Новая бюджетная классификация
С 1 января 2005 года вступает в силу новая бюджетная классификация, утвержденная приказом Минфина Российской Федерации N 72н от 27.08.2004 г. "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2005 год". Действующая ранее бюджетная классификация, утвержденная приказом Минфина от 11.12.2002 г. N 127н, отменена. Что же изменилось по сравнению с ранее действующим порядком?
- Классификация доходов бюджетов Российской Федерации: изменены коды и виды доходных поступлений. Кроме того, дано определение администратора поступлений в бюджет. Как сказано в приказе, "Администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы, иные органы государственной власти, органы управления внебюджетных фондов:, осуществляющие в соответствии с законодательством контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание, принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) обязательных платежей в бюджет".
- Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации: дополнена новыми видами расходов, изменены коды функциональной классификации расходов. Исключены расходы на капитальные вложения. Кроме того, расходы на управление в различных сферах деятельности теперь включены в соответствующие этим функциям разделы и подразделы.
- Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации: изменена группировка расходов по их экономическому содержанию. Некоторые особенности новой классификации будут рассмотрены в настоящей статье.
- Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации: отражена группировка источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Итак, помимо изменений группировки доходов бюджета, функциональной классификации расходов, кодов целевых статей, значительные изменения внесены в экономическую классификацию расходов.
В первую очередь, следует отметить отказ от утвержденной Бюджетным кодексом РФ нормы о том, что расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные (ст. 66 БК РФ). В новом приказе Минфина группировка расходов осуществляется в зависимости от степени их влияния на чистую стоимость активов и подразделяется на группу 200 - "Расходы", 300 - "Поступление нефинансовых активов", 500 - "Поступление финансовых активов" и 600 -"Выбытие финансовых активов".
В группе 200 "Расходы" выделено 7 статей расходов, из которых в расходной части смет учреждений здравоохранения используются следующие:
210 "Оплата труда с начислениями",
220 "Приобретение услуг"
260 "Социальное обеспечение"
290 "Прочие расходы"
Кроме того, новая классификация предусматривает соответствующие подстатьи, отражающие наиболее детальное распределение расходов бюджетов. В частности, указанная выше статья 210 "Оплата труда и начисления на оплату труда" включает в себя следующие подстатьи:
211 "Заработная плата";
212 "Прочие выплаты";
213 "Начисления на оплату труда".
В расходной части смет отражены расходы по экономической статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" и 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".
Целый ряд расходов, например, услуги связи, арендная плата за пользование имуществом, транспортные услуги в новой классификации сохранены. Исключена отдельная экономическая статья на оплату командировочных расходов. В новой классификации эти затраты будут осуществляться за счет статьи 226 "Прочие услуги" - в части расходов на оплату проживания, 212 "Прочие выплаты" - в части оплаты суточных и 222 "Транспортные услуги" - оплаты расходов на проезд.
Основные изменения коснулись группировки расходов на оплату коммунальных услуг, приобретение медикаментов, продуктов питания, прочих расходных материалов, расходов на содержание зданий и оборудования. Так, вместо отдельных экономических статей на оплату теплоэнергоресурсов, газа, угля, электроэнергии и водоснабжения в новой экономической классификации введена статья 223 "Коммунальные услуги".
Расходы по оплате содержания помещений, прочих коммунальных услуг, текущего ремонта оборудования, зданий и помещений объединены в одну экономическую статью - 225 "Услуги по содержанию имущества". Кроме того, по статье 225 "Услуги по содержанию имущества" также будут финансироваться расходы на капитальный ремонт учреждений.
Расходы на оплату медикаментов, питания, канцелярских и хозяйственных товаров и предметов снабжения, а также оплату горюче-смазочных материалов осуществляются по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".
Приобретение оборудования, мягкого инвентаря и расходы на капитальные вложения с 1 января 2005 года осуществляются по экономической статье 310 "Увеличение стоимости основных средств".
Приводимая схема позволяет провести сопоставление основных экономических статей в старой и новой бюджетных классификациях.
/-------------------------------\ /---------------------------\
| 110110 "Оплата труда" |---------| 211 "Заработная плата" |
\-------------------------------/ \---------------------------/
/-------------------------------\ /---------------------------\
| 110200 "Начисления на фонд |---------| 213 "Начисления на оплату |
| оплаты труда" | | труда" |
\-------------------------------/ \---------------------------/
/-------------------------------\
| 110310 "Медикаменты" |
| 110330 "Продукты питания" |
| 110340 "Оплата ГСМ" | /---------------------------\
| 110350 "Прочие расходные | | 340 "Увеличение стоимости |
| материалы и предметы |---------| материальных запасов" |
| снабжения" (в части расходных | \---------------------------/
| материалов) |
\-------------------------------/ /---------------------------\
/-------| 212 "Прочие выплаты" |
/-------------------------------\ | \---------------------------/
| 110400 "Командировки и слу- |-| /---------------------------\
| жебные разъезды" | |-------| 222 "Транспортные услуги" |
\-------------------------------/ | \---------------------------/
| /---------------------------\
\-------| 226 "Прочие услуги" |
\---------------------------/
/-------------------------------\ /---------------------------\
| 110500 "Транспортные услуги" |---------| 222 "Транспортные услуги" |
\-------------------------------/ \---------------------------/
/-------------------------------\ /---------------------------\
| 110600 "Оплата услуг связи" |---------| 221 "Услуги связи" |
\-------------------------------/ \---------------------------/
/-------------------------------\
| 110710 "Оплата содержания |
| помещений" | /---------------------------\
| 110770 "Прочие коммунальные |---------| 225 "Услуги по содержа- |
| услуги" | | нию имущества" |
| 111020 "Оплата текущего ремон-| \---------------------------/
| та оборудования и инвентаря" |
| 111030 "Оплата текущего ремон-|
| та здание и сооружений" |
| 240330 "Капитальный ремонт" |
\-------------------------------/
/-------------------------------\
| 110721 "Оплата отопления и |
| технологических нужд" |
| 110722 "Оплата потребления |
| газа" | /---------------------------\
| 110723 "Оплата потребления |---------| 223 "Коммунальные услуги" |
| котельно-печного топлива" | \---------------------------/
| 110740 "Оплата водоснабжения |
| помещений" |
\-------------------------------/
/-------------------------------\ /---------------------------\
| 110750 "Оплата аренды помеще- |---------| 224 "Арендная плата за |
| ний, земли и другого имуще- | | пользование имуществом" |
| ства" | \---------------------------/
\-------------------------------/
/-------------------------------\ /---------------------------\
| 110760 "Оплата льгот по ком- |---------| 212 "Прочие выплаты" |
| мунальным услугам" | \---------------------------/
\-------------------------------/
/---------------------------\
/----| 212 "Прочие выплаты" |
/-------------------------------\ | \---------------------------/
| 111040 "Прочие текущие расхо- |----| /---------------------------\
| ды" | |----| 226 "Прочие услуги" |
\-------------------------------/ | \---------------------------/
| /---------------------------\
\----| 290 "Прочие расходы" |
\---------------------------/
/-------------------------------\
| 110320 "Мягкий инвентарь и |
| обмундирование" |
| 240120 "Приобретение непроиз- |
| водственного оборудования" | /---------------------------\
| 110350 "Прочие расходные ма- | | 310 "Увеличение стоимости |
| териалы" (в части предметов |---------| основных средств" |
| со сроком полезного использо- | \---------------------------/
| вания более 12 месяцев) |
\-------------------------------/
Схема 1. Схема соответствия (Сопоставление статей экономической
классификации расходов бюджета в старой и
новой бюджетных классификациях)
В новой бюджетной классификации значительно уменьшена степень детализации расходов. Очевидным плюсом для бюджетных учреждений является возможность оперативного изменения объема расходов в пределах одной экономической статьи без процедуры внесения изменений в утвержденные по смете расходов ассигнования. Особенно это касается работы в системе казначейства. Однако это не означает полную самостоятельность учреждения в вопросах замены или исключение одних расходов за счет других. Представляется, что в связи с этим на первый план будут выходить вопросы соблюдения нормативов финансовых затрат, лимитов потребления теплоэнергоресурсов и воды, других плановых заданий, установленных учреждению на год.
В то же время, включение в одну экономическую статью расходов на финансирование разнообразных материалов, товаров и продуктов, услуг потребует дополнительных затрат времени на сбор первичной информации, необходимой для анализа плановых показателей, объемов финансирования, фактических результатов деятельности учреждения. Это, безусловно, потребует дополнительных трудозатрат работников планово-экономических служб. Кроме того, особого внимания потребует четкое взаимодействие финансовых, экономических служб и отделов, на которых возложена организация конкурсных процедур при осуществлении закупок для нужд учреждения в рамках государственных (муниципальных) контрактов.
С.В. Гусева,
главный специалист Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга
"Менеджер здравоохранения", N 2, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru