Внедрение инструкции по бюджетному учету в Москве
У бухгалтеров бюджетных учреждений возникает немало вопросов по новой Инструкции N 70н. Чтобы ответить хотя бы на некоторые из них, Департамент финансов г. Москвы и Корпорация "Парус" провели московскую городскую конференцию "Внедрение Инструкции по бюджетному учету в Москве". На ней был зачитан доклад министра Правительства Москвы, руководителя департамента финансов города Москвы, к.э.н. Юрия Викторовича Коростелева. Выдержки из этого выступления мы предлагаем вашему вниманию.
Специфика сложившейся ситуации ставит участников бюджетного процесса всех уровней в весьма сложные обстоятельства. Применительно к этим обстоятельствам нами намечены меры, призванные наименее болезненно реализовать положения данной Инструкции в московских условиях.
Разработанная Министерством финансов РФ Инструкция - "Приказ Минфина 70н" имеет достаточно много открытых страниц. По нашему мнению, ряд ее положений требует дальнейшей проработки. В этой связи, учитывая то, что полномочия по регулированию и методологии бюджетного учета закреплены за Министерством финансов, хочется надеяться на то, что Минфин с пониманием отнесется к проблемам и нуждам субъектов РФ и в режиме он-лайн будет отрабатывать вопросы ведения бюджетного учета в новых условиях.
Теперь позвольте перейти непосредственно к теме реформы бухгалтерского учета в секторе государственного управления. Реформа бюджетного учета вызвана целым рядом объективных причин, которые являются важными шагами в реализации государственной политики в области бюджетирования и управления государственными финансовыми ресурсами.
Реформа бюджетного учета не является самодостаточной целью, она проводится с тем, чтобы создать такие учетные процедуры, которые позволят формировать такую отчетную информацию, на основе которой политики могли бы принимать осознанные решения в налогово-бюджетной сфере и делать выбор в пользу наиболее эффективных способов выполнения задач и функций государства.
Характерной особенностью государственного сектора является постоянное наблюдение за его деятельностью со стороны общественности. Подотчетность представляет собой механизм, с помощью которого государственные органы отчитываются перед теми, на ком сказываются принимаемые решения.
При этом государственная власть должна отвечать не только той категории избирателей, которые получают или претендуют получить от государства различные виды социальных выплат и льгот, но и такой категории, как налогоплательщики. Их интересует: насколько эффективны затраты государства, производимые в тех или иных направлениях бюджетной политики, и как они соизмеримы с аналогичными затратами в частном секторе.
Сейчас, когда часть социальных услуг производится не только сектором государственного управления, но и частным сектором, власти каждый раз придется обосновывать, почему именно такой способ удовлетворения конституционных прав граждан в социальной сфере ею выбирается. То есть потребуется обоснование принятого решения: почему государство само производит данную услугу, а не покупает ее на рынке. Или почему оно не предоставляет право потребителю данной услуги самостоятельно выбрать ее поставщика?
Это вызывает необходимость сравнивать себестоимость производимой услуги в секторе государственного управления с частным сектором и приближать бюджетный учет к бухгалтерскому учету в хозяйствующих субъектах.
Создаваемая сегодня система бюджетного учета и отчетности должна помочь отслеживать не только правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования по каждому бюджетному году и в целом при завершении программы, а также давать возможность объективно оценивать активы и обязательства органов государственной власти Российской Федерации.
Бюджетным посланием Президента Российской Федерации определены основные критерии такой системы:
- интеграция с бюджетной классификацией;
- объединение учета исполнения бюджета и учета в бюджетных учреждениях;
- использование метода начислений.
Интеграция с бюджетной классификацией - это тот принцип, который отличает бюджетный учет от хозяйственного учета. Отсутствие интеграции с бюджетной классификацией выражалось в невозможности использования учетных регистров при анализе состояния активов и обязательств бюджетной системы, а также соотнесения их с операциями, осуществляемыми при исполнении бюджета. Таким образом, значительно усложнялось использование отчетных данных при составлении проектов бюджетов.
Благодаря интеграции с бюджетной классификацией Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2005 года, План счетов бюджетного учета позволит на основе кодов классификации учитывать запасы конкретного типа активов или пассивов в начале отчетного периода, провести учет их изменений и, соответственно, выйти на остатки на конец отчетного периода.
Такая система учета дает возможность полностью анализировать последствия конкретных экономических событий в секторе государственного управления.
При разработке нового Плана счетов бюджетного учета Министерство финансов РФ учитывало Международные стандарты финансовой отчетности в государственном секторе, разработанные Международной федерацией бухгалтеров.
Объединение бухгалтерского учета исполнения бюджета и бюджетных учреждений. В чем смысл данного тезиса? Он заключается в том, что каждая институциональная единица (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципалитет) должна иметь полный баланс активов и обязательств. А в силу статьи 125 Гражданского кодекса РФ от имени вышеперечисленных институциональных единиц - органы государственной власти (местного самоуправления) приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности.
Из этого определения следует, что все активы и обязательства соответствующего уровня власти должны быть закреплены в балансах соответствующих органов власти. И в этом смысле невозможно отделить учет исполнения бюджета от учета бюджетных учреждений, которые являются только частью одной институциональной единицы.
В секторе государственного управления существовало две отчетности: о кассовом исполнении бюджета и об операциях бюджетных учреждений. Из-за разных принципов и подходов к учету эти виды отчетности настолько разные и несопоставимые, что их консолидация в единую отчетность о результатах деятельности сектора государственного управления существенно осложняется. Для корректного выполнения операций потребуется привлечение серьезных ресурсов.
Все эти вопросы повторюсь, обозначены в Бюджетном послании Президента РФ, в формулировках необходимости реформы в бюджетной сфере, которая в настоящее время находится в стадии практической реализации.
Следует также отчетливо понимать, что реформу делают конкретные люди, а реформу в сфере бюджетного учета в основном будут делать бюджетные бухгалтеры. В этой связи профессиональный уровень специалистов, занимающихся бюджетным учетом, должен соответствовать современным требованиям и тем задачам, которые обозначены в реформе бюджетной сферы.
Поэтому сегодня мы говорим об огромном значении бухгалтерских служб в процессе бюджетного реформирования, поскольку от их знаний и опыта будет зависеть качество информации, так необходимой городской администрации для принятия решений в налогово-бюджетной сфере.
Несомненно и то, что департамент финансов возьмет на себя организацию профессиональной подготовки бухгалтерских служб в бюджетных учреждениях, организационную поддержку внедрения новых информационных технологий, сопровождающих бюджетный учет, и многие другие вопросы, связанные с внедрением новой Инструкции по бюджетному учету.
Мы выражаем большую признательность корпорации "Парус" и ее президенту Александру Васильевичу Карпачеву за оказанную поддержку в организации конференции и помощь в проработке учебной программы по применению положений Инструкции по бюджетному учету.
Вопросы дальнейшей организации процесса обучения и технического перевооружения, их финансового обеспечения, остаются острыми для городских структур. Безусловно, бюджет возьмет на себя часть расходов на профессиональную переподготовку (в настоящее время в департаменте анализируются потребности и определяются возможности финансирования указанных расходов). Средства для модернизации компьютерных программ учета и отчетности и технического переоснащения главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств должны предусмотреть в сметах расходов на текущий год в пределах выделенных ассигнований. При планировании расходов на 2006 г. также следует учесть данное направление затрат.
Ю.В. Коростелев,
министр Правительства Москвы,
руководитель Департамента финансов города Москвы, к.э.н.
"Бюджетный учет", N 2, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100