"Нецелевое использование бюджетных средств"
(интервью с И.И. Кучеровым, заместителем начальника
Главного правового управления МВД РФ)
Проверки учреждений налоговыми органами стали вполне привычными для бухгалтеров процедурами, чего нельзя сказать о милицейских проверках. Когда в вашу дверь могут постучать сотрудники МВД и чего следует ждать от их визита, нам рассказал заместитель начальника Главного правового управления МВД РФ И.И. Кучеров.
- Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ внес изменения и дополнения в Уголовный кодекс РФ. Отразилось ли усиление ответственности за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов на общем количестве выявленных нарушений?
- Хотя проблема нецелевого использования средств уже давно известна, уголовная ответственность за соответствующее противоправное действие была предусмотрена только чуть более года назад. По моему мнению, нецелевое использование бюджетных средств - это общественно опасное деяние, потому что масштабы такого рода нарушений довольно велики и исчисляются значительными суммами.
Опасность данного преступления заключается еще и в том, что речь идет фактически о растрате бюджетных средств, которые с таким трудом аккумулируют налоговые, таможенные и другие органы. Естественно, с этой позиции усиление ответственности правильно и необходимо.
Введенные санкции не следует рассматривать как единственный способ противодействия данным общественно опасным деяниям. Однако в любом случае желающих расходовать бюджетные средства не по целевому назначению будет меньше.
- Раньше бухгалтеров бюджетной сферы привлекали к уголовной ответственности в основном за служебный подлог документов. Чем это нарушение принципиально отличается от нового понятия - "криминализация ответственности за растрату бюджетных средств"?
- При нецелевом расходовании бюджетных средств отсутствуют признаки хищения. Как правило, бюджетные деньги, выделенные на одни цели, направляют на другие, не предусмотренные сметой расходов. Опасность таких действий заключается в том, что бюджетные средства не достигают целей, на которые они были выделены. Соответственно имеет место неисполнение бюджета.
- Обладают ли сотрудники милиции достаточной компетенцией, чтобы выявить нецелевое использование бюджетных средств или такие нарушения могут обнаружить только сотрудники Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору?
- В данной ситуации нельзя ставить на одну чашу весов действия сотрудников Министерства внутренних дел и сотрудников контролирующих органов. Если речь идет о выявлении признаков преступления, то наши сотрудники могут вполне квалифицированно выявить и задокументировать подобные факты. Для этого в структуре МВД существует соответствующее специальное подразделение.
- Скажите, проверки сотрудниками МВД бюджетных учреждений - это обычное дело, или для этого должны быть очень веские основания?
- В советское время было особое отношение к государственной собственности. Даже по Уголовному кодексу ответственность различалась в зависимости от того, имело место хищение государственного имущества или частного.
Действующее законодательство такого различия не предусматривает. У нас предусмотрена равная защита для всех форм собственности. Поэтому сказать, что органы внутренних дел ориентированы только на защиту государственной или частной форм собственности, нельзя. Они ориентированы на выявление незаконных действий, какой бы организация ни была - негосударственной или бюджетной.
Основанием для проверки бюджетного учреждения сотрудниками МВД может послужить заявление гражданина, должностного лица органа государственной власти, должностного лица по линии финансового контроля, представление Счетной палаты и иные сообщения, касающиеся совершенного преступления.
- Вы упомянули Счетную палату и контролирующие органы. Налажено ли взаимодействие сотрудников МВД с сотрудниками органов, которые проверяют бюджетные учреждения? Если да, то каким образом?
- Так как уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств была предусмотрена немногим более года назад, то соответственно и подразделение Министерства внутренних дел, выявляющее преступления подобного рода, было создано не так давно. Тем не менее такое взаимодействие, насколько мне известно, уже установлено. Но оно сейчас основывается скорее на общности задач, так как пока не регламентировано соответствующими межведомственными нормативными актами.
- Где чаще совершаются экономические преступления - в бюджетных учреждениях или коммерческих фирмах?
- Руководители бюджетных учреждений, по данным статистики, гораздо реже нарушают закон, чем директора коммерческих фирм. Наверное, здесь сказывается пониженная мотивация. Руководители таких учреждений не являются их собственниками, поэтому желание, к примеру, уклониться от уплаты налогов у них возникает реже, чем у руководителей частных компаний.
- Как часто главные бухгалтеры привлекаются к ответственности за нарушение законодательства? Кто, по статистике, чаще несет ответственность - руководитель или главбух?
- По нецелевому использованию бюджетных средств вести какую-либо статистику еще рано. А по нарушению налогового законодательства есть определенная общая закономерность. Руководители, как правило, фигурируют в 80 процентах уголовных дел, бухгалтеры - приблизительно в 10 процентах. Остальная часть дел приходится на сговор между руководителем и главным бухгалтером.
- Можно ли из этой статистики вычленить цифры именно по бюджетным учреждениям?
