Актуальные проблемы финансово-правового регулирования
информационных отношений
Ценность информации для современного общества давно уже не нуждается в обоснованиях, а проблемы правового регулирования информационного оборота в последние годы вышли на первый план в числе текущих и перспективных задач развития законодательства. Часть этих проблем - применительно к финансовому сегменту информационной сферы - рассматривает соискатель кафедры финансово-экономического и тылового обеспечения Академии Управления МВД России В.И. Ступаков
Финансово-правовое регулирование информационных отношений представляет собой специальную сферу общественных отношений, урегулированных правом, возникающих в сфере оборота информационных ресурсов, обеспечивающих деятельность государственных органов, частных лиц и организаций.
Концепция финансово-информационных отношений сталкивается с научными, организационными и правовыми проблемами. Так, в научном плане не определены критерии и правовой статус государственных органов в информационно-правовых отношениях. В науке информационного права неоднократно указывалось на запутанность этой проблемы, которая частично решается в судебном порядке по обеспечению прав граждан на необходимую им по закону информацию.
Сформировались следующие сферы информационно-финансовых отношений:
1) правовое регулирование производства (создания) информационных ресурсов в сфере финансовой деятельности.
Производство (создание) информационных ресурсов в сфере финансов включает разработку типовых и других информационных документов (карт, образцов документов, регистрационных схем, аналитических прогнозов, расчетов, стратегических планов развития) Правительством РФ, Министерством финансов РФ, другими публичными и частными участниками информационно-финансовых отношений. Так, порядок предоставления финансовой информации (документов и материалов), необходимой для составления проекта федерального бюджета на текущий год, регулируется ст. 192, 193 Бюджетного кодекса РФ. Типовые документы финансовой отчетности как носители финансовой информации устанавливаются Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и утверждаются приказами министра финансов РФ;
2) правовое регулирование сбора информации от лиц, обязанных предоставлять ее по закону или ведомственному нормативному акту.
Сбор финансовой информации предоставляет собой процесс аккумулирования государственными органами или уполномоченными негосударственными организациями сведений о финансовой деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой по единой методике комплектования, классификации и обработке информационных данных. Именно сбор информации и ее систематическое обновление и анализ обеспечивают правовые интересы пользователей информационно-финансовых сетей (например, методические указания для государственных налоговых инспекций по осуществлению справочно-информационного обслуживания налогоплательщиков);
3) правовое регулирование хранения финансовой информации и права пользователей.
Хранение финансовой информации основано на ответственности государственных органов и организаций, обеспечивающих сохранность информационных данных, гарантирующих их защиту и обновление, действующих в интересах широкого круга пользователей. В финансовой сфере хранение выступает как разновидность коммерческой деятельности на рынке финансовых услуг (депозитарное хранение); форма финансового контроля; источник аналитических финансово-экономических прогнозов.
Информационное и финансовое законодательство включает нормы об обязанностях государственных органов систематически проводить анализ налоговой отчетности, сверку налогового и бухгалтерского учета, анализ классификации бюджетных расходов, обработку сведений о рынке ценных бумаг, обработку сведений об активах и платежеспособности коммерческих банков.
4) финансовый мониторинг как финансово-информационная категория.
Основной формой управления и обеспечения эффективности обращения финансовой информации в информационных сетях является финансовый мониторинг, осуществляемый уполномоченным финансовым органом по контролю за обращением финансовой информации. Отношения в этой области регулируются постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. N 245 (в ред. от 17 января 2003 г.) "Об утверждении Положения о представлении информации в комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом", постановлением Госкомстата России от 27 сентября 1995 г. N 157 "Об утверждении порядка сбора и обработки годовой бухгалтерской отчетности организаций и представления сводной информации органам государственной власти и местного самоуправления, а также другим заинтересованным пользователям". Финансовый мониторинг является новым понятием науки финансового права и отражает финансово-информационную деятельность государства, урегулированную юридическими нормами и обеспечивающую через финансы стимулирование развития общества.
Представляя новый взгляд на роль финансового мониторинга и финансовой информации в управлении общественными отношениями в сфере финансов, О.Н. Горбунова через "информационный взгляд" на финансово-правовой систему, показывает тождественность регулятивной роли и многих понятий информационного и финансового права, рассмотренных через финансовый мониторинг прямых и обратных связей. Из научного анализа вытекают важные выводы о том, что информационное право и финансовый мониторинг - это взаимосвязанные категории, имеющие как минимум четыре важных аспекта.
Во-первых, финансово-правовое регулирование информационных отношений как одна из сфер финансового мониторинга отражает состояние финансов, финансового рынка, финансовой политики и финансового контроля.
Во-вторых, информационное право и финансовый мониторинг показывают уровень информационного обобщения и анализа особенностей конкретных финансовых операций, финансовых процедур в зависимости от того, к какой подотрасли финансового права (налогового, бюджетного, валютного, банковского, страхового и др.) они относятся.
В-третьих, в процессе финансового мониторинга видно, что институты и нормы информационного права устанавливают границы, прямые и обратные связи экономико-правовой модели финансовой деятельности государства, урегулированной юридическими нормами и обеспечивающей через финансы стимулирование развития общества.
В-четвертых, финансовый мониторинг в государстве показывает постоянные изменения в праве и управлении, выступая активным фактором совершенствования финансового законодательства;
5) правовое регулирование распространения и использования финансовой информации.
Распространение и использование финансовой информации в целях обеспечения прав пользователей, которыми являются публичные субъекты (государственные органы) и частные субъекты (инвесторы, брокеры, оценщики, налогоплательщики, торговые агенты, акционеры и др.), регулируются нормами административного, финансового, информационного права. Общий и специальный режим финансово-правового регулирования доступа к информации для пользователей информационных сетей содержится в следующих основных правовых актах:
Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. от 10 января 2003 г.);
Федеральном законе от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации";
Законе РФ от 19 февраля 1993 г. N 4524-I "О федеральных органах правительственной связи и информации" (в ред. от 10 января 2003 г.);
Федеральном законе от 5 апреля 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг";
Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 143-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 27-35);
Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст. 192, 193);
Законе РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. от 31 декабря 1997 г. N 157-ФЗ, от 20 ноября 1999 г. N 204-ФЗ, от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ, от 25 апреля 2002 г. N 41-ФЗ);
Законе РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" (в ред. от 25 июля 2002 г.);
Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895);
Положении о раскрытии информации Банком России и кредитными организациями - участниками финансовых рынков (утв. приказом ЦБ РФ от 2 июля 1998 г. N 43-п) (в ред. от 18 мая 1999 г.);
постановлении Правительства РФ от 14 июня 2002 г. N 425 "Об утверждении положения о предоставлении информации и документов комитету Российской Федерации по финансовому мониторингу органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления" (в ред. от 17 января 2003 г.);
постановлении Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. N 245 "Об утверждении положения о представлении информации в комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом" (в ред. от 17 января 2003 г.);
постановлении Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. N 80 "О совершенствовании информационного обеспечения потенциальных инвесторов";
постановлении Правительства РФ от 21 апреля 1995 г. N 399 "О совершенствовании информационной системы представления бухгалтерской отчетности" (в ред. от 18 августа 1995 г.);
постановление Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. N 1319 "Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации";
приказе Госкомстата России от 25 июля 1995 г. N 141, Госналогслужбы России от 25 июля 1995 г. N вг-3-13/49 "Об информационном взаимодействии органов государственной статистики и налоговых органов".
Данный тип правоотношений преимущественно урегулирован банковским законодательством, обычаями деловой банковской практики, правилами международных финансовых организаций о международном банковском обмене банковской информацией и межбанковских расчетах. Международные стандарты бухгалтерского учета, финансовой и налоговой отчетности лежат в основе применения унифицированных средств информатизации;
6) финансово-правовое регулирование обеспечения и предоставления информации органами государственной власти.
Носителями властных финансовых информационных полномочий государственные органы выступают в следующих случаях:
а) при принятии норм финансового законодательства о создании и функционировании финансово-информационной системы;
б) при разработке и реализации мер по обеспечению единой информационной политики в сфере финансов различными федеральными и региональными органами власти;
в) при защите конституционных прав граждан, нарушенных нормами информационного законодательства или незаконными действиями должностных лиц;
г) при защите информационных интересов России через механизмы обеспечения финансово-информационной безопасности.
В финансово-информационных правоотношениях государство выступает в лице уполномоченных органов, обладающих двумя признаками: орган должен действовать от имени государства и быть носителем соответствующих полномочий государственно-властного характера - в широком смысле быть органом государственного управления.
Финансовые органы в соответствии с действующим законодательством обладают этими двумя признаками. Следовательно, органы, наделенные государством компетенцией в сфере предоставления, получения информации и организации системы финансового мониторинга, выражают государственную волю в установленных им границах, не выражая при этой собственной инициативы, либо выражая ее, но в установленных законом случаях и в интересах государства. Это происходит потому, что только государство заинтересовано в эффективном обеспечении своих органов информацией для реализации своих целей. Оно стремится быть максимально всеохватывающим в информационных правоотношениях. Используя в качестве основного метод властных предписаний, государство четко определяет в законе все ситуации, которые могут повлиять на исход финансово-информационного правоотношения.
Органы, обеспечивающие финансовый мониторинг, для выполнения поставленных перед ними задач имеют соответствующие обязанности и права. Но они не могут позволить себе реализовывать закрепленные за ними законодательством права по предоставлению информации по своему усмотрению. Для финансовых органов предоставленные им права в сфере информации в большинстве случаев являются одновременно и их обязанностями. Для государственного органа все права, вытекающие из его задач и функций, не являются правами в самом классическом понимании - такими, которые орган может использовать или не использовать исключительно по собственному усмотрению, а выступают как служение государству, т.е. в широком плане - как исполнение обязанностей перед ним. Целесообразно отметить, что информационные права и обязанности органа в большинстве случаев совпадают, иными словами, право государственного органа одновременно выступает и его обязанностью по отношению к государству и другим субъектам информационных правоотношений.
В плане защиты прав и соблюдения законности при осуществлении информационного обмена, доступа, финансового мониторинга органы имеют право требовать устранения выявленных нарушений финансового законодательства и привлекать лиц, совершивших правонарушения, к ответственности, установленной Налоговым, Бюджетным кодексами РФ, либо за совершение административных правонарушений - к административной ответственности.
Спорным представляется вопрос о праве госорганов квалифицировать информационные правонарушения на основании различных составов (например, налоговых правонарушений).
Ответственность является неотъемлемой частью правового статуса любого субъекта права, в том числе финансовых органов и их должностных лиц, которые несут юридическую ответственность в случае нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц на получение необходимой им информации в процессе осуществления своей деятельности.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения финансовыми (налоговыми) органами своих обязанностей по обеспечению законного доступа пользователям к информации их действия могут быть обжалованы в судебном порядке, а в некоторых случаях орган может быть понужден судом к совершению определенных действий в пользу налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента или других лиц. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами государственных органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Финансовые органы несут ответственность перед государством (в лице его высших органов - Правительства РФ, Президента РФ) за исполнение задач, поставленных перед ними, т.е. за полный финансовый мониторинг, своевременный информационный учет всех налогоплательщиков, за обеспечение высокого уровня собираемости налогов и сборов, за эффективность финансово-информационных сетей и т.д.;
7) право пользования информацией для инвесторов.
Основными целями информационно-правового регулирования прав и обязанностей пользователей информационных сетей в сфере финансовой информации могут выступать следующие:
1) регулятивные, в первую очередь осуществление государственного регулирования и корректирование информационной экономической деятельности для достижения публичного правового и экономического порядка в сфере финансов;
2) охранительные, в том числе:
обеспечение внешней и внутренней безопасности финансовой информации;
обеспечение стабильности финансово-кредитной (банковской) и налоговой систем государства;
обеспечение информационной безопасности финансовой деятельности через организацию государственной системы предоставления пользователям услуг доступа;
3) социальные, в том числе через создание некоммерческих информационных ресурсов общего пользования, электронных учреждений социальной помощи, систем социального поиска и защиты информации и т.д.
Финансовая информация становится товаром, формой управления, системой финансового мониторинга, стимулирующей рост нового сегмента финансовой деятельности - финансово-информационных услуг.
Финансовая информация является мощным и эффективным средством управления экономикой. В связи с этим необходимо выделить ее свойства, которые определяют специфику правового регулирования финансовых информационных правоотношений.
Среди основных признаков информации (в том числе финансовой), принципиальных для правового регулирования отношений по поводу информации, ученые различают следующие.
Право начинает опосредовать финансовую информацию лишь тогда, когда она может быть однозначно зафиксирована на материальном носителе. Юридическое свойство, вытекающее из этой особенности, заключается во взаимодействии информации и материального носителя, на котором эта информация закрепляется. Несмотря на то что носитель информации является вещью, информация в правовом смысле не может рассматриваться как вещь. Это связано с тем, что при передаче вещи передается весь объем прав на нее (право владения, пользования и распоряжения). Но когда передается зафиксированная на материальном носителе информация, в правовом смысле передается сам носитель и сумма каких-то прав по распоряжению содержащейся на нем информации (например, право ее дальнейшего распространения).
Финансово-правовые отношения отражают общественную значимость информации для конкретного субъекта, поскольку для различных субъектов, частных и публичных, она имеет различную ценность. Ценность финансовой информации выражается прежде всего в характеристиках действий, которые следуют за получением информации (например, информация о объемах денежных обязательств, дебиторской задолженности, неуплате налогов, факт разглашения сведений, составляющих государственную тайну, и др.).
При правовом регулировании важную роль играет связь финансовой информации с целью, для которой она была получена. Например, факт противоправного доступа к сведениям, составляющим государственную тайну (о закрытых статьях бюджета), может иметь одни правовые последствия, а то же действие с целью последующей продажи сведений - иные последствия.
Информация вообще, а финансовая особенно, обладает рядом уникальных свойств, выделяющих ее среди других объектов права.
К финансовой информации относятся прежде всего правовые акты, а также вся информация, связанная с финансовым правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, материалы их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, материалы изучения практики применения этих норм. Официальная финансово-правовая информация в свою очередь подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.
Нормативная правовая информация составляет ядро всей правовой информации и представляет собой совокупность нормативных правовых актов. Финансовый нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. В правовых исследованиях ученых-финансистов отмечается, что характерная черта системы финансово-правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку в финансовой системе и находится в соподчиненности с другими актами.
Неофициальную финансовую правовую информацию можно подразделить на следующие группы:
материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
материалы бухгалтерского учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
образцы деловых бумаг;
комментарии законодательства;
научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства;
9) обязанности профессиональных участников рынка ценных бумаг по обеспечению доступа инвесторов к информации.
Изменение правового регулирования в сфере раскрытия информации (увеличение объемов информации, раскрываемой при публичном размещении и обращении ценных бумаг) направлено в первую очередь на защиту прав инвесторов и повышение инвестиционной привлекательности инструментов долгового рынка. Как отмечается в научных трудах, финансово-правовое регулирование информационных отношений в данной сфере достигается следующими способами:
1) раскрытием подробной информации об эмитенте;
2) раскрытием подробной информации о лицах, предоставляющих обеспечение по облигациям;
3) раскрытием большого объема информации в процессе публичного размещения облигаций (на этапах эмиссии);
4) использованием одновременно нескольких способов раскрытия информации, включая ленту новостей уполномоченных информационных агентств, Интернет и периодические печатные издания.
Увеличение объема раскрываемой информации, а также требования о раскрытии информации одновременно несколькими способами, включая раскрытие информации на каждом этапе эмиссии и обязательное участие финансового консультанта в раскрытии информации в случае регистрации проспекта ценных бумаг (если облигации размещаются путем открытой подписки либо путем закрытой подписки с последующим публичным обращением облигаций), установление жестких требований к источникам опубликования информации привели к увеличению затрат эмитента на осуществление эмиссии.
Правовое регулирование прав и обязанностей пользователей финансовых информационных сетей содержится в правовом режиме защиты прав и законных интересов на рынке ценных бумаг. Он охватывает совокупность обязанностей профессиональных участников, оказывающих инвестору услуги на рынке ценных бумаг по обеспечению доступа инвесторов к информационным базам данных о рынке ценных бумаг.
Федеральный закон от 5 апреля 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" в ст. 6 регулирует порядок предоставления информации инвестору в связи с обращением ценных бумаг. Во-первых, эмитент обязан предоставить инвестору информацию, определенную законодательством Российской Федерации. Во-вторых профессиональный участник, предлагающий инвестору услуги на рынке ценных бумаг, обязан по требованию инвестора предоставить ему следующие документы и информацию:
копию лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
копию документа о государственной регистрации профессионального участника в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
сведения об органе, выдавшем лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (его наименование, адрес и телефоны);
сведения об уставном капитале, о размере собственных средств профессионального участника и его резервном фонде.
В-третьих, профессиональный участник при приобретении у него ценных бумаг инвестором либо при приобретении им ценных бумаг по поручению инвестора обязан по требованию инвестора выдать следующую информацию:
о государственной регистрации выпуска этих ценных бумаг и государственный регистрационный номер этого выпуска;
содержащуюся в решении о выпуске этих ценных бумаг и проспекте их эмиссии;
о ценах и котировках этих ценных бумаг на организованных рынках ценных бумаг в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, если эти ценные бумаги включены в листинг организаторов торговли, либо об отсутствии этих ценных бумаг в листинге организаторов торговли;
о ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились;
об оценке этих ценных бумаг рейтинговым агентством, признанным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В-четвертых, профессиональный участник при отчуждении ценных бумаг инвестором обязан по требованию инвестора помимо информации, состав которой определен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставить информацию о:
ценах и котировках этих ценных бумаг на организованных рынках ценных бумаг в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, если эти ценные бумаги включены в листинг организаторов торговли, либо об отсутствии этих ценных бумаг в листинге организаторов торговли;
ценах по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились.
