Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 29 июня 2005 г. N КА-А40/5554-05
(извлечение)
Резолютивная часть объявлена 22 июня 2005 г.
ЗАО "Рустехинвентаризация" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании решения об отказе в аккредитации заявителя на осуществление технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, оформленного протоколом заседания Комиссии Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) по вопросам аккредитации от 15.11.04 г. N 3, утвержденного приказом Роснедвижимость от 19.11.04 г. N П\85.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.05 г. заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу, что требования Общества отвечают Постановлению Правительства РФ от 10.09.04 г. N 477, а также Положению об аккредитации. Суд пришел к выводу, что при подаче заявления на аккредитацию Обществом соблюдены все необходимые требования, представлены документы, подтверждающие право на аккредитацию. Кроме того, су пришел к выводу, что из п. 2.1 Положения об аккредитации, с учетом требований Постановления Правительства РФ N 477 от 10.09.04 г. следует, что у Общества не должно быть архива, а должна иметься возможность на ведение архива.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.05.05 г. решение суда оставлено без изменения. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции. Кроме того, суд апелляционной инстанции указал на то, что внесение изменений Постановлением Правительства РФ N 141 от 19.03.05 г. в отдельные акты, касающиеся вопросов осуществления технического учета и инвентаризации, не влияет на право коммерческих организаций вести подобного рода деятельность, поскольку отсутствует прямой запрет.
Роснедвижимость обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, поскольку полагает, что судом не применены нормы права, подлежащие применению, а именно: Постановление Правительства РФ "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", ФЗ "Об архивном деле", Жилищный кодекс РФ. Кроме того, судом допущено неправильное толкование норм права.
В судебном заседании представители Роснедвижимости поддержали доводы кассационной жалобы.
Общество возражает против удовлетворения жалобы, поскольку считает состоявшиеся судебные акты по делу законными, обоснованными, отвечающими обстоятельства дела. Просит оставить решение и постановление апелляционной инстанции без изменения по мотивам, изложенным в отзыве.
Заслушав доводы сторон по кассационной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность вынесенных судебных актов в порядке, установленном ст. 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты первой и апелляционной инстанции подлежат отмене.
Как установлено судами Общество на основании Постановления Правительства РФ от 10.09.04 г. 09.11.04 г. обратилось в Роснедвижимость с заявлением об аккредитации в качестве организации технической инвентаризации.
22.12.04 г. Роснедвижимость вынесено письмо, которым Обществу отказано в аккредитации на осуществление технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности в связи с несоответствием требованиям Положения "Об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности" (далее - Положение), утвержденного приказом Минэкномразвития России от 19.10.04 г.
Поскольку Общество полагало, что оно отвечает всем требованиям, предъявляемым к организациям технической инвентаризации, оно обратилось за защитой своих прав в суд. Согласившись с доводами Общества, суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили требования о признании недействительным отказа Роснедвижимости в аккредитации Общества.
Порядок аккредитации организаций технической инвентаризации установлен Положением, разработанным на основании постановления Правительства РФ от 10.09.04 г. N 477.
Как следует из пункта 2.1 Положения к организациям для ее аккредитации на проведение технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности установлены следующие требования: обеспечение организацией ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию, в соответствии с требованиями постановления правительства РФ от 13.10.97 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; наличие у организации специального оборудования, позволяющего осуществлять деятельность по технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Для получения аккредитации организацией Положение предполагает представление справки ОТИ о материально-технической обеспеченности, справку о ведении (описи) архива, в том числе учетно-технической, оценочной и правоустаналивающей документации, подтверждавшая ведение архива в соответствии с Постановлением правительства РФ от 13.10.97 г. N 1301 и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Данные положения означают, что одним из требований Положения является обеспечение организацией ведения архивного дела, т.е. наличие архива, а не предполагается, как утверждает суд возможность организации вести архива.
Как следует из Положения, одним из условий аккредитации является наличие отвечающего требованиям законодательства Российской Федерации архива.
В соответствии с п. 13 Положения об о организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.12.00 г. N 921, технические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая документация по объектам учета, включая регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, образуют архивные фонды.
В соответствии со статьей 5 ФЗ "Об архивном деле" в состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождение, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинником, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.
Согласно статьи 18 ФЗ "Об архивном деле" документы Архивного фонда РФ хранятся в государственных архивах, музеях, библиотеках т организациях Российской академии наук; временно в государственных органах, государственных организациях, создаваемых им архивах в случае наделения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся в государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования.
Из вышеизложенных норм следует, что круг организаций, в которых могут храниться архивные документы, относящиеся в государственной части Архивного фонда, определен как государственные или муниципальные организации. В организациях иных организационно-правовых форм хранение архивных документов, относящихся в государственной части Архивного фонда РФ и являющихся федеральной собственностью, законодательными и иными нормативными актами не предусмотрено.
В соответствии с требованиями статьи 5 Жилищного кодекса РФ (введенного в действие с 1 марта 2005 г.) жилищное законодательство состоит, в том числе, из постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Статья 19 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ, который в настоящий момент установлен Постановлением Правительства РФ от 13.10.97 г. N 1301.
Статья 19 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию.
Статьи 1 и 57 Градостроительного кодекса РФ устанавливают, что органы местного самоуправления осуществляют предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности об объектах капитального строительства организацию по учету объектов недвижимого имущества и орган по учету государственного и муниципального имущества.
Таким образом, требования, предъявляемые к организациям технической инвентаризации, соответствие которых устанавливается Роснедвижимостью при проведении аккредитации, направлены на реализацию государственной политике по защите конституционных прав на жилище, права собственности на имущество, в связи с чем вопрос об аккредитации должен рассматриваться не только исходя из норм Положения, но иных законодательных и нормативных актов.
Поскольку пункт 2.1 Положения устанавливает обязанность ведения архива не только в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 13.10.97 г. N 1301, но и в соответствии с требованиями иных нормативно-правовых актов РФ, то есть, суды неправомерно не применили нормы законов, регулирующих ведение архива, а также нормы законом, в которых идет речь о техническом учете и технической инвентаризации, которые позволяют прийти к выводу, что Роснедвижимостъ обоснованно отказала в аккредитации Обществу в качестве организации, осуществление технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности.
Постановлением Правительства РФ о 01.03.05 г. N 141 внесены изменения в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам осуществления технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности.
Данным постановлением изменен подпункт "б" Постановления Правительства РФ от 10.09.04 г. N 477, который изложен в следующей редакции: "до принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по правилам, утверждаемым указанным Министерством".
С учетом данных изменения, не предполагается аккредитация негосударственных организаций в качестве организаций технической инвентаризации. Данные обстяотельства необоснованно не были учтены судом апелляционной инстанции.
Доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат вышеназванным нормам Жилищного кодекса РФ, ФЗ "Об архивной деятельности".
С учетом изложенного решение арбитражного суда первой инстанции и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене. Поскольку судами первой и апелляционной инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, но имело место неправильно применение нор материального права, суд кассационной инстанции считает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.05 г. по делу N А40-705/05-17-8, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.05.05 г. N 09АП-4064/05-АК отменить.
В удовлетворении заявления ЗАО "Рустехинвентаризация" о признании незаконным решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости об отказе в аккредитации ЗАО "Рустехинветразиация", оформленного проколом заседания Комиссии Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по вопросам аккредитации от 15.11.04 г. N 3, утвержденного приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 19.11.04 г. N П\85 отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 июня 2005 г. N КА-А40/5554-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании