Готовность бюджетных учреждений к переходу на новый план счетов
Что означает переход на новый План счетов бюджетного учета? Этот вопрос в последнее время задают себе многие бухгалтеры бюджетных организаций. Своим мнением по этой проблеме делится Валентина Алексеевна Николаева, начальник Департамента казначейского исполнения бюджета - главный бухгалтер комитета финансов Ленинградской области.
Предстоящая реформа бухгалтерского учета для бюджетников, с моей точки зрения, должна заставить поволноваться и задуматься всех участников этого процесса.
Переход на единый План счетов потребует не только знаний, но и глубокой перестройки мышления всего бухгалтерского корпуса. Изменить мышление любого человека - чрезвычайно трудное дело. Бухгалтер перестает быть учетчиком и регистратором, переложив соответствующие функции на компьютерную технику и современное программное обеспечение. Это важно понять всем. В Министерстве финансов, например, ставят такую цель: в новых условиях каждый участник бюджетной системы должен знать суть экономической политики, обеспечивать политиков необходимой информацией для принятия оптимальных решений. Значит, возрастет роль бухгалтера-аналитика, бухгалтера-оценщика эффективности использования бюджетных средств.
Будущий год для бухгалтеров - своего рода момент истины. Наступит "гегемония" бухгалтеров-интеллектуалов. Уйдут в тень те, для кого такая роль непосильна. Единый план счетов не просто интегрирует два вида бухгалтерского учета в один - бюджетный. Новая бухгалтерская документация поможет "заглянуть" намного глубже, позволит считывать с документов куда больший объем информации, расширить представление обо всей бюджетной "кухне". В первые годы реформы предполагают много неразберихи и даже личных разочарований.
Простого ознакомления с новой инструкцией недостаточно. Ведь даже сейчас специалистам, применяющим Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденную приказом Министерства финансов от 30 декабря 1999 г. N 107н, зачастую непонятны термины, используемые в Инструкции по бухгалтерскому учету по исполнению бюджетов, утвержденной приказом Министерства финансов от 17 февраля 1999 г. N 15н.
Но это не должно отпугивать их в познании нового документа. Новая инструкция - это объединение двух предыдущих: N 107н и 15н. Причем счета, которыми пользуются бюджетные учреждения, не будут использовать в органах, организующих исполнение бюджета (финансовые органы), и наоборот, за исключением сводных операций. За каждую операцию ответственен тот или иной орган: либо это орган, исполняющий бюджет (главные распорядители кредитов, распорядители или получатели бюджетных средств). Либо орган, организующий исполнение бюджета (финансовый орган). Либо орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета (федеральное казначейство, региональное казначейство).
Что означает переход на новый План счетов теперь уже не бухгалтерского, а бюджетного учета? По моему мнению, это прежде всего:
1. Самостоятельное изучение и осмысление его содержания (помогут в этом и таблицы соответствия действующих и новых счетов бюджетного учета, которые появятся в ближайшее время).
2. Ознакомление и изучение новой бюджетной классификации, утвержденной приказом Министерства финансов от 28 августа 2004 г. N 72н. Новая бюджетная классификация представляет собой основное значимое содержание нового Плана счетов, состоящего из 26 знаков, 20 из которых занимает бюджетная классификация.
3. Получение квалифицированной помощи в части обучения, консультаций и т.д. со стороны специалистов, имеющих как практический опыт работы, так и лицензию на проведение обучения.
4. Обновление и приобретение программного продукта. Сейчас наступил тот момент, когда мы - и бухгалтеры, и руководители должны понять, насколько важно и необходимо иметь программный комплекс, осуществлять автоматизацию бюджетного учета.
5. Создание централизованных бухгалтерий - как более прогрессивной формы организации бухгалтерского учета.
На сегодняшний день, к сожалению, готовность к реформированию большинства бюджетных учреждений оставляет желать лучшего. Слабая техническая оснащенность, отсутствие программного продукта, зачастую низкая квалификация состава бухгалтеров говорит о сложности перехода на новый План счетов.
Учитывая все перечисленные обстоятельства, комитет финансов Ленинградской области предусмотрел комплекс мер, реализация которых поможет финансистам и бухгалтерам региона адаптироваться к работе с единым Планом счетов бюджетного учета, разобраться в инструкции по его применению.
Еще в мае этого года в Правительстве Ленинградской области состоялась конференция по остроактуальной проблеме реформирования бюджетного учета. Ее организаторами стали региональный комитет финансов и корпорация "Парус", занимающаяся программным обеспечением бухгалтерских служб. В работе конференции приняли участие представители Министерства финансов Российской Федерации, руководители комитета финансов Ленинградской области, его подразделений и районных управлений, главные бухгалтеры и специалисты бюджетных учреждений области и муниципальных образований.
Открывая конференцию, вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета финансов Александр Яковлев подчеркнул, что реформа бюджетного учета в стране назрела. К коренным переменам в бюджетном учете активно подталкивают отечественных финансистов набирающие силу рыночные механизмы. Они заставляют как исполнителей бюджетов разных уровней, так и бюджетополучателей на равных конкурировать с коммерческим сектором экономики. А это означает, как отметил Александр Яковлев, что процесс исполнения бюджета должен быть перенацелен на эффективный конечный результат при необходимом минимуме затрат. Это означает также оптимальную прозрачность исполнения бюджета, его ориентацию на среднесрочную перспективу и программно-целевые методы формирования финансовых планов.
Впереди - выход на кардинальную реформу бюджетной сферы, на усиление контроля за бюджетным потоком. Или, образно говоря, на создание нового финансового "рентгеновского" аппарата, просвечивающего все функциональные органы исполнения бюджета, все его финансовые "кровотоки". Такой рентген призван обеспечить углубленный анализ бюджетного процесса, его оптимизацию. На основе такого анализа можно будет вести строгий учет использования каждого рубля, делать объективную оценку, к примеру, всего имущества и ресурсов страны, каждого региона в отдельности.
В.А. Николаева,
начальник Департамента казначейского исполнения бюджета,
главный бухгалтер комитета финансов Ленинградской области
"Бюджетный учет", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100