В-пятых, профессиональный участник в любом случае обязан уведомить инвестора о его праве получить информацию, указанную в настоящей статье. При этом профессиональный участник, предоставляя услуги инвесторам - физическим лицам, обязан проинформировать последних о правах и гарантиях, предоставляемых им в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В-шестых, профессиональный участник вправе потребовать от инвестора за предоставленную ему в письменной форме информацию плату в размере, не превышающем затрат на ее копирование. Контроль за обоснованностью размеров платы за предоставление информации, взимаемой профессиональными участниками или эмитентами, возлагается на федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В-седьмых, нарушение требований, в том числе предоставление недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации, является основанием для изменения или расторжения договора между инвестором и профессиональным участником (эмитентом) по требованию инвестора в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
В-восьмых, инвестор вправе в связи с приобретением или отчуждением ценных бумаг потребовать у профессионального участника или эмитента предоставить информацию в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами и несет риск последствий непредъявления такого требования;
10) в целях информирования инвесторов и предупреждения их о совершенных и возможных правонарушениях на рынке ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в своем официальном издании опубликовывает информацию:
об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
о саморегулируемых организациях профессиональных участников;
об административных взысканиях, наложенных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
о судебных решениях, вынесенных по искам федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг обязан вести информационные базы данных, содержащие открытую и доступную для каждого заинтересованного лица информацию о санкциях, примененных им в отношении лиц, совершивших правонарушения на рынке ценных бумаг, лицах, совершивших указанные правонарушения, зарегистрированных выпусках ценных бумаг, выданных лицензиях.
Система ведения реестра владельцев ценных бумаг должна обеспечивать сбор и хранение в течение установленных законодательством Российской Федерации сроков информации обо всех фактах и документах, влекущих необходимость внесения изменений в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, и обо всех действиях держателя реестра по внесению этих изменений. Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе или с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, обязаны вести информационные базы данных, содержащие открытую и доступную для каждого заинтересованного лица информацию обо всех выданных, приостановленных и аннулированных ими лицензиях.
В целях предотвращения уклонения или ухода профессионального участника рынка ценных бумаг от раскрытия информации Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) приняла положение о раскрытии информации и одобрила Стандарты о раскрытии информации. Держатель реестра обязан по требованию владельца или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг предоставить выписку из системы ведения реестра по его лицевому счету в течение пяти рабочих дней. Владелец ценных бумаг не имеет права требовать включения в выписку из системы ведения реестра не относящейся к нему информации, в том числе информации о других владельцах ценных бумаг и количестве принадлежащих им ценных бумаг.
В обязанности держателя реестра входит:
открыть каждому владельцу, изъявившему желание быть зарегистрированным у держателя реестра, а также номинальному держателю ценных бумаг лицевой счет в системе ведения реестра на основании уведомления об уступке требования или распоряжения о передаче ценных бумаг, а при размещении эмиссионных ценных бумаг - на основании уведомления продавца ценных бумаг;
вносить в систему ведения реестра все необходимые изменения и дополнения;
производить операции на лицевых счетах владельцев и номинальных держателей ценных бумаг только по их поручению;
доводить до зарегистрированных лиц информацию, предоставляемую эмитентом;
предоставлять зарегистрированным в системе ведения реестра владельцам и номинальным держателям ценных бумаг, владеющим более одного процента голосующих акций эмитента, данные из реестра об имени (наименовании) зарегистрированных в реестре владельцев и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг;
информировать зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев и номинальных держателей ценных бумаг о правах, закрепленных ценными бумагами, и о способах и порядке осуществления этих прав;
строго соблюдать порядок передачи системы ведения реестра при расторжении договора с эмитентом.
Форма распоряжения о передаче ценных бумаг и указываемые в нем сведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан раскрыть следующую информацию любому заинтересованному лицу:
правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам;
правила допуска к торгам ценных бумаг;
правила заключения и сверки сделок;
правила регистрации сделок;
порядок исполнения сделок;
правила, ограничивающие манипулирование ценами;
расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг;
регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные позиции;
список ценных бумаг, допущенных к торгам.
