К вам пришли контролеры
На одном из последних семинаров начальник Контрольно-инспекторского отдела Департамента - ГУФК Минфина России Александр Иванович Бирюков рассказал о типичных нарушениях, которые выявляют контролеры при проверках бюджетных организаций.
Какие бывают нарушения
Чаще всего контролеры, которые приходят в бюджетные организации, находят два вида нарушений. Это или нецелевое использование бюджетных средств (ст. 289 Бюджетного кодекса РФ), или прочие финансовые нарушения. Если контролер обнаружил "прочие" нарушения, он имеет право потребовать их устранить. А за "нецелевое использование бюджетных средств" - изъять сумму, которая была потрачена не по назначению, наложить штраф на руководителя в размере от 4 тысяч до 5 тысяч рублей и при необходимости передать материалы проверки в правоохранительные органы.
Кто может проверять бюджетные организации
Счетная палата РФ может проверить любую организацию, независимо от формы собственности и уровня бюджетной системы, если она получила средства федерального бюджета. Проверкам подлежат и организации, использующие федеральное имущество: землю, строения и т.д. Счетная палата РФ проверяет не только использование бюджетных средств, но и то, как исполняется федеральный бюджет. Законодательные собрания территорий создают свои контрольно-счетные палаты. Они также могут проверить любую организацию, которая финансируется из соответствующего бюджета.
Нередко встречаются такие ситуации, когда счетная палата регионального законодательного органа по поручению депутатов приходит с проверкой, например, в мэрию, хотя мэрия не получала ни копейки из областного бюджета. Эти действия незаконны, так как бюджет муниципального образования проверяется контрольно-счетной палатой законодательного собрания города.
Внутриведомственный контроль
Зачастую главные распорядители бюджетных средств сами провоцируют нецелевое использование бюджетных средств. Александр Иванович рассказал реальный случай. Звонит командир части и говорит:
- Нам пришла телеграмма: надо направить 30 человек в командировку, выдать им аванс, обеспечить тем и тем. А казначейство такие расходы не пропускает.
- Правильно делает, - отвечают ему.
- Но я-то должен приказ выполнить, - не сдается командир.
- Казначейство тоже должно выполнить свой приказ - не пропустить то, на что вам не выделены бюджетные средства.
Я не могу не выполнить приказа.
- А вы доложите, что выполните приказ, если главный распорядитель внесет изменения в реестр. Ведь получатель бюджетных средств не может самостоятельно перераспределять средства между кодами бюджетной классификации без разрешения главного распорядителя бюджетных средств.
День кассира
Александр Иванович посоветовал: "Чтобы свести к минимуму наличную сумму денег в кассе, используйте карточки для выплаты заработной платы. Это удобно и сотрудникам, и бухгалтерии".
Контролеры часто наказывают бухгалтеров за несвоевременные отчеты за средства, взятые под отчет. "Зачем вообще давать деньги под отчет? - удивился г-н Бирюков. - Ведь проще всего оплату производить безналичным путем".
В подтверждение своих слов Александр Иванович привел еще один пример. В городе N бюджетная организация давала своему сотруднику деньги под отчет на покупку мяса. Сотрудник покупал его на рынке, приносил накладные со штампом своей организации, где была указана цена - 120 рублей. Контролер спросил сотрудника:
- Почему вы не купили мясо в магазине за безналичный расчет?
На что получил лаконичный ответ:
- На рынке мясо свежее и дешевле.
- Почему вы принесли накладную своей организации? - задал еще один вопрос контролер.
- Я всегда так делаю, если меня просят принести накладные.
Такой ответ не мог не насторожить проверяющего. Он не поленился и вместе с сотрудником поехал на рынок. Оказалось, что мясо там стоит не дороже 90 рублей.
"Когда кто-то настаивает на покупке товара за наличные, он обычно что-то с этого имеет", - предупредил Александр Иванович. Вы должны максимально ограничить хождение наличных денег. Отменяйте День кассира!"
Не нравится - уходи
Лектор заметил, что некоторые руководители принуждают своих бухгалтеров к нецелевому расходованию средств. При этом они заявляют: "Не нравится - ищи другое место". Например, по настоянию руководства бухгалтер неправильно отнес расходы по Коду бюджетной классификации. В казначействе дали разрешение на эту операцию. А потом в организацию приходит контролер, и бухгалтер оказывается виновным. Сотрудник казначейства тоже, скорее всего, будет наказан (его могут уволить, могут объявить выговор), но это не снимает ответственности с организации.
Еще один пример. Главный врач больницы пригласил своего главбуха и говорит:
- Надо найти деньги на бензин.
- Иван Иванович, я вас предупреждала, что на бензин уходит больше денег, чем запланировали. Уже в октябре средств не было, - жалуется бухгалтер.
- Найди. Что у нас еще есть? - категорично говорит начальник.
- Есть заначка на приобретение лекарств.
Главврач приказывает бухгалтеру выдать на бензин деньги, которые были предназначены на закупку лекарств.
"Руководитель превысил свои полномочия. В этой ситуации он не имел права перераспределять средства без разрешения главного распорядителя, - прокомментировал ситуацию лектор. - В конечном итоге пострадают больные и сам руководитель. Ведь на следующий год в больницу придет контролер, который выявит нецелевое использование бюджетных средств, и руководитель понесет наказание.
В Уголовном кодексе есть статья 285.1 "Нецелевое расходование бюджетных средств". В ней сказано, что "расходование бюджетных средств должностным лицом наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей ..."
Мало того, за это нарушение можно лишиться свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей. Либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Крупным размером в настоящей статье признается сумма бюджетных средств, превышающая 1,5 миллиона рублей. А особо крупным - 7,5 миллиона рублей.
"Надо сказать, что никакие способы не помогут скрыть нецелевое использование. Это невозможно, - отметил Александр Иванович. - Мы проанализировали данные за 2003 год о количестве организаций, где было выявлено нецелевое использование бюджетных средств на сумму нецелевого использования, подпадающего под уголовную ответственность. Их оказалось 392. Если бы тогда руководители подпадали под уголовную ответственность за это нарушение, то 392 начальника могли бы сесть в тюрьму. А рядом могли сесть и бухгалтеры - они же тоже являются должностными лицами. К тому же главбух - это вторая подпись на документах".
В настоящее время Счетной палатой РФ готовится классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе финансового контроля. Когда этот документ увидит свет, любой главбух сможет открыть его и показать руководителю, что будет, если они нарушат тот или иной пункт бюджетного законодательства.
P.S. Со следующего номера в журнале "Бюджетный учет" в рубрике "Контроль" начальник Контрольно-инспекторского отдела Департамента - ГУФК Александр Иванович Бирюков будет отвечать на вопросы наших читателей. Вопросы вы можете присылать по почте: rimf@budgetmedia.ru.
Редакция благодарит организаторов семинара - Учебный центр МФЦ за помощь в подготовке материала
И. Заховаева
"Бюджетный учет", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100