- Применительно к нарушениям налогового законодательства проведенные исследования позволяют сделать вывод, что бюджетные учреждения фигурировали примерно в 10 процентах налоговых преступлений.
- Какие санкции сотрудники МВД имеют право применить в отношении нарушителя?
- Все зависит от того, о каком правонарушении идет речь. Если мы говорим о преступлении, связанном с нецелевым использованием бюджетных средств, то могут быть применены все меры, предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом, законом о милиции, вплоть до заключения под стражу.
- Что делать бухгалтеру, если он совершил противоправные действия под давлением руководителя?
- Закон о бухгалтерском учете предусматривает такие ситуации. Существует положение, по которому бухгалтер должен исполнить незаконный приказ в случае, если он издан в письменной форме. В этой ситуации бухгалтер освобождается от ответственности. В иных случаях бухгалтер понесет ответственность в соответствии с законом.
На самом деле у бухгалтера всегда есть право выбора: поступить законно или совершить преступление. В свое время, когда я служил в налоговой полиции и занимался расследованием уголовных дел, мы сталкивались с примерами принципиального поведения главных бухгалтеров, которые отказывались исполнять противоправные приказы своих руководителей. Это впоследствии избавляло их от уголовной ответственности. Те же бухгалтеры, которые шли на поводу у своего начальства, зачастую становились соучастниками совершения преступления.
- Дайте, пожалуйста, совет бухгалтерам, как вести себя при проверках сотрудниками экономических подразделений МВД?
- Сложный вопрос. В любом случае могу посоветовать руководителям и главным бухгалтерам учреждений устанавливать рабочие отношения с проверяющими. Если сотрудники внутренних дел требуют предоставить необходимые документы, не следует чинить им препятствия и вообще следует воздержаться от какого-либо неконструктивного поведения.
- В пункте 25 статьи 11 закона о милиции сказано, что милиционеры вправе изучать и изымать документы учреждений на материальные ценности и деньги. А другие бумаги, например, лицензии, документы на помещение, учредительные документы, сертификаты и т. д., они имеют право забирать?
- Сотрудники милиции действуют в соответствии с "Инструкцией о порядке проведения проверок организаций и юридических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах". Эта Инструкция утверждена приказом МВД от 16 марта 2004 года N 177. Подобный регламент по проведению проверок и выявлению других нарушений финансового законодательства пока не разработан.
Необходимо учитывать, что есть закон о милиции и закон об оперативно-розыскной деятельности. Если речь идет о сотруднике милиции, являющемся оперативным сотрудником, то он также должен руководствоваться последним законом. Если оперативный сотрудник считает, что документы на помещение или учредительные документы могут служить доказательством противоправного поведения, то они ":" могут изыматься.
- Кто должен выплачивать недоимку: человек, совершивший налоговое преступление, или учреждение, в котором он работает?
- Опять же, все зависит от того, какое правонарушение мы рассматриваем. Если речь идет о не уголовно наказуемом нарушении налогового законодательства, то недоимка взыскивается с налогоплательщика, то есть с учреждения. Если же мы говорим о преступном уклонении от уплаты налогов, то лицо, совершившее преступление, к примеру руководитель или главбух, обязано возместить материальный ущерб, причиненный им в рамках уголовно-процессуального законодательства.
Причем в данной ситуации обязательства перед налоговыми органами с учреждения не снимаются. Налоговые службы имеют полное право потребовать от организации возмещения недоимки в случае, если ее не возместило лицо, совершившее преступление.
- В каких случаях милиционеры при проведении проверок могут применять такие меры, как личный досмотр главного бухгалтера или директора учреждения или их вещей, наручники, физическую силу?
- Наручники, физическая сила применяются исключительно как крайняя мера. Основанием для этого является открытое противоправное поведение, если сотрудник МВД сталкивается непосредственно с совершением преступления или с административно наказуемым правонарушением.
- Если человек решил, что эти меры к нему применены необоснованно, куда он может пожаловаться на действия милиционеров?
- У любого гражданина есть право обжаловать действия сотрудников правоохранительных органов в суд или в прокуратуру, если он считает их незаконными или убежден, что такие действия нанесли ему какой-либо вред.
Беседовала И.В. Заховаева,
корреспондент "Бюджетного учета"
Уголовный кодекс РФ: избранное
Согласно статье 285.1. Уголовного кодекса РФ расходование бюджетных средств должностным лицом на цели, не соответствующие условиям их получения, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом. Его размер составляет от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. Виновный также может быть арестован на срок от четырех до шести месяцев либо лишен свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Примечание. Крупным размером в настоящей статье и в статье 285.2 Уголовного кодекса РФ признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 миллион 500 тысяч рублей, а особо крупным размером - 7 миллионов 500 тысяч рублей.
В статье 285.2. Уголовного кодекса РФ сказано, что нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом (от 100 тысяч до 300 тысяч рублей) либо лишением свободы на срок до двух лет.
То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей. За это нарушение также можно лишиться свободы на срок до пяти лет.
"Бюджетный учет", N 3, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100