Новые разъяснения по транспортному налогу
При буквальном прочтении письма ФНС РФ "О транспортном налоге" N ММ-6-21/44@ от 24 января 2005 г. можно сделать вывод, что акта о списании транспортных средств недостаточно для того, чтобы уменьшить базу по налогообложению транспортного налога.
Наша справка
Обратите внимание!
Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина РФ от 26 августа 2004 г. N 70н, изменила перечень унифицированных форм первичных учетных документов. В частности, бюджетные учреждения теперь используют такую же форму акта о списании автотранспортных средств, как и коммерческие организации. Это унифицированная форма ОС-4а, 0306004 по ОКУД, утвержденному постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. N 7.
В пояснениях к заполнению формы сказано, как правильно списать автотранспортное средство. Для этого бухгалтеру нужен не только акт о списании, но и документ из Госавтоинспекции о снятии автотранспорта с учета. На практике госавтоинспекторы просто ставят соответствующую отметку на акте ОС-4а. Однако сами они проявлять инициативу не будут, им нужно напомнить о необходимости соблюсти все формальности.
Вначале снять с учета, потом - с баланса
Автотранспортные средства, состоящие на учете в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ (Госавтоинспекции), - объекты налогообложения транспортным налогом (п. 1 ст. 358 НК РФ). Даже в том случае, если транспортное средство не используется из-за поломки и почти превратилось в груду металлолома. Однако во многих организациях и учреждениях задумываются о транспортном налоге, лишь когда приходит время техосмотра: в Госавтоинспекции всегда требуют квитанцию об оплате этого налога.
Бюджетные учреждения, имеющие транспортные средства, обязаны уплачивать налог на имущество и транспортный налог. С целого ряда транспортных средств налог платить не нужно. Это, в частности, транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. Конкретный перечень льгот по уплате налога устанавливается законом субъекта РФ.
Как разъяснило налоговое ведомство, объект налогообложения транспортным налогом перестает существовать лишь в "случае утилизации (уничтожения) транспортного средства, то есть его физической ликвидации как объекта". В письме однозначно указано, какой оправдательный документ будет принят налоговыми инспекторами в качестве подтверждения исчезновения объекта налогообложения транспортным налогом. Это "документ, устанавливающий факт и дату уничтожения (утилизации) транспортного средства, выданный организацией, фактически осуществляющей данные действия". Какие конкретные документы подпадают под это определение, Федеральная налоговая служба не разъяснила.
Как правило, бухгалтеры списывают транспорт на основании акта о списании транспортных средств в бюджетных учреждениях (ОС-4а бюдж, 0504105).
Процесс списания автотранспортного средства по причине утилизации (уничтожения) в бюджетном учреждении довольно сложен. Обычным организациям достаточно сдать в регистрационное подразделение Госавтоинспекции паспорт транспортного средства, регистрационные знаки и документы. И то, если они не утрачены. Предъявлять само транспортное средство не нужно.
В отношении транспортных средств, находящихся в оперативном управлении федеральных (областных) государственных и муниципальных учреждений, необходимо согласование списания в департаменте имущественных отношений региональной администрации (или другой аналогичной структуре). То есть процедура согласования списания транспортного средства несколько удлиняется, но в Госавтоинспекцию предъявлять транспорт бюджетным учреждениям тоже не нужно.
Возможна ситуация, когда собственнику либо лицу, который распоряжается транспортным средством от имени собственника, необходимы документы на агрегаты транспортного средства, которое утилизируется (списывается). В этом случае регистрационные подразделения Госавтоинспекции выдают документы на высвободившиеся номерные агрегаты транспортного средства.
В отличие от самого транспортного средства данные агрегаты необходимо предоставить в регистрационное подразделение. При наличии обстоятельств, препятствующих предоставлению агрегатов, допускается представление актов их осмотра, составленных в подразделениях Госавтоинспекции по месту нахождения агрегатов.
Бывает и так, что документы на машину утеряны, регистрационные знаки не сохранились, а саму машину по старости нужно списать в утиль. Такой вариант предусмотрен правилами выбраковки транспортных средств. Заявление об утилизации принимают без каких-либо ограничений, единственное, что потребуют дополнительно к заявлению, это письменное объяснение причин утраты документов и (или) госномеров. То есть и в этом случае Госавтоинспекция поставит свою отметку на акте о выбытии автотранспортных средств.
Накладной на сдачу металлолома недостаточно
Несмотря на то, что транспортный налог существует с 2003 года, некоторые бухгалтеры под документом, "устанавливающим факт и дату уничтожения (утилизации) транспортного средства, выданным организацией, фактически осуществляющей данные действия", понимают накладные пункта приема металлолома, шин и даже: справку с городской свалки. На самом деле, для того чтобы не платить транспортный налог, достаточно акта с отметкой Госавтоинспекции.
Это правило изложено в многочисленных разъяснениях большинства налоговых управлений. Приведем самое подробное из них - письмо УМНС по г. Москве "Об отдельных вопросах исчисления и уплаты транспортного налога и порядке действий налоговых органов в случае несогласия налогоплательщика с суммой предъявленного налога" от 21 июля 2004 г. N 23-01/3/48251 (далее по тексту - письмо N 23-01/3/48251).
Третий пункт этого письма посвящен документам, подтверждающим выбраковку (утилизацию) транспортного средства. В нем отмечено, что в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах взимание транспортного налога "прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета".
Из-за того, что транспортный налог уплачивается раз в год, может оказаться так, что из-за выбраковки транспортного средства бюджет окажется должен вашему учреждению сумму переплаченного налога. В этом случае необходимо подать уточненную декларацию.
Правда, переплату вам возвратят не скоро. Налоговая инспекция в соответствии с внутренними правилами обязана направить запрос в Госавтоинспекцию, чтобы убедиться, что ваше транспортное средство действительно снято с учета.
Правила пересчета налога
Сроки уплаты налога определяют региональные власти. Некоторые из них установили, что налог должен быть уплачен еще до окончания налогового периода. По этой ситуации налоговое ведомство дало следующие разъяснения. В этом случае срок уплаты налога надо перенести на год. То есть считать, что он наступит в следующем за истекшим налоговым периодом году.
Пример. Законом Ленинградской области от 22 ноября 2002 г. N 51-03 установлено, что транспортный налог должен быть уплачен до 1 сентября текущего налогового периода. Это значит, что окончательный срок уплаты налога за 2003 год - 1 сентября 2004 года.
Другими словами, 1 сентября 2003 года надо уплатить налог, исходя из текущего наличия транспорта, а до 1 сентября 2004 года произвести доплату, если в конце года был приобретен еще транспорт. Если же транспорт был продан до конца года, фактическую переплату можно возместить по правилам статьи 78 Налогового кодекса РФ.
В пункте 5 письма N 23-01/3/48251 рассмотрена еще одна довольно часто встречающаяся ситуация, когда требуется перерасчет налога. Автомобиль пришел в полную негодность (в результате аварии, пожара), скажем, в 2003 году (есть подтверждающие документы), а снят с учета в 2004 году. Возможно ли вернуть переплаченный за 2003 год налог? Налоговики дают четкий ответ - нет. В письме N 23-01/3/48251 сказано, что "взимание транспортного налога в случае утраты транспортного средства прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета".
В письме N 23-01/3/48251 также разъясняется, что в соответствии со статьей 362 Налогового кодекса РФ в случае снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента. Он рассчитывается как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц.
Пример. Средняя школа N 2 приобрела автомобиль ВАЗ 21065 с мощностью двигателя 72 л. с. Машину зарегистрировали 20 марта 2004 года, а затем 11 августа 2004 года сняли ее с учета в связи с выбраковкой (произошла авария). Период, в течение которого транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, составляет 6 месяцев (1/2 года), при этом первый и последний месяцы периода приняты за полные месяцы.
Коэффициент составляет - 6 (12 x 1/2).
Размер налога к уплате составит: 72 л. с. x 5 руб. x 1/2 = 180 руб.
Другие основания не платить транспортный налог
Полезное разъяснение есть и в другом письме Московского налогового управления от 2 сентября 2004 г. N 23-10/3/57094 "Об исключении из объекта налогообложения транспортных средств, находящихся в угоне". Там сказано, что основанием для пересчета транспортного налога является подлинник (именно подлинник, а не ксерокопия - прим. ред.) справки об угоне, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства. Такую справку можно получить в органах МВД РФ, осуществляющих работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.
Упомянув о возможности пересчета налога, приведенной во втором примере настоящей статьи, налоговики сделали акцент на следующем. Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, украденным (возвращенным) в течение налогового периода, производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении налогоплательщика. То есть учреждение не платит налог за те месяцы, в течение которых машина была в угоне.
Наша справка
Чтобы рассчитать транспортный налог по технике, у которой есть двигатели, надо умножить их мощность на ставку, которая устанавливается региональными властями. Обычно мощность двигателя измеряется в лошадиных силах. Она указана в технической документации к транспортному средству. Правда, иногда мощность там показывают только в киловаттах. Их надо перевести в лошадиные силы. Один киловатт равен 1,35962 лошадиной силы.
Н.И. Лейман,
эксперт журнала "Бюджетный учет"
"Бюджетный учет", N 3, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100