторонам также было разрешено после произнесения первой речи просить суд, чтобы вторую речь сказал кто-нибудь из посторонних лиц. При этом поскольку особое сословие адвокатов в Древней Греции не существовало, не может быть и речи о какой-либо организации этого института или о правилах для подготовки принятия лиц в число адвокатов.
3. Первыми юристами в Древнем Риме были патроны. В их лице совмещались две профессии - адвокаты и юристы. Они не только защищали своих представителей в суде, но и давали юридические советы, руководили ими при заключении сделок. Однако когда патронат распался и изучение права сделалось достоянием всех желающих, развитие юриспруденции пошло двумя путями. Одни юристы, не обладавшие красноречием, занимались исключительно юридическими консультациями. Другие представительствовали в суде. В период Империи профессия юриста, особенно профессия адвоката, получает корпоративное оформление. Действовал принцип (numerus clausus.), количество и списочный состав адвокатов определялся специальными императорскими списками.
С.А. Деханов,
кандидат юридических наук
"Адвокат", N 8, август 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Стоянов А. История адвокатуры. Выпуск 1. Древний мир. - Харьков, 1869. - С. 1.
*(2) Дхармашастры представляли собой своеобразную ступень в развитии формы права, когда неписаные правовые обычаи сменяются не государственными установлениями (законами), а сборниками религиозно-правовых предписаний, санкционированных государством // Жидков О.А. История государства и права Древнего востока. - М., 1965. - С. 82.
*(3) Спиноза Б. Трактаты. М.: Мысль, 1998. - С. 75.
*(4) Гоббс Т. Левиафан. - М.: Мысль, 2001. - С. 351.
*(5) Мишна - (Второучение) или дополнение к Моисееву первоучению, к Торе, состоящее из шести отделов или "седарим".
*(6) Талмуд - учение, состоящее из соединения Мишны с Гемарой. Гемара означает "дополнение" и вместе с тем "учение".
*(7) Плутарх. Сравнительные жизнеописания в 3-х тт. Т. 1. - С. 32 // (Цит. по: Стоянов А. История адвокатуры. Вып. 1. Древний мир. - Харьков, 1869. - С. 32.
*(8) Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - Минск: Литература, 1998 // Цит. по: Стоянов А. - Указ. соч. - С. 20).
*(9) Тацит К. Соч. в 2-х т. Т. 1. Анналы. Малые произведения. - Л.: Наука, 1969. - С. 402.
*(10) Тацит К. Указ. соч. - С. 401.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Адвокатура Древнего Востока, Греции и Рима (сравнительный анализ)
Автор
С.А. Деханов - кандидат юридических наук
"Адвокат", 2005, N 8