"Дух Хельсинки" - фундамент мира и сотрудничества в Европе
1 августа 2005 года исполняется 30 лет со времени завершения в столице Финляндии совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), ознаменовавшего решительный поворот к разрядке международной напряженности на Европейском континенте.
Подписанный в Хельсинки главами государств и правительств 33 европейских стран, США и Канады Заключительный акт стал подлинной хартией европейских, да и не только европейских, государств в их взаимоотношениях друг с другом и на мировой арене. Хельсинкское совещание вывело народы континента к фундаменту общеевропейского дома, создало условия для преодоления напряженности в мире, развития стабильных, плодотворных международных отношений.
Общим стержнем, тем главным, что объединило, слило в неразрывное целое всю сумму договоренностей Заключительного акта, является идея мира в Европе. Эта идея четко выражена уже в первых строках хельсинкского документа, где государства-участники преисполнены решимости "расширять, углублять и сделать поступательным и прочным процесс разрядки".
Напомним основное содержание Заключительного акта, его десять принципов отношений между государствами, носящих, подчеркнем, четкий правовой характер:
1) суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету;
2) неприменение силы или угрозы силы против территориальной целостности или политической не зависимости любого государства;
3) нерушимость границ друг друга, как и всех государств в Европе, и обязательство воздерживаться сейчас и в будущем от любого посягательства на эти границы;
4) территориальная целостность государства;
5) мирное урегулирование споров путем переговоров, посредничества, арбитража;
6) невмешательство во внутренние дела других государств;
7) уважение прав человека и основных свобод,
включая свободу мысли, совести, религии и убеждений;
8) равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;
9) сотрудничество между государствами на равноправной основе с целью содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям, международному миру, безопасности и справедливости;
10) добросовестное выполнение государственных обязательств по международному праву.
Такого всеохватывающего комплекса норм поведения государств еще не удавалось выработать ни на одном континенте, ни в одном регионе мира. В этом - историческое значение Хельсинкского общеевропейского процесса. Он впервые позволил создать механизм взаимодействия в области безопасности и сотрудничества, в сфере политической, военной, экономической, правовой и духовной жизни.
Важно также отметить, что все, что записано в Заключительном акте, должно выполняться в том объеме, как это им предусмотрено, без выборочного подхода и каких-либо исключений. Не следует скрывать, что в иных зарубежных странах после Хельсинки появились утверждения о том, что, мол, этот документ не имеет юридической силы, что зафиксированные в нем договоренности необязательны для выполнения. Однако попытки дискредитировать документы общеевропейского совещания несостоятельны. Дело в том, что зафиксированные в них принципы подтверждают уже имеющие юридическую силу соответствующие положения двусторонних межгосударственных договоров и других документов, подписанных в предшествующие годы Францией, ФРГ, США, Великобританией, Италией, Канадой и другими странами с Советским Союзом и государствами Восточной Европы. Их осуществление уже способствовало созданию в Европе атмосферы доверия, уверенности в свободном, мирном развитии каждой страны. Таким образом, хельсинкский итоговый документ базируется на основе ранее заключенных соглашений. Теперь, после совещания, их юридическая сила получила коллективное подтверждение, так сказать - общеевропейскую санкцию.
Заключительный акт общеевропейского совещания, последующие документы СБСЕ стали первыми в истории документами, в которых содержится специальный раздел о сотрудничестве в гуманитарных и других областях между странами с различным общественным строем. Взгляните на 7-й принцип хельсинкских договоренностей. Принимая его, страны-участницы заявили о своем намерении "поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития".
Переговорный процесс СБСЕ по гуманитарным проблемам был, пожалуй, наиболее напряженным. Не будем забывать, что на совещания съезжались представители стран разных формаций, разных, даже противостоящих друг другу идеологий, военно-политических объединений, что мир жил в условиях "холодной войны", недоверия и враждебных информационных кампаний. Добавим, что именно в гуманитарную сферу были включены такие острейшие в тот период проблемы, как права человека, контакты между людьми, свобода передвижения, доступ к информации, свобода СМИ, и ряд других проблем, касающихся жизни, прав и положения человека в обществе, в своей совокупности получивших название "третьей корзины" СБСЕ. А гуманитарно-правовые ценности, имеющие общечеловеческое значение, приобрели новое звучание, официальный статус -"человеческое измерение".
"Человеческое измерение" для некоторых стран, и не в последнюю очередь для тогдашнего СССР, было сложным, а то и неприятным для решения явлением. А нужно было отрешиться от многих старых предрассудков и стереотипов. Нужно было политически и психологически привыкать к тому, что сотрудничать в решении сложных случаев гуманитарного характера не "унизительно" и не "опасно", что выявление несоответствия наших законов международным обязательствам (а это обычное явление и для западных стран, из которого не делается трагедия) требует безусловной готовности изменить отечественное законодательство, а не отстаивать честь мундира.
Ради безопасности и сотрудничества нужно было многое преодолевать, идти от конфронтации к взаимопониманию и конструктивному взаимодействию. Где-то наступать и на "собственную песню". И здесь решающую роль сыграл компромисс.
Кстати, благодаря поискам и выработке компромиссных решений на СБСЕ, мы сегодня имеем то, что стало нормой жизни. К примеру, проблема защиты прав и свобод граждан была признана универсальной. Не проблемой одного Востока или одного Запада, а именно всеобщей, когда стороны имеют и свои достижения, и свои упущения и когда требуются универсальные усилия для защиты прав и свобод.
По настоянию нашей страны и поддержавших нас государств Западом была подтверждена концепция единства и равнозначности всего комплекса прав человека - гражданских, политических, социальных, экономических, культурных. Наконец, еще одно важное компромиссное положение, касающееся сочетания суверенных прав государств с их долгом выполнять международные обязательства. Все участники, говорится в Венском итоговом документе СБСЕ, "будут уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы, административные правила, практику и политику. Осуществляя эти права, они будут обеспечивать, чтобы их законы, административные правила, практика и политика сообразовывались с их обязательствами по международному праву и были гарантированы обязательствами по СБСЕ".
Нет надобности говорить, насколько важны эти положения в решении внутренних проблем и во внешнеполитических отношениях. Скажем, в области международного права стало уже обычным явлением включение в преамбулы межгосударственных договоров ссылку на соответствующие их содержанию хельсинкские договоренности.
Да, Европейский процесс - это целая программа договоренностей и обязательств, охватывающих политические, военные, экономические, научно-технические и гуманитарные аспекты сотрудничества. Столица нашего северного соседа положила начало тому, что поныне называется хельсинкским общеевропейским процессом. После Хельсинки состоялись Белградская, Мадридская, Венская встречи стран-участниц СБСЕ, согласно предписаниям Итоговых документов этих встреч - десятки совещаний, симпозиумов, конгрессов. К примеру, в Стокгольме решались проблемы безопасности и разоружения, в Софии - вопросы защиты окружающей среды. В Лондоне был проведен информационный форум, в Париже, Копенгагене и Москве - конференции по так называемому человеческому измерению сотрудничества, в ходе которых решалось немало и юридических, правовых вопросов. На Мальте собирались эксперты, определявшие параметры системы по мирному урегулированию споров. А в Кракове - по культурному наследию. В начале 90-х годов в Осло был проведен семинар экспертов по демократическим институтам для обсуждения путей и средств консолидации и укрепления жизнеспособных демократических институтов в государствах-участниках, включая сравнительное изучение законодательства в области прав человека основных свобод. В Женеве было организовано совещание экспертов по вопросам национальных меньшинств. На нем шло углубленное обсуждение вопроса национальных меньшинств и прав принадлежащих к ним лиц с уделением должного внимания разнообразия и лежащим в их основе правовым, историческим, политическим и экономическим факторам.
Концепция "человеческого измерения" хельсинкского процесса включает в себя комплекс прав человека, тематику гуманитарного сотрудничества, комплекс интересов личности.
Уже никто не отрицает, что от состояния дел в гуманитарной сфере, от устранения существовавших, а кое-где и существующих еще завалов во многом зависит налаживание подлинно цивилизованных, корректных норм международного общения, благоприятная нравственная атмосфера взаимного уважения, большего доверия и терпимости, поступательное развитие европейского процесса.
В документах СБСЕ, ставших политическими обязательствами, указывается, что "правовое государство означает не просто формальную законность, но и справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности".
Принятая в ходе Хельсинкского процесса на Парижском совещании глав государств и правительств стран-участниц СБСЕ (1990 г.) "Хартия для новой Европы" стала своеобразным кодексом новой общности ценностей, закрепив такие высокие гуманитарные стандарты, как верховенство закона, права человека на жизнь, собственность, социальные права, свободу мысли, совести, вероисповедания, ассоциаций и мирных собраний, передвижения, как недопущение произвола правоохранительных органов государства в отношении личности, запрет пыток и других видов жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания, как право человека на культурное наследие, свободные контакты между людьми. Четко провозглашен принцип верховенства прав человека над суверенитетом государства.
Особо заметные в этой области договоренности были достигнуты на совещании Конференции по человеческому измерению СБСЕ в Копенгагене, где значились такие вопросы: "Верховенство закона и демократические институты"; "Меньшинства"; "Индивидуальные права, основные свободы, контакты между людьми и связанные с этим гуманитарные вопросы". В датской столице были приняты такие, на наш взгляд очень важные, решения, на которые должны ориентироваться страны - члены ОБСЕ, как: - приглашение иностранных наблюдателей за ходом национальных выборов (без права вмешиваться в этот процесс);
- подотчетность исполнительной власти избранным законодательным органам или избирателям;
- четкое разделение между государством и политическими партиями при праве отдельных лиц и групп лиц создавать в условиях свободы свои политические партии или организации.
Можно выделить и такие пункты, как провозглашение независимости судей и беспристрастное функционирование государственной судебной системы, подотчетность вооруженных сил и полиции гражданским властям, осуществляющим контроль над ними. Определены эффективные средства правовой защиты каждого человека, в том числе лиц, содержащихся под стражей или в заключении. Кстати, именно в датской столице на упомянутой конференции ее участники обсудили и согласились рассмотреть вопрос о введении альтернативной службы, формы которой "в принципе не будут связаны со службой в боевых частях или будут иметь гражданский характер, будут общественно полезными и не будут носит характер какого-либо наказания".
Важный правовой аспект общеевропейского процесса - взятие государствами на себя обязательств защищать этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность национальных меньшинств. Среди этих обязательств:
- борьба с дискриминацией по признакам расы, этнического происхождения, нетерпимости и ксенофобии в отношении трудящихся-мигрантов;
- запрет актов, представляющих собой подстрекательство к насилию, основанному на национальной, расовой, этнической дискриминации, враждебности или ненависти.
Государства призывались принять меры к участию трудящихся-мигрантов в их общественной жизни, обсуждать все их проблемы, связанные с пребыванием в стране, в частности вопросов о знакомстве с языком и общественной жизнью государства.
Интересна и такая статья Венского итогового документа. Государства обязывались "обеспечивать, чтобы лица, принадлежащие к национальным меньшинствам или региональным культурам на их территории, могли сохранять и развивать свою собственную культуру во всех ее аспектах, включая язык, литературу и религию, и чтобы они могли сохранять свои культурные и исторические памятники и объекты".
Интересно, знакомы ли с этим уложением нынешние власти в Украине, принимавшей участие во всех совещаниях и форумах хельсинкского процесса, выработке его документов, в том числе и упомянутого? И почему на фоне ущемления в нашем ближнем зарубежье интересов наших соотечественников мы почти не говорим о попрании международных документов общеевропейских совещаний?
Или еще. Напомним об обязательстве обеспечивать на практике представителям национальных меньшинств возможности распространять информацию на своем родном языке, иметь к ней доступ и обмениваться ею.
Спрашивается, что мешает нашим депутатам в Думе или Прокуратуре со ссылкой на общеевропейские соглашения - СБСЕ и Совета Европы -обратить внимание некоторых наших соседей на несоблюдение ими международных документов и потребовать ответа, в том числе и на международном уровне?
А теперь о некоторых нынешних любителях ревизовать хельсинкские договоренности в области большой международной политики и права. Вначале процитируем Заключительный акт: "Государства-участники рассматривают, как нерушимые, все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и потому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они будут соответственно воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника". Сегодня, когда в некоторых прибалтийских столицах (кстати, провозгласивших в своей политике соблюдение "духа Хельсинки") выдвигаются требования к России перекроить существующие границы между странами, устроить новый территориальный передел, что есть не что иное, как притащить в строение европейского дома бомбовый заряд...
Впервые в документах СБСЕ дано существенное толкование понимания свободы личности исповедовать религию или веру. Теперь документально почти в полутора десятках пунктов зафиксированы такие положения, как уважение прав религиозных объединений, в том числе их право основывать и поддерживать свободно доступные места богослужений или собраний; право выбирать, назначать и заменять персонал согласно своим требованиям и стандартам; право давать и получать религиозное образование на языке по своему выбору индивидуально или совместно с другими; право концессий участвовать в общественном диалоге, в том числе и через СМИ.
Были объявлены возможными контакты, поездки, паломничество священнослужителей и граждан, их участие в собраниях и других религиозных мероприятиях, приобретать, получать и везти с собой религиозные публикации и предметы культа, относящиеся к исповедованию их религии или веры. А сколько в свое время можно было иметь неприятностей, если на совгранице у тебя обнаружится Библия?!
Впервые в практике СБСЕ записано право лиц наблюдать за осуществлением и способствовать выполнению положений документов совещаний. Тем самым, обратите внимание, была подтверждена правомерность деятельности различных общественных групп, к примеру, так называемых "хельсинкских групп", бывших в свое время даже объектом преследования в СССР и некоторых других странах. Им приписывалась враждебная социализму деятельность.
Впоследствии важным и концептуально новым элементом по итогам, например, Венской встречи явилась договоренность о своего рода мерах доверия в гуманитарной сфере - о создании контрольного механизма, с помощью которого государства-участники могут обмениваться информацией, мнениями и даже претензиями друг к другу в связи с практической реализацией принятых на себя обязательств. Созданы Бюро по демократическим институтам и правам человека СБСЕ (БДИПЧ), учрежден пост Верховного комиссара по делам национальных меньшинств. Верховному комиссару поручено обеспечивать "раннее предупреждение" и "срочные действия" в отношении напряженных ситуаций, связанных с проблемами национальных меньшинств, которые способны перерасти в конфликт в районе ОБСЕ и требуют внимания и действий руководящих органов организации.
Область прав человека долго была раздражителем в отношениях между Востоком и Западом. Теперь уж мы не скрываем важной стороны внутриполитической деятельности времен общеевропейских совещаний, содержание которых не всем нравилось в тогдашнем руководстве СССР, усмотревшем в их решениях угрозу для тяжеловесных догм коммунистической идеологии. Но была проявлена мудрость отряда наших людей, их тактический маневр: через наши обязательства в рамках ОБСЕ отходить от идеологической ортодоксальности, от философии закрытого общества, внедрять в нашу жизнь не лозунговые, а практически необходимые основы таких понятий, как разрядка напряженности, права человека, демократизация общества. Большим достижением на этом пути, если помнит читатель, стало включение в 1977 году 10 принципов хельсинкского Заключительного акта в Конституцию СССР.
Но это не единственный шаг.
В связи с рождением документов общеевропейских совещаний в нашей стране сразу потребовались рассмотрение и подготовка почти 50 законопроектов по широкому спектру вопросов прав человека. Почти все они уже приняты и действуют, отвечают высоким международным стандартам: по основам уголовного законодательства (например, отмене или изменении форм наказаний, исключении из старого УК целого ряда статей - 190,70, - носящих репрессивно-политический характер); по решению трудовых конфликтов; о выезде из нашей страны и въезде в нее наших граждан; о реформе системы психиатрического лечения; о свободе совести и религиозных организациях; об общественных объединениях; о печати и других средствах массовой информации (это мы постараемся рассмотреть отдельно) и т.д.; о статусе пребывания иностранцев на территории СССР/РФ.
В стране начался мощный процесс совершенствования и обновления законодательства в соответствии с международными стандартами и обязательствами, корректировка практики нашей внутренней и внешнеполитической жизни.
Десяткам министерств, ведомств и организаций нашей страны было поручено заняться подготовкой предложений по внесению изменений в отечественное законодательство и выработкой нормативных актов, регулирующих осуществление прав человека и основных свобод, по ряду других вопросов. Они предусматривали решение проблем по свободе передвижения и выбору местожительства, о доступе к информации, копировальной технике и новым средствам связи (на это тоже были доморощенные запреты!), о положении иностранцев на нашей земле, о присоединении нашей страны к международным актам в области прав человека и т.д.
Положено начало развитию договорно-правовой базы двусторонних и многосторонних обменов в области культуры и образования (принципиально новые соглашения в сфере молодежных связей, контакты и обмен между школьниками, творческие связи и т.д.). Были приняты меры по решению в гуманном и позитивном духе вопросов о воссоединении семей и заключении смешанных браков, об эмиграции.
Кстати, проблемы эмиграции имеют и свой особый аспект. За рубежом проживают миллионы наших соотечественников. Многие из них тянутся к Родине, желали бы восстановить с ней связь. Помимо чисто психологического поворота к этим людям потребовалось и принятие ряда правовых решений в интересах как этих граждан, так и нашего государства - забота о сохранении исторических корней и культурном наследии.
Еще один осуществленный практический шаг по реализации договоренностей общеевропейского процесса - решение нашей страны о снятии оговорок и, соответственно, о признании обязательной юрисдикции международного суда ООН по конвенциям о предупреждении преступлений геноцида, о политических правах женщин, о ликвидации всех форм расовой дискриминации и некоторым другим общепринятым соглашениям в области прав человека и основных свобод.
Хотелось бы задержаться еще на одном вопросе, ставшем практическим воплощением общеевропейских совещаний в международном переговорном процессе. Небезынтересна и ставшая регулярной и, прямо скажем, поучительная традиция организационной схемы совещаний СБСЕ. У этой системы три этапа: обсуждение хода реализации хельсинкских договоренностей по всем направлениям и во всех государствах-участниках (на этой стадии делегации отчитываются о том, что сделано в их странах по выполнению предыдущих решений); затем наступает этап внесения официальных предложений на будущее (помнится, в Вене делегациями было внесено 160 таких письменных предложений) и, наконец, этап составления и редактирования Итогового документа встречи - самый, пожалуй, трудный.
Он, этот этап, затягивался на месяцы, хотя работа зачастую шла по 10-12 часов в сутки с участием не только дипломатов, но и многочисленных экспертов - военных, ученых, юристов, представителей МВД и Внешторга, министерств культуры, образования и СМИ. Большинство договоренностей рождалось в трудной и затяжной борьбе, в столкновении разных уровней заинтересованности, компетентности и даже искренности, при противоборстве подходов к той или иной проблеме.
Заметим, что такой порядок обсуждения проблем применяется и теперь в практике проведения почти всех международных форумов, он стал привычным в работе национальных форумов многих стран.
30 лет со дня проведения Хельсинкского совещания, положившего начало европейскому процессу по безопасности и сотрудничеству в Европе, - историческое событие, необыкновенно важное и новое по своему характеру. Коллективными усилиями государств были заложены основы разрядки, показавшей свое неоспоримое преимущество для всех. В год 60-летия Победы над германским фашизмом важно отметить, что, подводя черту под Второй мировой войной, общеевропейские совещания закрепили достигнутыми на них договоренностями право народов Европы на прочный мир. За этот период на Земле и в Европе произошли и происходят значительные перемены, развиваются новые явления, преобразующие структуру международных отношений, внутригосударственных преобразований в направлении, указанном общеевропейским совещательным процессом. "Дух Хельсинки" прочно вошел в жизнь Европы. Принципы Хельсинки - в политической жизни многих других стран мира.
Ю.А. Поляков,
профессор МГИМО МИД РФ, Комитет РФ
по международной программе развития коммуникаций ЮНЕСКО
"Российская юстиция", N 8, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Дух Хельсинки" - фундамент мира и сотрудничества в Европе
Автор
Ю.А. Поляков - профессор МГИМО МИД РФ, Комитет РФ по международной программе развития коммуникаций ЮНЕСКО
"Российская юстиция", 2005, N 8