Переход к новой инструкции по бюджетному учету
В прошлом году бюджетным учреждениям настойчиво рекомендовали перейти на новые правила бюджетного учета с 1 января 2005 г. Однако многие не смогли этого сделать из-за технических трудностей. Теперь им предстоит более сложная подготовительная работа
Обратите внимание!
Особо тщательно необходимо инвентаризировать расчеты. Согласно пункту 3.48. Указаний N 49 и пункту 26 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н (далее - Инструкция N 107н), инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить:
- правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
- правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
- правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
Переход от действующего Плана счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях к новому Плану счетов бюджетного учета условно можно разделить на решение двух больших задач. Это - автоматизация работы бухгалтерии и перевод остатков со счетов старого Плана счетов - на новые. Об этапах автоматизации подробнее читайте в рубрике "Технологии" (прим. ред.). Этапы конвертации остатков счетов представлены ниже.
Инвентаризация необходима
Перед переходом к применению Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. N 70н (далее - Инструкция N 70н), необходимо провести инвентаризацию. Дело в том, что итоги годовой инвентаризации подтверждают остатки счетов на 1 января текущего года, а не на дату перехода вашего учреждения на новые правила бюджетного учета.
Инвентаризация позволяет упростить техническую сторону перехода и классифицировать имущество и обязательства учреждения в соответствии с требованиями Инструкции N 70н. Инвентаризацию имущества и обязательств проводят в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Указания N 49). Как и в процессе ежегодной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой отчетности, необходимо выполнить следующие мероприятия.
Имущество, не используемое учреждением по различным причинам, в том числе и ввиду его непригодности к дальнейшей эксплуатации, выявленное при инвентаризации, по возможности надо передать или списать в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Фактическое использование объектов имущества учреждения на те или иные цели его деятельности необходимо документально оформить в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов.
Все суммы, включенные в Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма N инв-17, код по ОКУД 0309016), должны быть подтверждены (или не подтверждены) дебиторами и (или) кредиторами. Подтверждающим документом могут служить акты выверки расчетов, которые составляют стороны проводимых расчетов, переписка по вопросам погашения задолженности и просто письменное подтверждение сальдо расчетов. Наличие этих документов очень важно, поскольку задолженность с истекшим сроком исковой давности или невозможная к взысканию подлежит списанию с баланса учреждения в установленном порядке.
Действия должника, которые можно расценить как признание долга, согласно ст. 203 Гражданского кодекса РФ влияют на течение срока исковой давности.
Отметим, что ст. 203 Гражданского кодекса РФ не конкретизирует действия должника, которые могут быть расценены как признание им долга. Это означает, что такими действиями могут быть любые, которые позволяют сделать положительный вывод по этому вопросу. Учитывая разъяснения, приведенные в постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 12, 15 ноября 2001 г. N 15/18, к таким действиям, в частности, могут относиться: признание претензии, частичная уплата должником или с его согласия другим лицом основного долга и (или) сумм санкций и т.д.
Проводя инвентаризацию расчетов, согласовывая и подтверждая суммы сложившейся задолженности, учреждение тем самым прерывает течение срока исковой давности, который начинает исчисляться снова с момента подписания акта выверки расчетов. Поэтому при списании задолженности с баланса учреждению необходимо проанализировать все документы, имеющие отношение к ее возникновению и проведению расчетов по этой задолженности.
Учет для отчетности
Когда готовился выпуск этого номера журнала, новая Инструкция по бюджетной отчетности находилась на регистрации в Минюсте России.
Одно из основных отличий бюджетного учета в соответствии с требованиями Инструкции N 70н от прежнего порядка состоит в том, что раньше бюджетные учреждения использовали кассовый метод с элементами начисления. Сейчас им необходимо перейти на метод начисления.
Суть метода начисления в следующем. В бюджетном учете все операции признаются в момент их возникновения, независимо от движения денежных средств. При этом списание активов на расходы происходит в момент их использования, то есть пропорционально в течение всего срока полезной службы.
В учете необходимо отражать не только запасы активов и обязательств, но и чистую стоимость активов (разность между общей суммой активов и общей суммой обязательств). Кроме того, вы будете учитывать потоки по изменению активов и обязательств, т.е. денежное выражение экономических мероприятий, а также других событий, оказывающих влияние на экономическое положение сектора государственного управления. Потоки отражают создание, преобразование, обмен, передачу или исчезновение экономической стоимости.
Применение новых счетов бюджетного учета позволяет в любой момент времени отчетного периода получить всю информацию, необходимую для составления бюджетной отчетности. Рассмотрим на примере.
Пример
Государственное учреждение социального обеспечения получает от ООО "Птицефабрика" продукты питания. Необходимо отразить поток, который привел к увеличению обязательств (кредиторской задолженности) в связи с увеличением стоимости материальных запасов.
Эту информацию в учете надо отразить следующей записью:
Дебет 0 105 02 340
"Увеличение стоимости продуктов питания"
Кредит 0 302 20 730
"Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по приобретению материальных запасов".
Счета бюджетного учета, отражающие изменение активов и обязательств в течение отчетного года, не закрывают. Поэтому в любой момент времени на основании данных бюджетного учета можно получить необходимую для оценки экономического положения и принятия управленческих решений информацию о потоках по изменению активов и обязательств. Информацию о запасах (остатках на конкретную дату) при необходимости получают путем несложных расчетов.
Для успешного составления бюджетной отчетности учреждению необходимо не только перевести остатки по соответствующим счетам, но и движение по ним. Для того чтобы понять возможное соответствие между счетами Планов счетов, установленных Инструкцией N 107н и Инструкцией N 70н, необходимо проанализировать, как отражаются в учете в соответствии с требованиями каждой из этих инструкций основные хозяйственные операции.
Капитальные вложения в нефинансовые активы
Расходы текущего года на приобретение, строительство, модернизацию и изготовление основных средств, нематериальных активов, материалов и готовой продукции согласно Инструкции N 107н отражают на соответствующих счетах расходов по бюджету (счета 200, 201, 203), расходов к распределению (210), расходов за счет средств внебюджетных источников (счета 220, 222, 223, 224, 225, 227, 228).
Такие расходы за период с 1 января 2005 г. до момента перехода к применению Инструкции N 70н необходимо отразить на соответствующих аналитических счетах синтетического счета 0 106 00 000 "Капитальные вложения в нефинансовые активы".
Таким образом в Инструкции N 70н решена проблема формирования первоначальной стоимости нефинансовых активов при их принятии к учету, которая ранее вызывала затруднения у бюджетных учреждений.
Пример
Государственное учреждение системы здравоохранения, с 1 января перешедшее на новые правила учета, заключило договор на поставку медицинского оборудования. По условиям договора расчеты за оборудование производятся в порядке 100-процентной предоплаты на сумму 100 000 руб. Монтаж оборудования оплачивается по отдельному счету после фактического выполнения работ на сумму 10 000 руб.
Оборудование было получено 25 января, акт монтажа оборудования подписан 27 января, а введено в эксплуатацию и принято к учету оборудование 28 января 2005 г. Счет на оплату доставки и монтажа датирован 1 февраля, предъявлен к оплате и оплачен в феврале 2005 г.
Бухгалтер учреждения здравоохранения вначале сформирует стоимость основного средства, собрав на счете капитальных вложений в нефинансовые активы все затраты, связанные с его приобретением 110 000 руб. (110 000 + 10 000). И только после этого примет к учету полученный материальный объект как основное средство.
Напомним, что согласно Инструкции N 107н не допускается изменение первоначальной стоимости основного средства, принятого к учету. Поэтому затраты на доставку и монтаж оборудования, если стоимость этих услуг (работ) не была известна в момент принятия объекта к учету, не могли быть учтены в стоимости основного средства, что приводило к искажению учетных данных.
Инструкция N 70н также устанавливает ограничения на изменение первоначальной стоимости объектов основных средств, но введенные счета учета капитальных вложений в нефинансовые активы позволяют до принятия к учету данных объектов учесть все затраты, связанные с их приобретением, и сформировать первоначальную стоимость.
Переход к учету основных средств по-новому
Согласно п. 23 Инструкции N 70н учет основных средств ведется в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359, который действует в настоящее время.
