Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 20 июля 2005 г. N КА-А41/6547-05
(извлечение)
Решением от 11.10.2004 г. Арбитражного суда Московской области, оставленным без изменения постановлением от 14.05.2005 г. Десятого арбитражного апелляционного суда, удовлетворено заявленное требование ОАО "Мосэнерго" к МИМНС РФ N 10 по МО (правопреемник МИФНС РФ N 10 по МО) о признании незаконными действий Инспекции, выразившихся в списании со счета ОАО "Мосэнерго" на основании инкассовых поручений N 3649, N 3650, N 3652 от 28.05.2004 г. суммы 889 123 руб. 20 коп. и обязании совершить действия по возврату суммы излишне взысканного налога и пени.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой Инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, а действия налогового органа признать законными и обоснованными. В обоснование своих требований ссылается на то, что МРИМНС РФ N 10 по МО в соответствии со ст. 89 и 101 НК РФ по результатам камеральной проверки, поданных Детским оздоровительным лагерем "Солнечный", числящегося на балансе Тепловых сетей - филиале ОАО "Мосэнерго", налоговых деклараций по земле за 2003 г., было вынесено решение о доначислении налога на землю за 2003 г. в размере 707 000 руб. и привлечении ОАО "Мосэнерго" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 141 400 руб. В соответствии со ст. 69 НК РФ Инспекцией было выставлено требование N 17 от 01.09.2003 г. на добровольную уплату штрафных санкций, оставленное Обществом без исполнения. Решение МИМНС РФ 10 по МО от 01.09.2003 г. N 10-8958 о привлечении ОАО "Мосэнерго" к налоговой ответственности было признано незаконным только в части взыскания штрафных санкций. Решение Инспекции Обществом в установленный законом срок обжаловано не было, в связи с чем налоговым органом было выставлено требование N 2274 от 16.02.2003 г., но требование оставлено без исполнения. Инспекция, руководствуясь ст.ст. 17, 46, 75, 76 НК РФ, выставила инкассовые поручения на взыскание со счетов Общества суммы недоимки по налогу за землю в размере 707 000 руб. и суммы пени в размере 141 400 руб., 28 421 руб. 40 коп., 12 301 руб. 80 коп.
Отзыв на кассационную жалобу в порядке ст. 279 АПК РФ не поступил.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Общества возражал против этих доводов по мотивам, изложенным в судебных актах.
Суды полно и всесторонне исследовали юридически значимые обстоятельства, дали надлежащую правовую оценку совокупности доказательств, правильно применили нормы налогового и арбитражно-процессуального законодательства и приняли законные судебные акты.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Как следует из материалов дела, Постановлением Главы Администрации города Орехово-Зуево N 1165 от 28.08.1995 г. на баланс ОАО "Мосэнерго" (филиала Тепловые сети) передан земельный участок 4,04 га, на котором размещается детский оздоровительный лагерь "Солнечный".
Система налогообложения по земельному налогу установлена Законом РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991 г. Согласно ст. 1 Закона, использование земли в РФ является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. В соответствии со ст. 15 Закона, основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком. П. 4 ст. 12 Закона устанавливает льготы при исчислении и уплате налога на землю. Организации, на балансе которых находятся действующие объекты санаторно-курортного или оздоровительного профиля, вправе воспользоваться льготой по земельному налогу.
Право ОАО "Мосэнерго" на применение указанной льготы подтверждено решением Арбитражного суда Московской области от 29.01.2004 г. N А41-К2-413/04. Из данного решения следует, что штраф в сумме 141 000 руб. был начислен Инспекцией неправомерно, так как Общество обоснованно применило льготу, и не обязано было уплачивать за 2003 г. 707 000 руб. налога за землю. Таким образом, задолженности 707 000 руб. за 2003 г. ОАО "Мосэнерго" не имело.
В требованиях N 2274, 666, 463 и решении N 347 о взыскании налога и пени за счет денежных средств налогоплательщика указано о наличии задолженности по земельному налогу - 707 000 руб. и начислении на эту сумму пени по земельному участку детского оздоровительного лагеря "Солнечный". Решение N 875 о взыскании пени и решение N 876 о взыскании пени за счет денежных средств ОАО "Мосэнерго" в банках, вынесенные Инспекцией на основании требований N 666 и N 463.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или не полной уплаты налога в установленный срок, производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст.ст. 46, 48 НК РФ.
Основанием для направления Инспекцией требования налогоплательщику (в соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ под требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога) является неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога; взыскание задолженности по налогам и пени за счет денежных средств организации, находящихся на счетах в банках, является мерой принудительного взыскания для налогоплательщиков, не исполнивших обязанность по уплате налога в установленный срок.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Инспекция в подтверждение правомерности выставления инкассовых поручений N 3649, 3650, 3651, 3652 ссылается на то, что Обществу были направлены требования N 2274 от 16.02.2003 г., N 463 от 17.02.2004 г., N 666 от 17.03.2004 г. и решения N 347 от 21.01.2004 г., N 875 от 27.04.2004 г., N 876 от 27.03.2004 г., а не исполнение Обществом указанных требований повлекло взыскание денежных средств путем направления инкассовых поручений в банк.
Как правильно указал суд первой инстанции, представленные Инспекцией почтовые квитанции и реестры не являются доказательствами направления Обществу требований и решений, так как в квитанциях и реестрах не указаны вложения. ОАО "Мосэнерго" отрицает получение от Инспекции указанных выше требований и решений. Доказательств уклонения руководителя (законного или уполномоченного представителя) Общества от получения требований, налоговый орган не представил. Доказательств соблюдения п. 2 и п. 6 ст. 69 НК РФ, п. 1 ст. 45 НК РФ также не представлено.
Таким образом, МИФНС РФ N 10 по МО были нарушены установленный НК РФ порядок принудительного взыскания налогов и пени, и у ОАО "Мосэнерго" не имелось недоимки по налогу, так как решением Арбитражного суда Московской области за Обществом признано право на льготу по уплате земельного налога.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 11.10.2004 г., постановление от 14.05.2005 г. Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-К2-14826/04 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, кассационную жалобу МИФНС РФ N 10 по Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 июля 2005 г. N КА-А41/6547-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании