Организационно-штатная работа в федеральных судах общей юрисдикции
Развитие и укрепление судебной власти в Российской Федерации, создание условий для осуществления ею независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод граждан и юридических лиц неразрывно связаны с задачей кадрового обеспечения судебной системы.
В последние годы внесены значительные изменения в административное, гражданское, уголовное законодательство Российской Федерации. С 1 июля 2002 г. введены в действие Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. С февраля 2003 г. вступил в силу Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, а с 1 марта 2005 г. - Жилищный кодекс Российской Федерации.
Проводимая в стране правовая реформа обеспечила оптимальные условия для развития таких важных институтов гражданского и уголовного судопроизводства, как институт мировой юстиции, присяжных заседателей. В связи с указанными изменениями в законодательстве существенно увеличился объем работы судей, что потребовало пересмотра подхода к вопросам кадрового обеспечения
В соответствии с федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы сформирован и получает свое дальнейшее развитие институт помощников судей в районных судах.
Указанные обстоятельства существенным образом изменяют характер, цели и задачи кадровой работы и, как составляющей ее части, организационно-штатной работы.
Актуальность вопроса повышения уровня организационно-штатной работы в федеральных судах общей юрисдикции возросла с увеличением численности указанных судов. Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" численность судов общей юрисдикции установлена: судьи судов общей юрисдикции - 23172 единицы, работники аппарата судов - 55677 единиц.
Увеличением численности судов обусловлена необходимость создания в судах общей юрисдикции организационно-штатных структур, которые позволят более эффективно обеспечивать работу судов, поэтому назрела необходимость выделения организационно-штатных вопросов в отдельное направление кадровой работы.
Организационно-штатная работа в судах как один из видов управленческой деятельности, направленной на рациональное и эффективное использование ресурсов, выделяемых судам для выполнения возложенных на них функций и вытекающих из них задач, проводится с целью недопущения нарушений государственной штатной дисциплины, исключения нецелевого использования средств федерального бюджета, разграничения полномочий между работниками аппарата судов, а также определения единого подхода к решению организационно-штатных вопросов.
Организационно-штатная работа в судах общей юрисдикции основывается на принципах законности, научности и объективности.
Законность - строгое соответствие принимаемых решений Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и действующим нормативным правовым актам.
Научность - использование параметров научной методологии при определении обобщающих показателей, на основе которых разрабатываются нормативы штатной численности и организационные структуры федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.
Объективность - принятие организационно-штатных решений на основе всестороннего анализа достоверных показателей и критериев, характеризующих эффективность и объем служебной деятельности.
При ведении организационно-штатной работы в судах необходимо добиваться единого понимания значений используемых терминов и определений, что исключит возможные ошибки и неточности при разработке организационно-штатных документов.
Соблюдение названных принципов при проведении организационно-штатных мероприятий позволит грамотно, научно обоснованно решать вопросы, связанные с внесением изменений и дополнений в структуру и штатное расписание федерального суда общей юрисдикции, иными словами, осуществлять организационно-штатные мероприятия в судах.
К числу основных понятий и документов, используемых при выполнении таких мероприятий, нормативно-правовые акты и сложившаяся практика относят: структуру судов, штатное расписание, лимит численности, штатную численность, фактическую численность, государственную штатную дисциплину.
Структура - это документ, определяющий организационное построение федерального суда общей юрисдикции, отражающий взаимодействие, подчиненность подразделений и должностей.
Штатное расписание - документ, описывающий структуру федерального суда общей юрисдикции и включающий перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов (окладов по ETC).
Лимит численности - предельная численность, выделяемая в установленном порядке для создания и развития структуры федеральных судов общей юрисдикции.
Штатная численность - численность должностей, определяемая штатным расписанием.
Фактическая численность - количество фактически замещенных должностей согласно штатному расписанию.
Государственная штатная дисциплина - точное и неукоснительное выполнение установленного законодательством Российской Федерации порядка разработки, утверждения и внесения изменений в штатные расписания, использования штатной численности по определенному штатным расписанием предназначению.
В Верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов (далее - Верховные суды республик, краевые, областные и равные им суды), окружных (флотских) военных судах организационно-штатную работу осуществляет отдел кадров (кадровое подразделение) либо работник, в обязанности которого входит кадровое обеспечение деятельности соответствующего суда.
В районных судах и гарнизонных военных судах организационно-штатную работу осуществляет кадровое подразделение либо работник, в обязанности которого входит кадровое обеспечение деятельности соответствующего суда совместно с управлением (отделом) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.
Методическое обеспечение и координацию работы по совершенствованию организационно-штатной структуры, согласованию и утверждению численности федеральных судов общей юрисдикции осуществляет Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации через организационно-штатный отдел Управления государственной службы и кадрового обеспечения и органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
При ведении организационно-штатной работы в судах необходимо проводить организационно-штатные мероприятия в целях совершенствования организационных структур с учетом задач, функций и объемов работы, разрабатывать структуру и штатные расписания в соответствии с установленной численностью и фондом оплаты труда.
Председатели федеральных судов общей юрисдикции и начальники управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации принимают решения по изменению структуры соответствующего федерального суда общей юрисдикции или органа Судебного департамента по согласованию с Судебным департаментом, а по другим вопросам организационно-штатной работы принимают решения в пределах своей компетенции.
Разработка штатных расписаний и других организационно-штатных документов в Верховных судах республик, краевых, областных и равных им судах, окружных (флотских) военных судах возлагается на отдел кадров (кадровое подразделение) либо работника, в обязанности которого входит кадровое обеспечение деятельности соответствующего суда.
Верховный суд республики, краевой, областной и равные им суды, окружной (флотский) военный суд разрабатывают и утверждают структуру и штатное расписание по согласованию с Судебным департаментом в соответствии с установленными приказом Судебного департамента лимитной численностью, фондом оплаты труда и ведут учет штатной и фактической численности.
Разработка штатных расписаний и других организационно-штатных документов в районных судах и гарнизонных военных судах возлагается на кадровое подразделение либо работника, в обязанности которого входит кадровое обеспечение деятельности соответствующего суда совместно с управлением (отделом) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.
Районный суд, гарнизонный военный суд утверждают структуру и штатное расписание соответствующего суда по согласованию с начальником соответствующего управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации и ведут учет штатной и фактической численности.
Штатное расписание федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации составляется по единой форме.
При разработке штатного расписания председатели федеральных судов общей юрисдикции руководствуются: Инструкцией по организационно-штатной работе в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального директора Судебного департамента от 31.03.2004 N 38; лимитной численностью, установленной приказом Судебного департамента; выделенным фондом оплаты труда; а также структурой аппаратов Верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, окружных (флотских) военных судов, районных судов и гарнизонных военных судов.
Кроме того, учитываются размеры должностных окладов (тарифных ставок), установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, перечнями государственных должностей федеральной государственной службы согласно Реестру государственных должностей федеральной государственной службы Российской Федерации.
Порядок оформления штатного расписания федерального суда общей юрисдикции следующий:
на титульном листе штатного расписания в строке "Наименование организации" указывается полное наименование федерального суда общей юрисдикции, а также дата и номер документа;
наименование структурных подразделений указывается в последовательности, предусмотренной структурой;
наименование должностей - по старшинству (начальник отдела, заместитель начальника отдела, консультант и т.д.);
классный чин, предусмотренный по занимаемой должности, а для военнослужащих - воинское звание и классный чин, предусмотренные по занимаемой должности;
в штатном расписании разрешается указывать двойные наименования только тех государственных должностей федеральной государственной службы, которые указаны в Реестре государственных должностей федеральной государственной службы Российской Федерации. Двойные наименования должностей разделяются знаком "-". Классный чин (для военнослужащих также воинское звание) и должностной оклад в данном случае устанавливаются по первой должности;
в графе "Количество штатных единиц" указывается количество полных штатных единиц, устанавливаемых по каждой должности;
в конце каждого листа штатного расписания указывается общая цифра "Итого по листу", в конце документа указывается общая цифра "Итого по документу".
Каждое структурное подразделение федерального суда общей юрисдикции рекомендуется располагать на отдельной странице.
Штатное расписание и структура Верховного суда республики, краевого, областного и равного им суда, окружного (флотского) военного суда подписывается начальником отдела кадров (кадрового подразделения) либо работником, в обязанности которого входит кадровое обеспечение деятельности, и главным бухгалтером (бухгалтером) соответствующего суда, согласовывается с Управлением государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента (для военных судов -с Главным управлением обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента), утверждается приказом председателя соответствующего суда.
Штатное расписание районного суда, гарнизонного военного суда подписывается начальником кадрового подразделения либо работником, в обязанности которого входит кадровое обеспечение деятельности, главным бухгалтером (бухгалтером) управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, согласовывается с начальником соответствующего управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, утверждается приказом председателя соответствующего суда.
При заполнении штатного расписания подчистки и исправления не допускаются.
Штатные расписания федеральных судов общей юрисдикции утверждаются приказами соответствующих должностных лиц ежегодно после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, издания приказов Судебного департамента об утверждении численности на очередной год и доведения соответствующих приказов до председателей Верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, окружных (флотских) военных судов и начальников управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
Копии приказов об утверждении штатных расписаний, а также копии согласованных и утвержденных штатных расписаний федеральных судов общей юрисдикции представляются в организационно-штатный отдел Управления государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента ежегодно в течение двух месяцев после получения уведомлений о бюджетных ассигнованиях.
Копии приказов об утверждении штатных расписаний и копии согласованных и утвержденных штатных расписаний окружных (флотских), гарнизонных военных судов представляются также в Главное управление обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента в установленные сроки.
Первые экземпляры штатных расписаний федеральных судов общей юрисдикции хранятся в кадровых службах соответствующих судов.
Согласование штатных расписаний оформляется грифом согласования, который располагается ниже подписей на лицевой стороне последнего листа штатного расписания и включает в себя слово "СОГЛАСОВАНО"; наименование должности лица, с которым согласовывается документ; личную подпись, заверенную печатью; расшифровку подписи и дату согласования.
Изменения в штатные расписания вносятся в соответствии с установленной формой не чаще одного раза в квартал приказами соответствующих должностных лиц.
Изменения в структуры Верховного суда республики, краевого, областного и равных им судов, окружного (флотского) военного суда вносятся не чаще одного раза в квартал приказами соответствующих должностных лиц.
Ведение и хранение документов по организационно-штатным вопросам осуществляется в установленном порядке организационно-штатным отделом Управления государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента, Главным управлением обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента, отделами кадров (кадровыми подразделениями), работниками, в обязанности которых входит кадровое обеспечение деятельности соответствующего федерального суда общей юрисдикции, управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.
Копии приказов по внесению изменений в штатное расписание и структуру Верховного суда республики, краевого, областного и равных им судов, окружного (флотского) военного суда направляются в срок не более месяца в организационно-штатный отдел Управления государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента.
Копии приказов по внесению изменений в штатное расписание районного (городского) суда и гарнизонного военного суда направляются в срок не более месяца в управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.
Сведения о штатной и фактической численности федеральных судов общей юрисдикции направляются в Управление государственной службы и кадрового обеспечения по установленной форме ежеквартально.
Сводный учет штатной и фактической численности федеральных судов общей юрисдикции осуществляет организационно-штатный отдел Управления государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента. Круг должностных лиц, допущенных к ознакомлению со сводным учетом штатной и фактической численности федеральных судов общей юрисдикции, определяет заместитель Генерального директора Судебного департамента.
Не допускается и является нарушением государственной штатной дисциплины:
утверждение штатных расписаний должностными лицами, которые не наделены данными полномочиями;
утверждение штатных расписаний с превышением лимитов численности и фонда оплаты труда, установленных приказом Судебного департамента;
включение в штатное расписание должностей, а также установление должностных окладов, не предусмотренных действующим законодательством;
содержание государственных служащих и других категорий работников на должностях, не предусмотренных штатными расписаниями, и сверх численности, утвержденной в штатных расписаниях.
Нередко при разработке организационно-штатных документов в судах общей юрисдикции допускаются однотипные ошибки, к которым можно отнести следующие:
должности государственного служащего могут быть указаны только двойным наименованием, на самом деле бывают случаи даже тройного наименования;
неправильно обозначается наименование должности государственного служащего и наименование профессий персонала по охране и обслуживанию зданий;
не указывается классный чин или называется классный чин государственного служащего, не соответствующий занимаемой должности, и др.
Контроль за соблюдением государственной штатной дисциплины в судах общей юрисдикции возлагается на контрольно-ревизионное управление и Управление государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента, координирующих между собой эту работу.
Проверки соблюдения государственной штатной дисциплины проводятся в соответствии с планом комплексных, целевых и контрольных проверок. В необходимых случаях Генеральный директор Судебного департамента назначает внеплановые проверки соблюдения штатной дисциплины в федеральных судах общей юрисдикции.
В настоящее время Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации совместно с НИИ "Восход" проводит работу по внедрению в суды общей юрисдикции Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие", одним из разделов которой предполагается подсистема "Кадры".
Указанная подсистема позволит кадровым службам судов более оперативно реагировать на происходящие изменения не только в законодательстве, но и в ведомственных нормативных актах в плане кадровой работы. Она уже апробирована и получила положительные отзывы в г. Санкт-Петербург.
Наряду с этим Судебным департаментом при участии НИИ "Социального страхования" разрабатываются новые нормы нагрузки судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, которые предполагается утвердить уже в 2006 году.
Таким образом, принимаемые меры, на наш взгляд, будут способствовать качественному исполнению кадровыми работниками своих функциональных обязанностей и, в частности, организационно-штатной работы. Эти новшества окажут существенное влияние на работу аппаратов судов, позволят правильно распределять обязанности между судьями и работниками аппаратов судов, рационально использовать штатную численность, создать работоспособную структуру судов и в конечном итоге обеспечить нормальную работу всей судебной системы Российской Федерации.
С.Р. Кирщин,
заместитель начальника Управления государственной службы
и кадрового обеспечения Судебного департамента при
Верховном Суде Российской Федерации
"Российская юстиция", N 8, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организационно-штатная работа в федеральных судах общей юрисдикции
Автор
С.Р. Кирщин - заместитель начальника Управления государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации
"Российская юстиция", 2005, N 8