Учтите, что бюджетное учреждение не должно безоговорочно ориентироваться на перечень имущества, не отнесенного к основным фондам, который приведен во введении к ОКОФ. Например, согласно ОКОФ к основным средствам не отнесены специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности, форменная одежда, предназначенная для выдачи работникам предприятия, одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях, состоящих на бюджете. Тем не менее, согласно требованиям бюджетного учета такое имущество учитывают на счете 0 101 08 000 "Мягкий инвентарь".
Согласно п. 21 Инструкции N 70н основные средства стоимостью до 1 тыс. руб. при выдаче в эксплуатацию отражают по дебету счета 0 401 01 172 "Доходы от реализации активов" и кредиту соответствующего аналитического счета синтетического счета 0 101 00 410 "Уменьшение стоимости основных средств". В конце отчетного года доходы списывают на финансовый результат.
При переводе данных со счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях на счета бюджетного учета необходимо учесть, что в ОКОФ предусмотрены подразделы классификации основных средств, которым нет соответствующих номеров в плане счетов бюджетного учета. Такие объекты основных средств учитывают в составе аналитического счета 0 101 10 000 "Прочие основные средства".
Отметим, что в случае, когда на балансе учреждения числится такое имущество, необходимо воспользоваться ведомственными нормативными документами, регламентирующими вопросы ведения бухгалтерского учета. В случае отсутствия таких документов можно рекомендовать разработать организационно-распорядительный документ по вопросам порядка организации и ведения бухгалтерского учета.
В нем обязательно укажите, на каком счете Плана счетов бюджетного учета в учреждении учитывают такое имущество. При этом необходимо делать ссылку, что в соответствии с ОКОФ такое имущество относится к основным средствам.
Рассмотрим примеры учета различных видов основных средств.
При переводе остатков на 1 января 2005 г. учреждение выполнит записи по соответствующим аналитическим счетам синтетического счета 0 101 00 000 "Основные средства":
Дебет 0 101 00 000
"Основные средства"
Кредит 01
"Основные средства"
Дебет 250
"Фонд в основных средствах"
Кредит 0 401 03 000
"Финансовый результат прошлых отчетных периодов"
Для основных средств, приобретенных в течение 2005 г. до момента перехода к применению Инструкции N 70н, операции по переводу будут следующими:
Дебет 0 101 00 310
"Увеличение стоимости основных средств"
Кредит 01
"Основные средства"
Дебет 0 106 01 310
"Увеличение капитальных вложений в основные средства"
Кредит 200
"Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия" (и других счетов расходов)
Дебет 250
"Фонд в основных средствах"
Кредит 0 106 01 410
"Уменьшение капитальных вложений в основные средства".
При этом надо начислить амортизацию за период с месяца, следующего за месяцем принятия основного средства к учету до момента перехода к применению Инструкции N 70н.
Дебет 0 401 01 271
"Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов"
Кредит 0 104 00 410
"Уменьшение стоимости основных средств" (по коду соответствующего счета аналитического учета)
Как учесть малоценные предметы
Учреждению необходимо обратить внимание и на то, что среди объектов бюджетного учета, установленных Инструкцией N 70н, нет малоценных предметов. Вопрос об отнесении имущества, ранее учитываемого в составе малоценных предметов, к основным средствам решают, исходя из определения основных средств, приведенного в п. 10 Инструкции N 70н.
К основным средствам относят материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев.
Поэтому все малоценные предметы, числящиеся на балансе учреждения, необходимо классифицировать вначале по сроку полезного использования. Те малоценные предметы, срок полезного использования которых не превышает 12 мес., независимо от их стоимости, к основным средствам не относятся, а подлежат учету в составе материальных запасов.
Согласно новым требованиям к бюджетному учету многие из малоценных предметов будут переведены в состав основных средств.
Перевод малоценных предметов, приобретенных в течение 2005 г., до момента перехода к применению Инструкции N 70н, будет отражаться в учете следующими записями:
Дебет 0 101 06 310
"Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря" (0 101 10 310 "Увеличение стоимости прочих основных средств")
Кредит 07
"Малоценные предметы" (кроме посуды и мягкого инвентаря)
Дебет 0 106 01 310
"Увеличение капитальных вложений в основные средства"
Кредит 200
"Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия"
Дебет 260
"Фонд в малоценных предметах"
Кредит 0 106 01 410
"Уменьшение капитальных вложений в основные средства".
Для материальных ценностей, стоимость которых менее 1000 руб., дополнительно выполняется запись
Дебет 0 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
Кредит 0 101 00 410
"Уменьшение стоимости основных средств" (по кодам соответствующих счетов аналитического учета).
Отражение малоценных предметов в учете согласно новой Инструкции по бюджетному учету приведено в таблице соответствия со старым Планом счетов (Приложение 1).
Таблица соответствия корреспонденции счетов по малоценным предметам и
основным средствам (кроме библиотечных фондов, посуды и мягкого инвентаря)
МП стоимостью до 1000 руб., кроме посуды и мягкого ин- вентаря. При выдаче в эксп- луатацию-списание |
МП стоимостью свыше 1000 руб. кроме посуды и мягкого инвен- таря. При выдаче в эксплуата- цию-начисляется амортизация 100% |
ОС стоимостью до 10 000 руб. При выдаче в эксп- луатацию - начисляется амортизация 100% |
ОС стоимостью свыше 10 000 руб При выдаче в эк- сплуатацию-начи- сляется аморти- зация по норме |
||||
Д | К | Д | К | Д | К | Д | К |
Отражение на счетах Плана счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях | |||||||
070 | 260 | 071, 071 | 260 | 01 | 020 250 |
01 | 020 250 |
0 101 06 310, 0 101 10 310 |
070 | 0 101 06 310 | 070, 071 | 0 101 ** 310 | 01 | 0 310** 310 |
01 |
260 | 0 401 03 000 | 260 | 0 401 03 000 | 250 020 |
0 401 03 000, 0 104** 410 |
250 020 |
0 40103 000, 0 104** 410 |
Для объектов, приобретенных в период с 1 января до момента перехода к применению Инструкции N 70н | |||||||
0 101 06 310, 0 101 10 310 |
070 | 0 101 06 310 | 070, 071 | 0 101** 310 | 01 | 0 101** 310 |
01 |
0 106 01 310, 260 |
200 0 106 01 410 |
0 106 01 310 260 |
200 0 106 01 410 |
250 020 |
0 401 03 000, 0 104** 410 |
250 020 |
0 40103 000, 0 104** 410 |
При передаче в эксплуатацию - списание |
Для МП, находящихся в эксплу- атации, и при передаче в экс- плуатацию - начисление амоти- зации 100% |
Для ОС, находящихся в эксплуатации, и при пе- редаче в эксплуатацию доначисления амортиза- ции 100% |
Доначисление амортизации за период с 01.01.2005 до даты перехода на План счетов бюд- жетного учета по месячным нормам |
||||
0 401 01 172 | 0 101 06 410 0 101 10 410 |
0 401 01 271 | 0 104 06 410 | 0 401 01 271 | 0 104** 410 |
0 401 01 271 |
0 104** 410 |
Примечание: вместо звездочек необходимо указать код соответствующего счета аналитического учета. |
Для посуды и мягкого инвентаря бухгалтерские записи по переводу счетов будут следующими.
Порядок начисления амортизации
Амортизация основных средств
Начисленный до 1 января 2005 г. износ основных средств подлежит классификации по подразделам основных средств согласно ОКОФ. Износ, начисленный по основным средствам, учитываемым на субсчете 012 "Передаточные устройства" действующего Плана счетов, отражается на счете 0 104 03 000 "Амортизация сооружений".
Начисленный до 1 января 2005 г. износ основных средств по подразделам отражают на соответствующих счетах счета 0 104 ** 000 "Амортизация" (вместо звездочек необходимо указать код соответствующего счета аналитического учета).
На принимаемые к учету объекты основных средств, приобретенные до 1 января 2005 г., на которые начислялся износ по установленным нормам*, согласно Инструкции N 70н амортизацию продолжают начислять ежемесячно.
Нормы амортизации устанавливают и утверждают распорядительным документом руководителя учреждения. По мнению автора, при установлении норм амортизации таких объектов следует исходить из применяемых ранее годовых норм износа основных средств. Согласно п. 40 Инструкции N 70н на вновь принимаемые к учету с 1 января 2005 года объекты основных средств распорядительным документом руководителя учреждения утверждаются сроки полезного использования объектов основных средств в соответствии с классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, установленной Правительством РФ.
В случае, когда объект основных средств не указан в составе амортизационных групп, срок его полезного использования устанавливается самим учреждением в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.
Амортизация нематериальных активов
Для нематериальных активов срок полезного использования устанавливается распорядительным документом руководителя учреждения исходя из:
- срока действия патента, свидетельства и других сроков использования интеллектуальной собственности согласно законодательству РФ;
- ожидаемого срока использования этого объекта;
- 20 лет (но не более срока деятельности учреждения) для нематериальных активов, по которым невозможно определить срок полезного использования.
Поскольку согласно Инструкции N 107н износ на нематериальные активы не начислялся, то в соответствии с установленным распорядительным документом руководителя учреждения сроком их полезного использования с учетом даты принятия указанных объектов к учету необходимо начислить амортизацию за период их использования:
Дебет 0 103 01 000
"Нематериальные активы"
Кредит 031
"Нематериальные активы"
Дебет 251
"Фонд в нематериальных активах"
Кредит 0 401 03 000
"Финансовый результат прошлых отчетных периодов"
Дебет 0 401 01 271
"Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов"
Кредит 0 104 07 420
"Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации".
Необходимо обратить внимание, что в Плане счетов бюджетного учета не предусмотрен отдельный счет для начисления амортизации прочих основных средств.
Тем не менее, к прочим основным средствам, как было отмечено ранее, относится, например, такое имущество, как насаждения многолетние, животные, используемые для служебных целей, животные в зоопарках. Очевидно, что по данной проблеме компетентными органами будут даны соответствующие разъяснения.
Непроизведенные активы
В соответствии с п. 4 приказа N 70н бухгалтерский учет непроизведенных активов в соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учету должен быть обеспечен с 1 января 2006 г.
Инструкция N 107н не обеспечивала отдельный учет непроизведенных активов, к которым относятся такие материальные непроизведенные активы (земля, богатства недр, естественные биологические и подземные водные ресурсы). Тем не менее, капитальные вложения на улучшение земель (капитальные расходы по улучшению земель) включались в состав основных средств ежегодно в сумме расходов, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям независимо от окончания всего комплекса работ, и учитывались в группе 2 субсчета 019 "Прочие основные средства".
В течение 2005 г. бухгалтерский учет поступающих в собственность и реализуемых земельных участков предписано осуществлять по стоимости поступления и реализации.
Согласно п. 24 Инструкции N 70н активы, используемые в процессе деятельности учреждения, не являющиеся продуктами производства, права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены (земля, ресурсы недр и пр.), учитывают на счете 0 102 00 000 "Непроизведенные активы".
Технология оценки непроизведенных активов будет установлена дополнительно.
При переходе к ведению бюджетного учета капитальные вложения на улучшение земель необходимо отразить на счете 0 102 01 000 "Земля".
Нематериальные активы
Группировка нематериальных активов осуществляется согласно классификации ОКОФ. Материальные носители, в которых выражены произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ и базы данных, не включаются в состав нематериальных активов.
Объекты, не соответствующие требованиям Инструкции N 70н, учитываемые ранее на субсчете 031 "Нематериальные активы" Плана счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, не принимаются к учету на счете 0 103 01 000 "Нематериальные активы" Плана счетов бюджетного учета в качестве нематериальных активов. Например, приобретенные учреждением неисключительные (лицензионные) права на использование программных продуктов на балансовом счете 0 103 01 000 "Нематериальные активы" учету не подлежат.
Такие разъяснения даны Минфином России, например, в письме от 16 мая 2003 г. N 03-01-01/11-150 "О порядке учета и отражения по кодам бюджетной классификации расходов по приобретению программного обеспечения"*. Согласно данному письму приобретение исключительных прав на программное обеспечение рассматривают как приобретение нематериальных активов, в отличие от приобретения неисключительных (лицензионных) прав на использование программного обеспечения, в том числе информационных баз данных, которое таковым не является.
Приобретение вычислительной техники с предустановленным на ней программным обеспечением, включенным в стоимость приобретаемого оборудования, рассматривают как приобретение и модернизацию непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования.
Приобретенные учреждением неисключительные (лицензионные) права на использование программных продуктов на балансовом счете 031 "Нематериальные активы" учету не подлежат. Поэтому в случае, когда на счете 031 "Нематериальные активы" учитывались неисключительные (лицензионные) права на использование программного обеспечения, в т.ч. информационные базы данных, учреждению необходимо при переводе выполнить бухгалтерскую запись.
Если неисключительные (лицензионные) права на использование программного обеспечения были приобретены в 2005 г. и в учете такое приобретение отражено как нематериальные активы, то необходимо выполнить следующие записи:
Дебет 0 401 03 000
"Финансовый результат прошлых отчетных периодов"
Кредит 031
"Нематериальные активы"
Дебет 251
"Фонд в нематериальных активах"
Кредит 0 401 03 000
"Финансовый результат прошлых отчетных периодов".
Если бюджетное учреждение обладает исключительными правами на программное обеспечение, учитываемое на субсчете 031 "Нематериальные активы" Плана счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, что подтверждается соответствующим документом, такое исключительное право согласно новому Плану счетов учитывают на счете 0 103 01 000 "Нематериальные активы".
Записи по переводу остатков будут следующими:
Дебет 0 103 01 000
"Нематериальные активы"
Кредит 031
"Нематериальные активы"
Дебет 251
"Фонд в нематериальных активах"
Кредит 0 401 03 000
"Финансовый результат прошлых отчетных периодов".
Приобретение нематериальных активов в период с 1 января 2005 г. до момента перехода к применению Инструкции N 70н необходимо отразить следующими записями:
Дебет 0 103 01 310
"Увеличение стоимости нематериальных активов"
Кредит 031
"Нематериальные активы"
Дебет 0 106 02 320
"Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы"
Кредит 200
"Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия"
Дебет 251
"Фонд в нематериальных активах"
Кредит 0 106 02 420
"Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы".
Также необходимо доначислить амортизацию в порядке, рассмотренном выше.
Счета учета материальных запасов
Рассмотрим особенности перевода счетов, предназначенных для учета материальных запасов согласно Инструкции N 107н, на счета Плана счетов бюджетного учета согласно Инструкции N 70н.
Итак, мы рассмотрели соответствие, устанавливаемое между счетами учета нефинансовых активов Плана счетов бюджетного учета, и счетами Плана счетов, установленного Инструкцией N 107н, а также рекомендации по осуществлению перехода к применению Инструкции по бюджетному учету. В следующих номерах мы рассмотрим вопросы перехода к применению Инструкции по бюджетному учету в отношении остальных объектов учета.
Провести инвентаризацию недвижимого имущества - легко, гораздо сложнее выверить всю дебиторскую задолженность на дату перехода к новому Плану счетов бюджетного учета
Здания
Субсчету 010 "Здания" Плана счетов, установленного Инструкцией N 107н, соответствуют два счета Плана счетов бюджетного учета: 0 101 01 000 "Жилые помещения" и 0 101 02 000 "Нежилые помещения".
На счете 0 101 01 000 "Жилые помещения" учитывают здания, полностью или преимущественно предназначенные под жилье, классифицируемые согласно Инструкции N 107н в группе 2 субсчета 010 "Здания".
Счет 0 101 02 000 "Нежилые помещения" предназначен для учета зданий производственно-хозяйственного назначения, зданий, занимаемых органами управления, социально-культурными и др. учреждениями, которые учитывают в соответствии с Инструкцией N 107н в группе 1 субсчета 010 "Здания".
Передаточные устройства
Ранее устройства электропередачи, связи и трубопроводы учитывались, как передаточные устройства, на одноименном счете бухгалтерского учета 012 "Передаточные устройства". Согласно ОКОФ такое имущество классифицируется как сооружения. Поэтому числящиеся на балансе учреждения передаточные устройства в соответствии с Планом счетов бюджетного учета должны учитываться на счете 0 101 03 000 "Сооружения".
Учебные предметы военной техники
Оборудование и предметы, находящиеся в тирах, на спортивных стрельбищах, в кабинетах военных дисциплин учебных заведений и т.п. (забалансовый счет 11 "Учебные предметы военной техники") учитывается на соответствующих счетах нового Плана счетов бюджетного учета.
Например, винтовка спортивная огнестрельная согласно ОКОФ относится к подразделу 14 "Машины и оборудование" классу 2927 "Оружие спортивное, охотничье и военная техника двойного применения".
Поэтому, оборудование, пригодное к применению, но не используемое на вооружении, переданное учреждению для учебных целей, находящееся на балансе учреждения, учитывается на счете 0 101 04 000 "Машины и оборудование". Если такое оборудование передано учреждению по договору аренды, то его следует учитывать на забалансовом счете 01 "Арендованные основные средства".
Служебные собаки
Согласно Инструкции N 107н служебные собаки учитывались в составе малоценных предметов. В соответствии с требованиями классификации ОКОФ не относятся к основным фондам и в дальнейшем подлежат учету в составе материальных запасов ездовые и охранные собаки. А вот служебных собак необходимо классифицировать по разделу 19 "Материальные основные фонды, не включенные в другие группировки в соответствии с классификацией ОКОФ".
Поэтому в случае наличия в учреждении служебных собак их необходимо учитывать на счете 0 101 10 000 "Прочие основные средства". Основанием для такого решения может быть п. 40 Инструкции N 70н. Согласно ему для определения срока полезного использования объектов основных средств при принятии их к бюджетному учету руководствуются классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы.
Эта классификация утверждена постановлением Правительства РФ от 01 января 2002 г. N 1 (далее - постановление N 1). Служебные собаки согласно постановлению N 1 включены в третью амортизационную группу (код ОКОФ 19 000 3 000).
Посуда
Посуда числилась на балансе по состоянию на 01.01.2005
Дебет 0 101 06 000
"Производственный и хозяйственный инвентарь"
"Малоценные предметы"
Дебет 260
"Фонд в малоценных предметах"
Кредит 0 401 03 000
"Финансовый результат прошлых отчетных периодов"
Посуда приобретена в течение 2005 г. до момента перехода на План счетов бюджетного учета
Дебет 0 101 06 310
"Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря"
"Малоценные предметы"
Дебет 0 106 01 310
"Увеличение капитальных вложений в основные средства"
Кредит 200
"Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия"
Дебет 260
"Фонд в малоценных предметах"
Кредит 0 106 01 410
"Уменьшение капитальных вложений в основные средства"
Мягкий инвентарь
Мягкий инвентарь числился на балансе на 01.01.2005
Дебет 0 101 08 000
"Мягкий инвентарь"
"Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь"
Дебет 260
"Фонд в малоценных предметах"
Кредит 0 401 03 000
"Финансовый результат прошлых отчетных периодов".
Мягкий инвентарь приобретен в течение 2005 г. до момента перехода на План счетов бюджетного учета
Дебет 0 101 08 310
"Увеличение стоимости мягкого инвентаря"
"Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь"
Дебет 0 106 01 310
"Увеличение капитальных вложений в основные средства"
Кредит 200
"Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия"
Дебет 260
"Фонд в малоценных предметах"
Кредит 0 106 01 410
"Уменьшение капитальных вложений в основные средства"
Нематериальные активы
Согласно п. 33 Инструкции N 70н к нематериальным относятся активы, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд;
срок полезного использования превышает 12 мес.;
не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, др. охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).
Оборудование к установке
Готовые к установке строительные конструкции и детали, к которым относятся металлические, железобетонные и деревянные конструкции; блоки и сборные части зданий и сооружений; сборные элементы; оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической системы (отопительные котлы, радиаторы и т.п.), а также оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки, учитываемые ранее на субсчете 040 "Оборудование к установке", согласно Инструкции N 70н учитываются на счете 0 105 04 000 "Строительные материалы".
Строительные и хозяйственные материалы
Материалы, учитываемые ранее на субсчете 041 "Строительные материалы для капитального строительства", по новым правилам подлежат учету на счете 0 105 04 000 "Строительные материалы". На этом счете учитывают строительные материалы, предназначенные и для капитального ремонта, и для текущего, которые ранее согласно Инструкции N 107н учитывались на субсчете 063 "Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности".
Спецоборудование
Спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретенное по договорам с заказчиками для обеспечения выполнения условий договоров до момента передачи его в научное подразделение, учитываемое ранее на субсчете 044 "Спецоборудование для научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками", учитывается на счете 0 105 05 000 "Прочие материальные запасы".
В случае, когда учреждение приобретает спецоборудование для выполнения научно-исследовательской и конструкторской работы по конкретным договорам, такое спецоборудование учитывают на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на ответственное хранение".
В соответствии с Инструкцией N 70н материалы для научно-исследовательских работ учитывают на счете 0 105 05 000 "Прочие материальные запасы". Операция по выдаче их со склада в лабораторию или другие структурные подразделения научно-исследовательского института или высшего учебного заведения отражается в учете путем изменения в регистрах аналитического учета (в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей) материально ответственного лица.
При переводе необходимо выполнить запись:
Дебет 0 105 05 000
"Прочие материальные запасы"
Кредит 043
"Материалы длительного использования для научных исследований и на лабораторном испытании".
Если такие материальные ценности используют для изготовления экспериментальных устройств, то при выдаче их в эксплуатацию производится запись:
Дебет 0 401 01 280
"Прочие расходы"
Кредит 0 105 05 000
"Прочие материальные запасы"
с одновременным отражением стоимости оборудования на забалансовом счете 13 "Экспериментальные устройства".
Материалы для учебных, научных и других целей, прочие материалы
Материалы, учитываемые согласно Инструкции N 107н на субсчете 060 "Материалы для учебных, научных и других целей", в соответствии с Инструкцией N 70н учитывают на счете 0 105 05 000 "Прочие материальные запасы".
На указанном счете учитывают хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности, специальные материалы, тару, запасные части к машинам и оборудованию, а также все прочие материалы, учитываемые ранее на субсчете 067 "Прочие материалы".
Материалы в пути
Согласно Инструкции N 107н материалы, оплаченные учреждениями по иногородним поставкам, но не поступившие к концу месяца на склад, а также материалы, полученные на склад групп централизованного снабжения и хозяйственного обслуживания и не распределенные по учреждениям, учитывались на субсчете 068 "Материалы в пути". В соответствии с Инструкцией N 70н такие материалы подлежат учету на счете 0 107 03 000 "Материалы в пути".
Готовая продукция
На счете 0 105 06 000 "Готовая продукция" учитывают продукцию, изготовленную в учреждении в рамках предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, которая ранее учитывалась на субсчете 080 "Готовая продукция".
Таблица соответствия счетов бюджетного учета основных средств
/---------------------------------\ /------------------------\
| Инструкция 107н | | Инструкция 70н |
\---------------------------------/ \------------------------/
/------------------------\
/---------------------------------------------| Жилые помещения |
| Здания | \------------------------/
\----------------------------------------------------------------------\
| Нежилые помещения |
\------------------------/
/---------------------------------\
| Сооружения |------------------------------------\
\---------------------------------/ | Сооружения |
\------------------------/
/---------------------------------\
| Передаточные устройства |---------------------/
\---------------------------------/
/---------------------------------\ /------------------------\
| Машины и оборудования |-----------| Машины и оборудования |
\---------------------------------/ \------------------------/
/---------------------------------\ /------------------------\
| Транспортные средства |-----------| Транспортные средства |
\---------------------------------/ \------------------------/
/---------------------------------\
| Инструменты, производственный |
| (включая принадлежности) |--------------------\
| и хозяйственный инвентарь | |
\---------------------------------/ |
/---------------------------------\ /------------------------\
| Малоценные предметы на складе |-----------|Производственный и хо-|
\---------------------------------/ |зяйственный инвентарь |
\------------------------/
/---------------------------------\ |
|Малоценные предметы в эксплуата-| |
|тации |--------------------/
\---------------------------------/
/---------------------------------\ /------------------------\
| Библиотечный фонд |-----------| Библиотечный фонд |
\---------------------------------/ \------------------------/
/------------------------\
/-------------------------|Непрозводственные активы|
| \------------------------/
| /------------------------\
/---------------------------------\ |Драгоценности и ювелир-|
| Прочие основные средства |-----------|ные изделия |
\------------------------------------------\ \------------------------/
/---------------------------------\ |
| Рабочий и продуктивный скот | |
\---------------------------------/ | /------------------------\
| \--|Прочие основные средства|
\------------------------------------------------------/
/---------------------------------\
|Белье, постельные принадлежности,|----------------------\
|одежда и обувь на складе |
\---------------------------------/ /------------------------\
| Мягкий инвентарь |
/---------------------------------\ \------------------------/
|Белье, постельные принадлежности,|
|одежда и обувь в эксплуатации |----------------------/
\---------------------------------/
И.В. Алексеева,
консультант
"Бюджетный учет", N 2, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100