Аудит ГУПов
Законом "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит предусмотрен только для тех ГУПов и МУПов, у которых объем выручки за год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов баланса на конец отчетного года больше 20 миллионов рублей. Но московские власти ввели обязательный аудит для всех государственных предприятий, независимо от их финансовых показателей.
Москва является собственником имущества подведомственных ей унитарных предприятий. А собственник имущества ГУПов и МУПов в силу статьи 20 закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" принимает решение о проведении аудиторских проверок своих организаций, утверждает аудитора и определяет размер оплаты за его услуги. Что от лица собственника и сделало московское правительство в своем постановлении от 2 ноября 2004 года N 760-ПП.
Ежегодные проверки аудиторов обязательны для всех ГУПов Москвы, в том числе и для казенных предприятий. Причем те унитарные предприятия, у которых объем выручки за год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов баланса на конец отчетного года больше 20 миллионов рублей, должны выбирать аудитора на открытом конкурсе. Остальным можно обойтись и без конкурса.
Платить аудиторам предприятия должны из своего кармана, но стоимость услуг аудитора нужно согласовать в вышестоящих инстанциях (в департаменте, комитете, управлении или префектуре), в ведении которых находится предприятие.
Типовую форму договора на проведение аудита разрабатывает департамент имущества города Москвы.
Конкурс аудиторов
Конкурс среди аудиторских компаний открытый, то есть принять в нем участие может любая аудиторская компания, соответствующая установленным требованиям. Среди этих требований, конечно же, наличие аудиторской лицензии. Кроме того, аудиторы должны иметь необходимые профессиональные знания и квалификацию, финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности, опыт и положительную репутацию, необходимые трудовые ресурсы для выполнения договора, отсутствие задолженности перед бюджетами всех уровней, а также перед внебюджетными фондами.
Такой конкурс каждое московское унитарное предприятие проводит самостоятельно не позднее 1 декабря. Но в состав конкурсной комиссии обязательно должен входить представитель департамента финансов города Москвы, представитель органа исполнительной власти города Москвы, в ведении которого находится предприятие, и представитель аккредитованного при Министерстве финансов РФ профессионального аудиторского объединения.
Сначала унитарное предприятие должно опубликовать в СМИ извещение о времени, месте, форме, предмете и порядке проведения конкурса. Также необходимо обнародовать сведения о порядке приема заявок на участие в конкурсе и квалификационные требования к аудиторским компаниям. Кроме того, следует расписать и порядок выбора аудиторской организации, которая в итоге будет проводить ревизию государственного унитарного предприятия. Сделать это нужно не менее чем за 45 дней до предполагаемой даты проведения конкурса.
Потом в течение 15 дней с даты публикации комиссия принимает заявки, которые поступили от кандидатов на участие в конкурсе. Заявок должно быть не менее двух. Иначе конкурс не состоится и придется публиковать объявление о проведении нового конкурса.
Тем компаниям, которые прислали заявки на участие в конкурсе, в течение 10 дней направляют приглашение. В этом приглашении содержится техническое задание и договор на проведение аудита. Также в приглашении указывают перечень документов, которые должна представить аудиторская фирма для участия в конкурсе, и требования к оформлению указанных документов.
Компания-соискатель представляет на конкурс, в частности, информацию о том, как давно она функционирует, сколько в ней работает сотрудников, в какой форме ведет бухгалтерский учет, общее количество работников бухгалтерии и наличие системы внутреннего контроля. Кроме того, аудиторские компании должны указать сведения об объемах кассовых операций, объемах операций по счетам и о наличии товарно-материальных ценностей.
Конкурсная комиссия изучает и отчетные показатели аудиторских компаний: размер прибыли, выручки от продаж, общую сумму активов, а также сумму капитала и резервов.
Далее в пятнадцатидневный срок аудиторские компании направляют в адрес конкурсной комиссии предложения, которые содержат технические показатели и цену за аудиторские услуги.
Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе выбирают пять аудиторских компаний. Сначала всех участников оценивают по 100-балльной шкале. При этом в расчет берутся такие показатели, как оценка образца аудиторского заключения по ранее проведенной проверке организации (60 баллов максимум); оценка методики аудита, включая его план, срок проведения и рекомендации по итогам проверки (максимум 20 баллов); оценка квалификации специалистов, которые будут проводить аудит (тоже максимум 20 баллов). Те пять участников, которые набрали наибольшее количество баллов, попадают во второй тур.
На втором этапе комиссия оценивает финансовые предложения претендентов: у кого заявлены самые низкие цены на аудиторские услуги. А победителя определяют исходя из оптимального соотношения цены и качества предложений участников конкурса.
В течение 20 дней по завершении конкурса с победителем заключают договор на проведение аудита.
Для тех, кто вне конкурса
Для тех аудиторских фирм, которые проверяют ГУПы, не подпадающие под обязательный аудит по закону "Об аудиторской деятельности", московское правительство тоже установило свои требования.
Унитарное предприятие имеет право заключить договор с аудиторской компанией, только если у нее в штате не менее пяти аттестованных аудиторов. Разумеется, эта организация должна иметь лицензию на проведение аудиторской деятельности.
Ответственность аудиторов должна быть застрахована: они предъявляют унитарному предприятию страховой полис на страхование риска ответственности за нарушение договора.
Еще одно обязательное требование - отсутствие задолженностей по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды на последнюю отчетную дату.
Также аудиторская организация обязательно должна быть членом какого-нибудь профессионального объединения аудиторов.
Есть и другие, не обязательные, но желательные требования к аудиторам. Так, предпочтение отдадут тем фирмам, которые работают на рынке аудиторских услуг не менее трех лет. Приветствуется наличие внутрифирменных стандартов, соответствующих действующим аудиторским стандартам. Желательно, чтобы в уставном капитале аудиторских организаций не было доли, принадлежащей иностранцам или иностранным компаниям.
Как проводят аудит
До 30 марта аудиторы должны закончить проверку и представить заключение руководству ГУПа. А не позднее 30 апреля они обязаны направить по одному экземпляру отчета в департамент имущества города Москвы и в исполнительный орган, в подчинении которого находится унитарное предприятие.
В этом заключении аудиторы отражают все отклонения в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках унитарного предприятия, которые превышают допустимые цифры. При этом допустимым считается отклонение валюты баланса на 0,5 процента. Для показателей отчета о прибылях и убытках допустимо отклонение на 1 процент от выручки, которую предприятие получило от продажи товаров, работ и услуг.
Ревизоры проверяют учредительные документы унитарного предприятия, наличие лицензий и соответствие фактических видов деятельности тем, которые указаны в уставе. Также в обязательном порядке нужно проверить трудовые договоры руководителя и главного бухгалтера.
Аудиторы смотрят, соответствуют ли данные бухгалтерского учета той информации, которая приведена в паспорте имущественного комплекса, а также проверяют наличие правоустанавливающих документы на объекты недвижимости.
Проверке подлежит также правильность исчисления налогов, которые поступают в московский бюджет.
Не уйдут от внимания аудиторов и ставки арендной платы, установленные ГУПами: насколько эти ставки соответствуют требованиям московских властей. С особой тщательностью проверят целевое использование бюджетных средств - субсидий и целевого финансирования.
Кроме того, аудиторы обязаны проверить и подтвердить правильность расчета показателей рентабельности хозяйственной деятельности, ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности унитарного предприятия.
25 таблиц о ГУПе
Помимо самого аудиторского заключения проверяющие должны подготовить и представить в департамент имущества города Москвы и в орган власти, которому подведомственно ГУП, достаточно подробную информацию о деятельности проверяемого предприятия. Всю информацию заносят в специальные таблицы, формы которых тоже утверждены постановлением правительства Москвы N 760-ПП.
Всего этих таблиц 25. Первые семь содержат информацию об основных средствах ГУПа: список недвижимости, которая пока не зарегистрирована, с указанием дат предполагаемой регистрации, сведения о наличии и движении основных средств, как тех, которые находятся на балансе ГУПа, так и арендованных. Также аудиторам необходимо указать в отдельных таблицах основные средства, которые сданы в аренду, и все земельные участки, используемые унитарным предприятием. Кроме того, проверяющие отдельно собирают сведения об имуществе ГУПа, которое находится за пределами города Москвы.
Далее идут таблицы, посвященные нематериальным активам и капитальным вложениям. Капитальные вложения подразделяют на законсервированные объекты и объекты незавершенного строительства.
О финансовых вложениях формируют следующую информацию:
- сведения о выданных займах и ссудах;
- данные о вкладах в эмиссионные ценные бумаги и в уставные (складочные) капиталы других организаций;
- сведения о прочих финансовых вложениях.
По дебиторской задолженности нужно отдельно указать просроченную задолженность по городскому и федеральному бюджетному финансированию, включая госзаказы и дотации.
Если существуют какие-то обременения имущества (например, залог), то это имущество аудиторские компании тоже обязаны указать в отдельной таблице.
Сведения о субсидиях, целевом финансировании и их использовании за отчетный период классифицируются на те, которые поступили из федерального и из городского бюджета.
Доходы и расходы сначала указывают по обычным видам деятельности. Затем аудиторы заполняют таблицы по операционным, внереализационным и общехозяйственным доходам и расходам.
В таблице, в которой проверяющие пишут информацию о полученных займах и кредитах, нужно помимо суммы займа и процентной ставки обязательно указать ИНН кредитора.
Информация о сотрудниках и их заработной плате сведена в отдельную таблицу. Следом за ней идет таблица, в которой указывают сведения об использовании прибыли.
Последние две таблицы самые объемные. В них сосредоточена информация о найденных аудиторами искажениях в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках. Последовательно, по каждой строке баланса аудитор описывает выявленные им нарушения, чтобы потом довести эту информацию до сведения руководства ГУПа и до вышестоящих органов.
Е.М. Макарова,
ведущий юрисконсульт ООО "ПРАДО Аудит"
"Бюджетный учет", N 3, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100