Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 6 июля 2005 г. N КА-А40/5795-05
(извлечение)
ЗАО "Производство продуктов питания" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения ИМНС РФ N 10 по ЦАО г. Москвы N 10-54/440 от 19.12.2003 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2005 г. в удовлетворении требований ЗАО "Производство продуктов питания" отказано со ссылкой на то, что решение Инспекции на день его вынесения законно и обоснованно, при этом суд исходил из того, что Обществом не были представлены документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов в соответствии со ст. 171 Налогового кодекса РФ, кроме того, Инспекцией было направлено требование от 03.10.2003 г. N 10-48/22902 о предоставлении документов.
Кроме того, судом в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ произведена процессуальная замена ИМНС РФ N 10 по ЦАО г. Москвы на правопреемника ИФНС РФ N 10 по г. Москве.
В апелляционном производстве дело не рассматривалось.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст.ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Общества, которое просит решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2005 г. отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что решение суда незаконного, а именно, по мнению Общества, суд посчитал документы, представленные Обществом в материалы дела и переданные Инспекции не имеющими значения; применение вычетов по НДС не ставится в зависимость от представления в налоговый орган счетов-фактур или иных документов, ст.ст. 88, 171, 172, 174 Налогового кодекса РФ не предусматривают обязанности налогоплательщика по представлению тех или иных документов, а в случае если каких-либо документов недостаточно, налоговый орган истребует их в порядке ст. 88 Налогового кодекса РФ; счета-фактуры не являются документами, служащими основанием для исчисления и уплаты НДС, поскольку декларация по НДС составляется на основании иных документов, Инструкция по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденная Приказом МНС РФ от 21.01.2002 г. N БГ-3-03/25 не предусматривает представление счетов-фактур.
Представители Общества, присутствовавший в судебном заседании на удовлетворении кассационной жалобы на настаивают по основаниям, изложенным в жалобе.
Представители Инспекции просят решение суда оставить без изменения, указав в представленном отзыве на кассационную жалобу на то, что Обществом в нарушение ст. 172 Налогового кодекса не были представлены документы, подтверждающие налоговые вычеты.
Представителем Инспекции заявлено ходатайство о замене ответчика Инспекции МНС РФ N 10 по ЦАО г. Москвы на правопреемника ИФНС РФ N 10 по г. Москве.
Суд, совещаясь на месте, счел возможным ходатайство о процессуальном правопреемстве и замене ИМНС РФ N 10 по ЦАО г. Москвы на ИФНС РФ N 10 по г. Москве удовлетворить, в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, изложенные в отзыве, проверив правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены судебного акта не имеется.
Как установлено судом первой инстанции, Общество представило в Инспекцию МНС РФ N 10 по г. Москве налоговую декларацию по НДС за август 2003 г., в соответствии с которой к вычету предъявлена сумма НДС в размере 5 584 906 руб.
По результатам проверки принято решение N 10-54/440 от 19.12.2003 г. которым отказано в возмещении налога на добавленную стоимость за август 2003 г. в сумме 5 584 906 руб., со ссылкой на то, что документы, подтверждающие налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Налогового кодекса РФ, несмотря на требование ИМНС N 10-48/22902 от 03.10.2003 г. не были представлены Обществом.
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса РФ, на установленные указанной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ.
В силу п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Налогового кодекса РФ производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиков товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 ст. 171 Налогового кодекса РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено указанной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 Налогового кодекса РФ и при наличии соответствующих первичных документов.
Суд обоснованно установил, что налогоплательщиком представлена в Инспекцию налоговая декларация за август 2003 г., при этом, первичные документы по налоговым вычетам с налоговой декларацией не представлены, что не оспаривается и самим налогоплательщиком.
Вместе с тем, исходя из Определения Конституционного суда от 15.02.2005 г. N 93-О название ст. 172 Налогового кодекса РФ - "Порядок применения налоговых вычетов", так и буквальный смысл абз. 2 п. 1 ст. 172 позволяют сделать вывод: обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.
При этом, данный подход также согласуется с правовой позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении N 384-О от 02.10.2003 г., в соответствии с которой налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами. Счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по налогу на добавленную стоимость. Налоговые вычеты могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату налога на добавленную стоимость.
Документы, подтверждающие налоговые вычеты налогоплательщиком представлены не были.
Таким образом, вывод суда о необходимости представления в налоговый орган наряду с декларацией документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов обоснован и соответствует ст. 171-172 Налогового кодекса РФ, тем самым доводы Общества в этой части базируются на ошибочном толковании норм налогового законодательства, вследствие чего во внимание судом не принимаются.
Более того, согласно ст. 88 Налогового кодекса РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налога.
Основанием для отказа в возмещении налога и вынесении решения от 19.12.2003 г. N 10-54/440 послужило то, что Обществом не представлены документы, подтверждающие налоговые вычеты, несмотря на требование о представлении таких документов N 10-48/22902 от 03.10.2003 г.
Суд дал оценку этому обстоятельству, с которой суд кассационной инстанции полностью согласен, документы, подтверждающие правомерность принятия к вычету сумм НДС за август 2003 г. были запрошены у налогоплательщика, в материалах дела имеются доказательства направления указанного требования (представлен реестр л.д. 45).
Довод Общества о представлении в материалы дела контрактов, счетов-фактур, платежных документов, подтверждающих налоговые вычеты, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку указанные документы в материалах дела отсутствуют.
Ссылка Общества на Инструкцию по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденную Приказом МНС РФ от 21.01.2002 г. N БГ-3-03/25, которая не предусматривает представление счетов-фактур, во внимание кассационного суда не может быть принята, поскольку ст.ст. 171, 172 Налогового кодекса РФ не регулируют отношения, связанные с оформлением налоговых деклараций, кроме того, в данном случае речь идет о предоставлении документов, а не о заполнении налоговой декларации.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
произвести замену ИМНС РФ N 10 по ЦАО г. Москвы на правопреемника - ИФНС РФ N 10 по г. Москве.
Решение от 30.03.2005 г. по делу N А40-4974/05-76-63 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Производство продуктов питания" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 июля 2005 г. N КА-А40/5795-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании