Государственные и муниципальные предприятия
(вопросы правового регулирования)
В правовом регулировании унитарных предприятий существует много особенностей. Но далеко не все о них знают. Это ведет к возникновению множества вопросов, а то и конфликтных ситуаций. В связи с этим сегодня мы расскажем об основных положениях, связанных со спецификой осуществления деятельности унитарными предприятиями.
Специфика деятельности таких организаций, как государственные и муниципальные унитарные предприятия, связана в первую очередь с тем, что имеющееся у них имущество принадлежит им на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления и является государственной или муниципальной собственностью.
Это обстоятельство, безусловно, накладывает определенный отпечаток на всю деятельность унитарных предприятий - они не столь свободны в осуществлении предпринимательской деятельности, как остальные коммерческие организации. В частности, должны согласовывать наиболее важные вопросы, связанные с находящимся у них имуществом, с его собственником. Кроме того, существует определенный порядок назначения руководителя унитарного предприятия.
Деятельность унитарного предприятия
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее по тексту - федеральный закон N 161-ФЗ), унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
По общему правилу, установленному в пункте 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Детализируя это положение, пункт 1 статьи 3 Федерального закона N 161-ФЗ определяет, что унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Сделка, которая противоречит той деятельности предприятия, о которой определенно сказано в его учредительных документах, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица.
Применительно к унитарным предприятиям это орган, который является собственником имущества предприятия либо контролирует его деятельность. При этом для признания сделки недействительной необходимо доказать, что другая сторона, участвующая в сделке (контрагент унитарного предприятия) знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.
В развитие этого положения пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 161-ФЗ предусмотрено, что в уставе унитарного предприятия должны быть указаны не только цели и предмет, но и виды деятельности. Унитарное предприятие может заниматься только той деятельностью, которая соответствует его целям и предмету, указанным в уставе.
Таким образом, как самим унитарным предприятиям, так и их контрагентам, перед заключением договора необходимо тщательно изучить устав унитарного предприятия, для того чтобы убедиться, что предстоящая сделка соответствует предмету, целям и видам деятельности, осуществляемым унитарным предприятием.
Также необходимо обратить внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 161-ФЗ унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.
Собственник имущества унитарного предприятия
Как уже отмечалось выше, имущество унитарного предприятия принадлежит ему не на праве собственности, а на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Права собственника имущества унитарного предприятия в отношении федерального государственного имущества или имущества субъекта Российской Федерации осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Подобное положение вещей обусловливает широкие возможности влияния на деятельность унитарного предприятия собственника его имущества. Так, например, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 161-ФЗ унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.
Однако согласно пункту 2 статьи 6 того же закона решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
В статье 20 Федерального закона N 161-ФЗ перечислены права собственника имущества унитарного предприятия, которые позволяют осуществлять практически полный контроль за деятельностью унитарного предприятия.
Так, например, собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решение о его создании, определяет цели, предмет, виды его деятельности. Кроме того, определяет порядок составления и утверждения показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности, формирует уставный фонд, утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав в новой редакции и т. д.
Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия утвержден распоряжением Минимущества РФ от 11 декабря 2003 г. N 6945-р.
Распоряжение имуществом унитарного предприятия
Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества.
Своим движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, виды которой определены уставом предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Помимо этого, в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона N 161-ФЗ, государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона N 161-ФЗ крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10 процентов уставного фонда унитарного предприятия. Или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, то есть 5 миллионов рублей.
Стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого унитарным предприятием имущества - на основании цены такого имущества.
Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Причем для признания сделки крупной достаточно, чтобы она подпадала хотя бы под один из названных критериев, например, составляла более 10 процентов уставного фонда унитарного предприятия.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения. Таким образом, крупная сделка, совершенная унитарным предприятием без получения согласия собственника его имущества, будет являться ничтожной.
Обращаем внимание, что не имеет значения, совершена ли крупная сделка в процессе обычной хозяйственной деятельности предприятия или нет. Критерием отнесения сделок, совершаемых унитарным предприятием, к числу крупных является стоимость имущества, являющегося предметом сделки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 июля 2004 г. N А56-45100/03).
Необходимо отметить, что законом устанавливается необоснованно низкий предел признания сделки, совершаемой унитарным предприятием, крупной. Зачастую унитарные предприятия имеют довольно небольшой размер уставного капитала, что приводит к тому, что практически все совершаемые им в процессе обычной хозяйственной деятельности сделки, вплоть до покупки офисной мебели, будут являться крупными и требовать получения согласия собственника имущества. На наш взгляд, такое положение вещей мешает нормальной работе как органов государственной власти, так и унитарных предприятий.
Данная проблема решается в каждом конкретном случае по-разному. В качестве иллюстрации позитивного решения рассматриваемого вопроса можно привести распоряжение комитета по управлению городским имуществом администрации Санкт-Петербурга от 10 декабря 2002 г. N 2303-р "О временном порядке дачи государственным унитарным предприятиям, собственником имущества которых является Санкт-Петербург, согласия на совершение сделок".
Так, пунктом 1 указанного распоряжения предусматривается, что согласие собственника на перечисленные в этом нормативном правовом акте крупные сделки считается полученным без издания специального распоряжения комитета, но при условии, что эти сделки совершены в соответствии с уставными целями и предметом деятельности предприятия.
Например, направлены на приобретение сырья, материалов и оборудования, на реализацию продукции, работ и услуг предприятия. При этом сделки, подлежащие согласованию по иным основаниям (например, сделки с недвижимым имуществом, сделки, в совершении которых имеется заинтересованность), требуют специального разрешения.
Руководитель унитарного предприятия
Федеральным законом N 161-ФЗ установлены довольно жесткие требования, предъявляемые к лицам, желающим занять должность руководителя унитарного предприятия. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 21 указанного закона руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица. А также занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности).
Это означает, что руководитель не может занимать других оплачиваемых должностей (инженеров, начальников отделов и т. п.), в том числе и по совместительству, в унитарном предприятии, где он является руководителем.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 161-ФЗ собственник имущества назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает, изменяет и прекращает с ним трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством. Примерный трудовой договор с руководителем федерального государственного унитарного предприятия утвержден распоряжением Минимущества РФ от 11 декабря 2003 г. N 6946-р.
Необходимо отметить, что, как правило, трудовые договоры с руководителями унитарных предприятий заключаются на определенный срок (от 1 года до 5 лет). Однако на практике часто можно встретить ситуацию, когда срок трудового договора уже истек, а руководитель продолжает работать. Полагаем, что в таком случае будут действовать общие положения трудового законодательства. Они предусматривают, что если ни одна из сторон трудового договора не потребовала его расторжения в связи с истечением его срока, а работник продолжает работу после истечения срока трудового договора, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок (ст. 58 ТК РФ).
Е.Г. Ситникова,
юрист аудиторско-консалтинговой группы, кандидат юридических наук
"Бюджетный учет", N 3, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100