"Дети меня знают мамой, а не бухгалтером"
(интервью с Н.Д. Петрикеевой, главным бухгалтером
Московского областного фонда обязательного медицинского страхования)
Говорят, принцип двойной записи придумали мужчины, но, как это ни парадоксально, ведут бухучет чаще женщины... Женщины с мужским характером. Одна из них - Н.Д. Петрикеева, главный бухгалтер Московского областного фонда обязательного медицинского страхования
Наше досье
Надежда Дмитриевна Петрикеева
Дата рождения: 5 октября 1954 г., Весы.
В 1972 г. поступила на работу на Московский радиозавод.
В 1978 г. окончила вечернее отделение Московского радиомеханического техникума.
В 1980 г. впервые попробовала себя на экономическом поприще в должности экономиста в отделе организации труда и заработной платы вышеуказанного завода.
В 1993 г. заочно окончила Всероссийский финансово-экономический институт по специальности "Экономист".
С 1994 по 1996 г. работала в отделении Пенсионного фонда России по г. Москве в должности старшего уполномоченного.
С 1996 по 1998 г. находилась в должности заместителя главного бухгалтера в Совете профсоюзов нефтяной и газовой отраслей промышленности и строительства.
С 1998 г. по настоящее время является главным бухгалтером Московского областного фонда обязательного медицинского страхования.
Запоем читает художественную литературу, все от классики до популярных детективов.
Восхищается талантом Ирины Алферовой, Василия Ланового, Патрика Суейзи.
Особенного пристрастия к кулинарному искусству не питает, но если готовит, то делает это от души и основательно. Предпочитает необычные блюда, претендующие на изысканность.
После работы по дороге домой перебирает в памяти картинки трудового дня. Анализирует сложившиеся ситуации... Многие единственно правильные управленческие решения принимает именно в эти минуты в салоне служебного автомобиля.
Мать двоих детей. Самыми счастливыми моментами в своей жизни считает рождение детей.
- Надежда Дмитриевна, Московский областной фонд обязательного медицинского страхования довольно крупная организация. Много ли подведомственных учреждений находится у вас в подчинении?
- Наш фонд состоит из исполнительной дирекции и 57 филиалов. Все они расположены на территории Московской области. До 2003 г. каждый филиал имел своего главного бухгалтера и вел бухгалтерский учет самостоятельно, сами отчитывались в налоговых и представляли отчеты нам. Потом мы делали консолидированный отчет и сдавали его в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Со второй половины 2003 г. мы перешли к централизованной бухгалтерии.
- Каковы основные задачи работы фонда?
- Мы занимаемся финансированием страховых компаний, которые потом оплачивают медицинскому учреждению оказанную медицинскую помощь, контролируем расходование средств страховыми компаниями.
Кроме того, мы создаем резервы из оставшихся средств. Фонд располагает достаточно большими суммами бюджетных денег, поэтому мы в обязательном порядке составляем акты сверки с подведомственными организациями, отчасти контролируем лечебные учреждения. Может быть, я немного похвастаю, но нам в Московской области удалось создать очень удачную модель обязательного медицинского страхования, которая полностью соответствует законодательству, в отличие от многих других российских территорий.
Раньше, до обязательного медицинского страхования, лечебные учреждения получали деньги из бюджета и тратили их на свои нужды: на зарплату, питание пациентов, лекарства. Во многих регионах все так и осталось из-за дефицита средств. А мы с 1998 г. производим оплату за фактически выполненные объемы медицинских услуг. Сколько человек пришло лечиться, за стольких мы и платим.
- Как часто вы проводите проверку подведомственных организаций?
- Существует специальная форма отчета, утвержденная Федеральным фондом, по которой мы отчитываемся перед ним, а страховые компании, в свою очередь, - перед нами. Плюс ежегодная проверка Контрольно-ревизионного управления, которое проверяет документы страховых компаний на местах.
Бухгалтерскую же отчетность мы проверяем сами. Сверяем суммы, которые мы перечислили страховым компаниям, с теми, которые получили лечебные учреждения за оказанные жителям Московской области медицинские услуги.
Таким образом мы отслеживаем денежные потоки. Контролируем, как страховые компании и наши филиалы формируют резервы. Проводим анализ отчетных данных.
- Вы взаимодействуете каким-либо образом с фондами других территорий?
- Нет, как такового взаимодействия нет. Но у нас существуют межтерриториальные расчеты. Жители Московской области путешествуют по всей России, и если они вдруг заболели где-то в другом регионе, то по закону им обязаны оказать медицинскую помощь по месту пребывания. В такой ситуации лечение оплачивает местный фонд, аналогично поступаем и мы. А после между территориальными фондами и нашим происходят взаиморасчеты.
- В связи с ведением межтерриториальных расчетов возникают ли у вас трудности в ведении бухгалтерии?
- Бухгалтерия работает в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Федерального фонда. Эти же документы регулируют и взаимоотношения территориальных фондов. Конечно, все равно иногда возникают определенные трудности в связи с тем, что не у всех территорий есть необходимые средства.
Так что если и возникают какие-то проблемы с взаиморасчетами с территориальными фондами, то в основном только из-за отсутствия денег. Но мы всегда пытаемся идти навстречу нашим коллегам из других территорий.
- Вы говорили, что контролируете работу подведомственных учреждений. А как складываются отношения с организациями, контролирующими вас самих?
- С налоговыми проверками у нас никогда не было никаких проблем, работаем без замечаний. Но помимо налоговых органов нас проверяют очень много и других контролирующих организаций: КРУ Минфина РФ, Счетная палата РФ, КРУ Президента России, КРУ губернатора, прокуратура и Российской Федерации, и Московской области, Счетная палата областной думы. Контролирует нас и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Ежегодно нас проверяет одна или две из этих организаций.
- Как вы считаете, внесет ли переход к вертикальной структуре Фонда обязательного медицинского страхования положительные изменения в работу территориальных фондов?
- По имеющемуся на данный момент проекту закона об обязательном медицинском страховании схема финансирования не изменится, будет введено только вертикальное подчинение. Это приведет лишь к изменению порядка назначения руководящего состава. Сейчас наш директор назначается губернатором Московской области, а после вступления в силу нового закона он будет назначаться Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с губернатором.
Не исключено, что в связи с реорганизацией может измениться и форма сдачи отчетности в налоговые органы, но пока что точной информации нет. Возможно и еще одно новшество: сейчас фонд оплаты труда формируется на уровне исполнительной власти области, а если мы будем непосредственно подчиняться Федеральному фонду, то и фонд оплаты труда будет формироваться на федеральном уровне. Вот, пожалуй, и все грядущие перемены. А в нормативном плане не должно быть каких-то трудностей, ведь мы работаем в соответствии с методическими рекомендациями Федерального фонда.
- Как вы восприняли новую Инструкцию по бюджетному учету? Когда планируете перейти на нее?
- По рекомендации Федерального фонда на новую Инструкцию по бюджетному учету мы перейдем только с 1 апреля этого года, а первый квартал пока что работаем по старой. Сейчас бухгалтерия Федерального фонда разрабатывает методические рекомендации по бухгалтерскому учету в фондах обязательного медицинского страхования. До 1 апреля новые указания должны быть согласованы с Минфином РФ. Так что у нас еще есть время.
А вообще-то сначала было страшно: слишком уж много появилось счетов. Но в Московском областном фонде обязательного медицинского страхования бухгалтерский учет полностью автоматизирован, поэтому, я думаю, никаких особенных трудностей в связи с переходом у нас не будет. Разработчики нашей бухгалтерской программы обещали, что успеют в течение первого квартала подготовить новую версию программы, которая будет учитывать все тонкости Инструкции 70н. Поэтому меня лично эти страшные двадцать шесть знаков новых счетов не пугают.
- Вы всегда работали в бюджетной сфере?
- Нет, в бюджетную сферу я пришла около семи лет назад. До этого работала в профсоюзной организации в должности заместителя главного бухгалтера. Конечно, там было намного легче. Когда я пришла в Московский областной фонд обязательного медицинского страхования, мне пришлось немного переучиваться.
- Всегда интересно знать, как человек принимает решение связать свою судьбу с бухгалтерией? Учет - достаточно рутинная работа, и в детстве вы вряд ли мечтали именно об этой профессии.
- Вообще-то у меня экономическое образование. Я долгое время работала по профессии в промышленности. Но так уж распорядилась судьба, что моя работа всегда была тесно связана с бухгалтерией.
Мне нередко приходилось, работая в Пенсионном фонде, ходить в учреждения, и проверять бухгалтерские документы, контролировать, насколько правильно начислены страховые взносы в Пенсионный фонд России. Вот так я плавно перешла из экономистов в бухгалтеры. Работа экономиста все равно очень сильно перекликается с работой бухгалтера: те же цифры, те же отчеты.
- Есть мнение, что профессия бухгалтера подходит только для женщин с мужским характером: здесь нужно быть принципиальной, настойчивой, сильной - иначе нельзя. Считаете ли вы себя железной леди?
- Наверное, да. Ведь зачастую приходится и возражать директору, доказывать, что так или иначе поступать нельзя, так как это противоречит букве закона. В нашей профессии необходимо жестко стоять на своем, доказывать, что необходимо делать так и только так. Работая с людьми, нам, бухгалтерам, необходимо быть строгими и требовательными, потому что учет не терпит ошибок.
- Отражается ли такая жесткость в работе на семье?
- Мне трудно сказать... Наверно, бывают какие-то проявления, но все же дети меня знают мамой, а не руководителем, не бухгалтером.
- Не мешают ли все эти ежеквартальные, годовые отчеты семейным делам?
- Знаете, по жизни я всегда и везде все успеваю. Когда работала экономистом Московского радиозавода, который выпускал телевизоры "Темп", у меня уже было двое детей, при этом я заочно оканчивала институт. Приходилось разрываться между семьей, работой и учебой. Но даже тогда мне все удавалось. А теперь дети выросли, поэтому я в любое время могу и задержаться, и взять домой работу. С этим нет проблем.
- Вам как главному бухгалтеру приходится заниматься кадровой политикой фонда?
- У нас есть отдел кадров, но бухгалтерия всегда очень плотно работает с сотрудниками, мы же начисляем заработную плату. Конечно, кадровой политикой у нас занимается в основном директор. Всех новых сотрудников принимает она.
Но кадровые вопросы бухгалтерии всегда проходят через меня. Только после того, как я определюсь с кандидатурой, представляю ее директору. Мы работаем вместе уже не первый год, поэтому она доверяет моему выбору. Часто спрашивает: "Вам нравится этот человек? Значит берем".
А я в силу своего жизненного опыта и внутреннего чутья всегда вижу, подходит кандидат на вакантную должность или нет. К тому же я еще и экономист, мое образование связано отчасти с кадровой работой.
- Но при приеме на работу нового сотрудника вы наверняка руководствуетесь не только общим впечатлением от кандидата и внутренними ощущениями. Ведь есть, наверное, какие-то критерии оценки будущего сотрудника бухгалтерии?
- Конечно, в бухгалтерии есть своя специфика. Знания и уверенность здесь приходят только с опытом. Тем не менее, мне больше нравится брать в штат молодежь. При разговоре с человеком сразу видно, сможет он вжиться в сложившийся коллектив или нет. Ведь в бухгалтерии работают в основном женщины. У каждой свой нрав, свои жизненные принципы.
Поэтому не исключены столкновения личностного плана, которые потом переносятся на работу. Иногда я вынуждена быть посредником в таких ситуациях. Чтобы свести конфликт на нет, приходится перераспределять людей по разным участкам работы. Поэтому я стараюсь брать бесконфликтных людей. Зачастую в этом деле нужно действительно полагаться только на интуицию.
- А как вы сами попали в бухгалтерию Московского областного фонда обязательного медицинского страхования?
- Когда я работала в профсоюзной организации, по роду деятельности мне приходилось сталкиваться с разными отраслями, в том числе и с профсоюзом здравоохранения. В этой организации в то время работала нынешний исполнительный директор Московского областного фонда обязательного медицинского страхования. Я также была знакома с главным бухгалтером этого профсоюза. Теперь она занимает должность заместителя руководителя фонда. Она-то, зная мой профессионализм и высокую работоспособность, и пригласила меня сюда на работу.
- Сидя ночью за составлением годового отчета, вы не жалеете о том, что стали бухгалтером?
- Нет... К тому же, знаете, фонд - крупная организация, поэтому мне приходится не столько выполнять обязанности главного бухгалтера, сколько вести организаторскую работу, быть помощником руководителя. Есть такие вопросы, которые просто необходимо срочно решить, но это не является прямой обязанностью бухгалтера. Однако так сложилось, что главный бухгалтер - прежде всего правая рука руководителя.
- Бытует мнение, что бухгалтеры немного суховаты. Вы можете доказать, что это не так? Ведь наверняка есть вещи, которые для вас значат больше, чем бухгалтерский учет в целом и работа в частности?
- Нет, я не могу сказать, что бухгалтеры - сухие люди. Говорю это не потому, что сама отношусь к этой гильдии. У меня прекрасный, очень дружный бухгалтерский коллектив. Несмотря на все эти цифры, счета и бумаги, мы иногда с удовольствием выезжаем на экскурсии по России, а иной раз и за границу в туристические поездки.
К сожалению, это удается не так часто, как хотелось бы, потому что в бухгалтерии всегда очень большие объемы работ. Свободного времени остается не так много, и лично мне его хочется посвятить семье, детям, маленькому внуку. Так что мы не сухари, просто должность нас обязывает мыслить цифрами.
Беседовала И.В. Заховаева,
корреспондент "Бюджетного учета"
Наша справка
Московский областной фонд обязательного медицинского страхования был создан 9 июня 1993 г. решением Малого Совета Московского областного Совета народных депутатов совместно с администрацией Московской области.
Первым составом правления фонда руководил В.А. Солодкий - первый заместитель начальника Главного управления здравоохранения администрации Московской области.
Первым исполнительным директором фонда в июле 1993 года стала В.Г. Бутова, кандидат медицинских наук. Она руководила фондом до 1995 года.
Для реализации задач, поставленных перед фондом, в городах и районных центрах Московской области были созданы филиалы. Была разработана база плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС), определены взаимоотношения между фондом, страхователями, управлением здравоохранения Московской области и 29 страховыми медицинскими организациями, зарегистрированными в фонде как претенденты на работу в системе ОМС на территории Московской области. Был определен порядок взаимоотношений между страховыми медицинскими организациями и медицинскими учреждениями, порядок оказания медицинской помощи застрахованным и механизм ее оплаты.
В 1995 г., в связи с переходом исполнительного директора фонда г-жи Бутовой на другую работу, исполнительным директором фонда был назначен Г.И. Тиминский, возглавлявший фонд до мая 1997 года.
Распоряжением губернатора Московской области от 29 июля 1997 г. на должность исполнительного директора фонда была назначена А.А. Черепова, кандидат медицинских наук, член совета директоров Федерального фонда ОМС. Она является исполнительным директором фонда по настоящее время.
В 2003 году фонд отпраздновал свое десятилетие. За прошедшие более чем 10 лет Московский областной фонд обязательного медицинского страхования проделал огромную работу по становлению и совершенствованию системы обязательного медицинского страхования, благодаря чему по праву является одним из лучших территориальных фондов ОМС в России.
"Бюджетный учет", N 2, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100