О каждой сделке, заключенной в соответствии с установленными организатором торговли правилами, любому заинтересованному лицу предоставляется информация о:
дате и времени заключения сделки;
наименовании ценных бумаг, являющихся предметом сделки;
государственном регистрационном номере ценных бумаг;
цене одной ценной бумаги;
количестве ценных бумаг.
Организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан регистрировать в федеральном органе исполнительной власти по рынку ценных бумаг документы, содержащие указанную информацию, а также изменения и дополнения в них.
Положение о раскрытии информации предусматривает, что в случае если исполнение обязательств по облигациям обеспечивается банковской гарантией или поручительством третьего лица, являющегося юридическим лицом по законодательству места регистрации, то по каждому такому лицу дополнительно раскрываются сведения в объеме практически полного проспекта ценных бумаг. Таким образом, в случае предоставления по облигациям эмитента обеспечения материнской компании такая компания будет вынуждена раскрывать информацию о своей финансово-хозяйственной деятельности в объеме, установленном ФКЦБ России;
11) под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой признается информация на рынке ценных бумаг, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг .
Ежеквартальный отчет должен содержать информацию, состав и объем которой соответствуют требованиям настоящего Федерального закона, предъявляемым к проспекту ценных бумаг, за исключением информации о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг.
Ежеквартальный отчет должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), подтверждающими тем самым достоверность всей содержащейся в нем информации. Ежеквартальный отчет должен предоставляться владельцам эмиссионных ценных бумаг эмитента по их требованию за плату, не превышающую затраты на изготовление брошюры. Лица, подписавшие ежеквартальный отчет, несут ответственность за полноту и достоверность сообщенных в нем сведений.
Сообщения о существенных фактах должны направляться эмитентом в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченный им орган, а также публиковаться эмитентом не позднее пяти дней с момента наступления этих фактов в печатных средствах массовой информации, распространяемых тиражом, доступным для большинства владельцев ценных бумаг эмитента.
При этом в соответствии с изменениями в Положении о раскрытии информации, в случае если лица, предоставившие обеспечение, раскрывают информацию в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах, в проспекте указываются только сведения об источниках, которые используются данными лицами для такого раскрытия информации. Бухгалтерская отчетность эмитента и иная финансовая информация представляют собой годовую бухгалтерскую отчетность эмитента за три последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее трех лет, к которой прилагается заключение аудитора (аудиторов) в отношении указанной бухгалтерской отчетности; квартальную бухгалтерскую отчетность эмитента за последний завершенный отчетный квартал.
Если иное не установлено федеральными законами, в информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, указывается дата его утверждения уполномоченным органом управления эмитента. Данное требование является менее обременительным для эмитентов, чем раскрытие информации о поручителях и гарантах в объеме практически полного проспекта ценных бумаг, и в то же время обеспечивает всем заинтересованным лицам раскрытие информации о лице, предоставляющем обеспечение по облигациям.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны осуществлять раскрытие информации о своих операциях с ценными бумагами в случаях, когда:
профессиональный участник рынка ценных бумаг произвел в течение одного квартала операции с одним видом ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по этим операциям составило не менее 100 процентов от общего количества указанных ценных бумаг;
профессиональный участник рынка ценных бумаг произвел разовую операцию с одним видом ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по этой операции составило не менее 15 процентов от общего количества указанных ценных бумаг.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг раскрывают указанную информацию (содержащую наименование профессионального участника рынка ценных бумаг, вид и государственный регистрационный код ценных бумаг, наименование эмитента, цену одной ценной бумаги, количество ценных бумаг по соответствующим сделкам) не позднее пяти дней после окончания соответствующего квартала или после соответствующей разовой операции путем уведомления федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченного им органа.
В соответствии с существующей на данный момент практикой большинство компаний соглашаются на раскрытие информации о материнской компании или группе компаний, выступающих поручителями и гарантами, в объеме, предусмотренном новым правовым регулированием.
В.И. Ступаков,
соискатель кафедры финансово-экономического
и тылового обеспечения Академии Управления МВД России
"Законодательство и экономика", N 8, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Актуальные проблемы финансово-правового регулирования информационных отношений
Автор
В.И. Ступаков - соискатель кафедры финансово-экономического и тылового обеспечения Академии Управления МВД России
"Законодательство и экономика", 2005, N 8