Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 4 июля 2005 г. N КА-А41/5712-05
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Тикад" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ИФНС РФ по г. Подольску N 5036042860 от 09.08.2004 г., которым оно привлечено к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением.
Решением арбитражного суда Московской области от 11 марта 2005 г. заявленные требования удовлетворены. При этом суд исходил из того, что административный орган нарушил порядок привлечения к административной ответственности, так как общество не было извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Не согласившись с судебным актом, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить как принятое с нарушением ст. 14.5 КоАП РФ, ФЗ от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ.
По мнению инспекции, суд неправомерно удовлетворил требования общества и признал оспариваемое постановление незаконным, поскольку процессуальные нарушения, допущенные при производстве дела об административном правонарушении, не могут являться основанием для отмены правильного по существу постановления. Не соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам вывод суда о том, что лицо, привлекаемое к ответственности, не было извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Общество привлечено к ответственности инспекцией правомерно и основания для признания постановления налогового органа незаконным отсутствовали. Противоположный вывод суда неправомерен.
В судебное заседание кассационной инстанции представители инспекции, ООО "Тикад" не явились, о дне и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.
Проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения арбитражным судом Московской области норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Вывод суда первой инстанции о неправомерности постановления инспекции о привлечении общества к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ является правильным, соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам, поскольку ответчиком не соблюден порядок привлечения лица к административной ответственности.
Как установлено судом, постановлением от 09.08.2004 г. N 5036042860 общество привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ в виде административного штрафа.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Вместе с тем, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности составлены в один день (09.08.2004 г.), что нарушает права лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку оно было лишено возможности представить доказательства, воспользоваться юридической помощью.
При таких обстоятельствах привлекаемое к административной ответственности лицо нельзя считать надлежаще извещенным о времени и месте составления протокола, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Тем самым указанное лицо лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Нарушение процедуры привлечения к административной ответственности является самостоятельным основанием для признания постановления незаконным и отмене.
Выводы суда соответствуют установленным им фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, получившим всестороннюю оценку суда.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение арбитражного суда Московской области от 11 марта 2005 года по делу N А41-К2-18808/04 оставить без изменения, кассационную жалобу МРИ ФНС РФ N 5 по Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 июля 2005 г. N КА-А41/5712-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании