Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 18 июля 2005 г. N КА-А40/6196-05
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 мая 2006 г. N КА-А40/4299-06-П
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2005 г.
Комитета по физической культуре и спорту ЮАО города Москвы (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 24 по Южному административному округу г. Москвы (ныне Инспекция ФНС России N 24 по г. Москве, далее - Инспекция) о признании недействительным ее решения от 20.09.2004 N 15/14791-н о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 18.01.2005 заявленные требования удовлетворены в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 4062355 руб. за период 2001-2003 г.г., начисления соответствующих пени и штрафа. В удовлетворении остальной части требований отказать.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2005 г. решение суда оставлено без изменения.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов в части признания решения Инспекции недействительным относительно применения заявителем установленной п/п 4 п. 2 ст. 149 НК РФ налоговой льготы.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет указывает на несостоятельность ее доводов как не соответствующих требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, обосновывает свою правовую позицию по правомерности примененной налоговой льготы со ссылкой на соблюдение им условий применения п/п 4 п. 2 ст. 149 НК РФ.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель Комитета возражал против доводов жалобы и настаивал на ее отклонении по мотивам, изложенным в судебных актах и представленном отзыве.
Обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалованные судебные акты подлежащими отмене в части удовлетворенных требований связи с неполным выяснением всех имеющих значение для правильного рассмотрения спора обстоятельств.
Решением от 20.09.2004 N 15/14791-н, принятым по результатам выездной налоговой проверки за период деятельности Комитета в 2001-2003 годах на основании акта от 23.08.2004 N 14/42-ДСП, Инспекция привлекла заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 560757 руб. за неуплату налога в связи с занижением налоговой базы по НДС, иного неправильного его исчисления. Этим же решением Инспекция уменьшила подлежащий к зачету НДС в сумме 18971 руб. 9 коп. и предложила налогоплательщику уплатить недоимку по НДС в сумме 4094028 руб. 70 коп. и пени в размере 1786641 руб. 32 коп. Основанием для принятия решения послужило неправильное, по мнению налогового органа, применение налоговой льготы, установленной п/п 4 п. 2 ст. 149 НК РФ, что привело к занижению НДС на сумму 4062355 руб. 38 коп. за указанный период, а также неправомерному включению в налоговые вычеты НДС в сумме 31673 руб. 32 коп. в связи с несоответствием ряда счетов - фактур требованиям ст. 169 НК РФ.
Считая упомянутое решение налогового органа незаконным, Комитет оспорил его в судебном порядке.
Принимая решение по настоящему спору в части удовлетворенных требований относительно доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 4062355 руб., начисления соответствующих пени и штрафа., суд исходил из наличия у налогоплательщика права на налоговую льготу, установленную п/п 4 п. 2 ст. 149 НК РФ и документальном его обосновании, пришел к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для привлечения Комитета к налоговой ответственности и доначислению НДС и соответствующих пени в связи с применением спорной льготы.
Суд кассационной инстанции находит, что данные выводы не основаны на полном исследовании всех обстоятельств, связанных с применением Комитетом названной налоговой льготы.
Согласно п/п 4 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация ( а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях, включая спортивные, и студиях..
В решении от 20.09.2004 N 15/14791-н Инспекция ссылается на неподтверждение представленными в налоговый орган документами выполнение Комитетом условий применения названной налоговой льготы, поскольку представленные копии договоров на оказание услуг и акты выполненных работ не свидетельствуют о том, что заявитель проводил занятия с несовершеннолетними детьми в спортивных секциях, кружках, студиях. Инспекция ссылается на договоры об оказании спортивно-оздоровительных услуг и указывает на то, что в рамках этих договоров предоставлялись в пользование физическим и юридическим лицам спортивный комплекс либо помещение комплекса, однако из договора не следует, что спортивные занятия проводились Комитетом и именно с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях, включая спортивные, и студиях. В обоснование своего довода Инспекция ссылается на полученные по запрашиваемой информации ответы клиентов по вышеназванным договорам и указывает на то, что по некоторым договорам спортивные занятия проводились со взрослыми людьми либо с несовершеннолетними детьми, но с тренерами клиентов, либо занятия не проводились вообще и договоры не заключались.
В силу Закона суд должен исследовать, установить и проверить соблюдение налогоплательщиком условий применения налоговой льготы применительно к п/п 4 п. 2 ст. 149 НК Российской Федерации.
В соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательствам. При этом суд оценивает относимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В материалах дела имеются договоры на оказание спортивно-оздоровительных услуг, а также ответы на запрашиваемую налоговым органом информацию относительно осуществления Комитетом деятельности, дающей право на применение налоговой льготы по п/п 4 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Однако в нарушение вышеназванных норм процессуального законодательства документы, на которые ссылался налоговый орган в обоснование своей позиции, суд должным образом в их взаимосвязи и совокупности не оценивал, правовую природы договоров на оказание услуг не выяснял.
Вывод суда о наличии у заявителя права на налоговую льготу не обоснован ссылками на конкретные материалы дела. Таким образом, суд не проверил надлежащим образом соблюдение налогоплательщиком условий применения заявителем установленной п/п 4 п. 2 ст. 149 НК РФ налоговой льготы, не дал должную оценку первичным документам, на которые ссылался налоговый орган в обоснование привлечения Комитета к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК в связи с неуплатой налога в результате занижения налоговой базы по НДС, уменьшения подлежащего к зачету НДС и доначислений сумм по недоимке по НДС и соответствующих пени.
При таких обстоятельствах судебные акты по настоящему делу подлежат отмене в части удовлетворенных требований заявителя.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо с учетом настоящего постановления, исследовать и оценить фактические обстоятельства дела с позиции их юридической значимости для рассмотрения спора о применении установленной п/п 4 п. 2 ст. 149 НК РФ налоговой льготы, дать оценку доказательствам, обосновывающим право заявителя на спорную льготу. Дело в связи с необходимостью проверки вышеназванных юридически значимых обстоятельств направляется на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Решение налогового органа от 20.09.2004 г. N 15/14791 в части неправомерного включения в вычеты НДС в сумме 31673 руб. 32 коп Комитетом не оспаривается. Решение суда в этой части не обжалуется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 18.01.2005 по делу N А40-51836/04-129-504 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 04.04.2005 N 09 АП-2292/05-АК по тому же делу Девятого арбитражного апелляционного суда отменить в части удовлетворенных требований заявителя.
Дело передать в указанной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2005 г. N КА-А40/6196-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании