Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 июня 2005 г. N КА-А40/5487-05
(извлечение)
ООО "Классикус" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Земельной административной комиссии Московского земельного комитета от 13.01.05 N 0007-07-12 (дело N 20/04) о привлечении к ответственности, установленной ч. 2 ст. 42 Закона г. Москвы от 14.05.03 N 27 "О землепользовании и застройке в г. Москве".
Решением названного арбитражного суда от 02.03.05, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.05, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как несоответствующие требованиям п. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации, ст. 1.7 КоАП РФ. Также указало на неправильное применение судом распоряжения мэра г. Москвы от 21.05.1993 "О повышении ответственности за несоблюдение сроков строительства и реконструкции объектов при освоении земельных участков в г. Москве".
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседаний представитель общества поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель Департамента земельных ресурсов г. Москвы просил жалобу отклонить, считая обжалованные по делу судебные акты законными и обоснованными.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит подлежащими отмене принятые по делу акты суда первой и апелляционной инстанции по следующим основаниям.
На основании договора от 15.02.01 N М-07-504405 ООО "Классикус" предоставлен в арендное пользование земельный участок площадью около 400 кв.м. по адресу г. Москва, ул. Ивана Франко, вл. 24 для строительства и дальнейшей эксплуатации временного технического поста по замене и сбору отработанных автомобильных масел.
24.11.04 госземинспекция провела проверку указанного земельного участка, в ходе которой установила, что участок не занят, не огорожен и не используется. Результаты проверки зафиксированы в акте от 24.11.04, протоколе об административном правонарушении от 24.11.04 N 0370-07-12, на основании которых 13.01.05 Земельная административная комиссия Москомзема вынесла постановление N 0007-07-12 о привлечении общества к ответственности за длительное неосвоение земельного участка, предусмотренной ч. 2 ст. 42 Закона г. Москвы от 14.05.03 N 27 "О землепользовании и застройке в г. Москве" в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Общество не согласилось с указанным постановлением и оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой и апелляционной инстанции признал доказанным факт совершения обществом правонарушения и посчитал правомерным применение к нему наказания. При этом указал, что Закон г. Москвы от 14.05.03 N 27 улучшает положение лица, привлекаемого к ответственности, т.к. увеличивает срок неосвоения земельного участка до 3 лет, имеет обратную силу и распространяется на правоотношения, возникшие до вступления его в действие. Суд отметил, что трехлетний срок неосвоения земельного участка следует исчислять с 26.03.01 - даты регистрации договора Московским комитетом по регистрации прав. На момент его истечения - 26.03.04 - Закон г. Москвы N 27 вступил в силу и подлежал применению.
Вывод суда первой и апелляционной инстанции является ошибочным.
По своей правовой природе выявленное правонарушение является административным.
В соответствии с п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Распоряжение мэра Москвы от 21.05.1993 (с изменениями) "О повышении ответственности за несоблюдение сроков строительства и реконструкции объектов при освоении земельных участков в г. Москве", установившее ответственность за превышение нормативных либо установленных правительством Москвы сроков строительства, реконструкции и реставрации объектов или неосвоение более двух лет предоставленных земельных участков, с 01.07.02 - момента вступления в действие КоАП РФ не подлежало применению, т.к. в силу ст. 1.1 этого Кодекса не относится к числу законодательства об административных правонарушениях.
Закон г. Москвы от 14.05.03 N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве", предусматривающий наложение штрафа за неосвоение земельного участка более трех лет или в сроки, установленные договором аренды земельного участка, вступил в силу 26.06.03.
Ссылка суда первой инстанции на ч. 1 п. 1.7 КоАП РФ, предусматривающую возможность придания обратной силы закону, улучшающему положение привлекаемого к административной ответственности лица, в данном случае является неправильной.
Закон г. Москвы от 14.05.03 N 27 является новым актом субъекта Российской Федерации, устанавливающим административную ответственностью за указанные в нем правонарушения, напрямую не связан с распоряжением мэра Москвы от 21.05.1993 N 336-РМ, действие которого прекратилось с 01.07.02.
В данном случае подлежали применению п. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, устанавливающие, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Поэтому на правоотношения, возникшие до вступления в силу Закона г. Москвы от 14.05.03 N 27, этот Закон не распространяется.
Указанный Закон связывает применение ответственности со сроком неосвоения земельного участка.
В силу положений п. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ этот срок должен исчисляться с момента вступления Закона в силу, а не с даты заключения и регистрации договора аренды земельного участка.
На момент привлечения общества к ответственности на основании ч. 2 ст. 42 Закона г. Москвы от 14.05.03 N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве" не истек трехгодичный срок неосвоения земельного участка, с которым Закон связывает применение наказания.
При изложенных обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене как несоответствующие требованиям законодательства.
Поскольку по делу не требуется собирания и исследования новых доказательств, суд кассационной инстанции находит возможным вынести новое решение по делу о признании незаконным и отмене оспариваемого по делу постановления Земельной административной комиссии Москомзема от 13.01.05 N 0007-07-12.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.03.05 по делу N А40-5462/05-119-52, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.05 N 09АП-3403/05-АК по тому же делу отменить.
Признать незаконным и полностью отменить постановление Земельной административной комиссии Москомзема от 13.01.05 N 0007-07-12.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 июня 2005 г. N КА-А40/5487-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст постановления в извлечениях и тезиса к нему опубликован в журнале "Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", 2005 г., N 4
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст постановления в извлечениях опубликован в журнале "Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", 2006 г., N 4