Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к письму ЦБР
от 16 марта 1995 г. N 14-4/95
Разъяснения
по отдельным вопросам "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" и условий работы с денежной наличностью
28 января 1997 г.
1. Как часто одна организация может рассчитываться наличными деньгами с другой организацией в пределах сумм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1258 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами а Российской Федерации между юридическими лицами" ?
Что значит один платеж до 2 млн. рублей - 1 счет, 1 накладная, чек?
Расчеты наличными деньгами осуществляются по мере возникновения потребности.
Вышеназванным постановлением введены ограничения расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в сумме 2 млн. рублей по одному платежу. При этом под термином "один платеж" понимаются расчеты наличными деньгами одного юридического лица с другим юридическим лицом за приобретаемые товарно-материальные ценности в один день по одному или нескольким денежным документам в сумме до 2 млн. рублей.
Согласно Указанию ЦБР от 20 июня 2007 г. N 1843-У расчеты наличными деньгами между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальный предприниматель), между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей
Подтверждением расходования наличных денег являются: копия товарного чека, счет, накладная, отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег с приложением первичных документов.
Юридическим лицам, заключившим долговременные договоры, в целях сокращения налично-денежного оборота следует рекомендовать осуществлять платежи в безналичном порядке.
2. Правомерна ли выдача наличных денег на покупку ценных бумаг различным финансовым компаниям, инвестиционным фондам и частным предпринимателям, которыми покупаются ценные бумаги как у юридических, так и у физических лиц. Какие документы должны при этом представляться в банк?
В соответствии с разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1992 г. N 53 "О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами" стороны, заключающие сделку с ценными бумагами, должны прийти к соглашению об условиях их оплаты.
Согласно действующему законодательству предприятия самостоятельно распоряжаются денежными средствами, хранящимися на их счетах в учреждениях банков, в соответствии с целевым назначением этих расходов.
Предприятие может получить в банке наличные деньги в необходимой ему сумме, однако расходование их осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1258, которым введены ограничения налично-денежных расчетов между юридическими лицами, в том числе по покупке ценных бумаг.
Согласно постановлению Правительства РФ от 3 июля 1997 г. N 810 постановление Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. N 1258 утратило силу
Расчеты между юридическими и физическими лицами могут осуществляться как в безналичном порядке, так и наличными деньгами по договоренности.
3. Как увязать Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве", касающийся выдачи средств на неотложные нужды с ограничением выдачи наличных денег до 2 млн, рублей?
Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1005 определяет временный порядок использования средств юридических лиц, поступающих на их расчетные (текущие) счета.
В соответствии с п. 2.6 письма Банка России от 30.06.94 г. N 98 "О выполнении Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины а народном хозяйстве" наличные деньги в счет неотложных нужд выдаются банками только неплатежеспособным предприятиям в размере, предусмотренном п. 1 "б" вышеуказанного письма.
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1258 вводит ограничения расчетов наличными деньгами методу всеми юридическими лицами.
4. Распространяются ли на коммерческие банки предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 санкции за превышение лимита остатка операционных касс?
Не распространяются. В данном случае следует руководствоваться письмом Банка России от 6 июля 1994 г. N 99,
5. Штраф в 2-кратном размере за осуществление расчетов наличными деньгами с другими предприятиями сверх установленных предельных сумм берется от всей суммы произведенного платежа или только от суммы превышения, с обоих участников расчетов или только с покупателя?
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 штраф берется в 2-кратком размере суммы произведенного платежа. При этом штраф взыскивается в одностороннем порядке с юридического лица, совершившего платеж (с покупателя).
6. Существует ли несоответствие между пунктами 41 и 44 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации в части организации проверок бюджетных организаций?
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации распространяется на все предприятия независимо от форм собственности и сферы деятельности, включая бюджетные организации. В связи с этим проверки бюджетных организаций могут осуществлять как банки, так и финансовые органы, следовательно, несоответствия между пунктами 41 и 44 нет.
7. По сообщению коммерческих банков, ряд предприятий, несмотря на неоднократные напоминания, не обращается в банк за установлением им лимита остатка кассы. Считать ли находящиеся в кассе деньги сверхлимитным остатком?
Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающим банком всем предприятиям, организациям и учреждениям независимо от формы собственности и сферы деятельности. Предприятия, не имеющие его, должны ежедневно сдавать банк всю денежную наличность. Следовательно, не сданная и банк денежная наличность считается сверхлимитной.
8. В пункте 8 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 предусматривается, что банки обязаны информировать налоговые органы о совершении физическими лицами операций на сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США И выше. В то же время в ст. 25 Закона "О банках и банковской деятельности в РСФСР" сказано, что банки обязаны хранить тайну по вкладам граждан. Как это совместить?
Пункт 8.2 Порядка применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" предусматривает обязанность налоговых органов обеспечивать сохранность и конфиденциальность указанной информации а соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, поэтому противоречия между ст. 25 вышеназванного Закона и п. 8 Указа нет.
9. Могут ли быть применены налоговыми органами штрафные санкции на основании проверки ими снятия остатков кассы за один день вместо 3 месяцев?
В соответствии с порядком ведения кассовых операций банки осуществляют проверки кассовой дисциплины, но не снятие остатков кассы. Налоговыми органами штрафные санкции применяются на основании проверок, осуществляемых учреждениями банков за период не менее чем 3 месяца.
10. Что является основанием выдачи наличных денег для закупки сельхозпродукции у населения?
Закупка сельхозпродукции осуществляется в соответствии с уставной деятельностью предприятия или лицензией на осуществление данного вида деятельности.
Выдачи наличных денег из касс банков на закупку сельхозпродукции у населения осуществляются без ограничения,
Целевое использование полученных предприятием денежных средств проверяется обслуживающим учреждением банка в последующем порядке при выходе на место по вопросам соблюдения предприятиями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
Основанием для определения обоснованности расходования предприятиями денежных средств на указанные цели и их подтверждением могут служить смета затрат, устав, положение, решение о создании предприятия или договор учредителей, лицензии на осуществление отдельных видов деятельности и другие документы, договоры (контракты), отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных для закупки сельхозпродукции наличных денег.
При решении вопроса о выдаче наличных денег на цели, указанные в чеке, банки могут запросить от обслуживаемых предприятий необходимые документы.
Согласно письму ЦБР от 28 января 1997 г. N 14-4/50 при применении пункта 11 настоящего письма следует руководствоваться пунктами 2 и 3 Указаний Банка России от 12 ноября 1996 г. N 360
11. Может ли комбанк принять решение о расходовании на месте клиентом постоянной денежной выручки на выплату зарплаты или сельхоззаготовки (т. е. по п. 7 Порядка), если к счету клиента имеются постоянные претензии, в том числе платежи в бюджет?
Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда, закутку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. В действующих законодательных актах не предусмотрено, что банк может лишать предприятие права расходования средств на заработную плату или закупку сельхозпродукции из выручки по причине наличия к его счету картотеки не оплаченных в срок расчетных документов. Однако при систематическом наличии претензий к расчетному счету у хозоргана банк вправе поставить вопрос о прекращении расходования выручки,
12. Разъяснить пункт 7 Порядка ведения кассовых операций в части: должен ли банк давать письменное разрешение на указанные в этом пункте выплаты или достаточно информированности банка, чтобы подобные выплаты имели законную силу?
Порядок согласования данного вопроса может быть предусмотрен в договорах на расчетно-кассовое обслуживание клиентов, а также в примерной форме документа на установление им лимита остатка кассы,
13. Какие меры ответственности применяются к предприятиям, допустившим нецелевое использование денег, полученных в банке, и расходование средств из выручки, не согласовывая с банком?
Согласно действующему законодательству меры ответственности за названные нарушения не предусмотрены. Однако коммерческим банкам следует проверять целевое использование полученных предприятиями в банках денежных средств, а также расходование средств из выручки и при необходимости предъявлять к ним соответствующие требования.
15. Можно ли рекомендовать банку устанавливать для организации, торгующей в субботу и воскресенье, два лимита остатка кассы?
Лимит остатка кассы для предприятий, организаций, учреждений устанавливается один в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий в соответствии с п. 5 указаний Центрального банка Российской Федерации от 30 сентября 1994 г. N 113.
16. Будет ли являться нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1258, если сделка между юридическими лицами заключена на 10 млн. рублей, а расчеты ведутся наличными деньгами в течение 5 дней по 2 млн. рублей в день?
Согласно постановлению Правительства РФ от 3 июля 1997 г. N 810 постановление Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. N 1258 утратило силу
Если одно юридическое лицо ежедневно производит платеж в адрес другого юридического лица наличными деньгами при условии соблюдения установленного Правительством Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в сумме 2 млн. рублей, то нарушением это не является.
В то же время юридическим лицам, заключившим долговременные договоры, в целях сокращения налично-денежного оборота следует рекомендовать осуществлять платежи в безналичном порядке.
17. Следует ли требовать разбивку получаемых по чекам наличных средств по целям расхода?
Направление использования денежных средств и их целевое назначение предприятие определяет по своему усмотрению. Клиенты на обороте денежных чеков указывают целевое назначение получаемых денежных сумм (письмо Госбанка СССР от 11 апреля 1991 г. N 348, ч. II).
18. Распространяется ли на счет 717 "Средства юридических лиц, депонированные в банке для расчетов с применением пластиковых карт" порядок получения денежных средств на неотложные нужды (письмо ЦБ РФ от 30 июня 1994 г. N 98) и порядок работы с денежной наличностью (совместное письмо от 13 августа 1994 г. ГНС РФ N ВГ-4-13/94н, МФ РФ N 104 и ЦБ РФ N 104)?
На данный счет не может распространяться порядок получения денежных средств на неотложные нужды, изложенный а указаниях Центрального банка Российской Федерации от 30 июня 1994 г. N 98, поскольку ими предусматривается проведение таких операций по расчетному (текущему) счету.
Что касается порядка использования денежной наличности, получаемой с применением пластиковых карт, то предприятиям и организациям следует руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1258 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами", согласно которому введены ограничения налично-денежных расчетов между юридическими лицами в сумме 2 млн. рублей по одному платежу.
Письмом ЦБР от 28 января 1997 г. N 14-4/50 пункт 19 настоящего приложения изложен в новой редакции
19. Просим разъяснить порядок применения Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 (п. 9, абзацы 1 и 2) в отношении предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности гражданина применяются правила Кодекса, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов и существа правоотношений.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, условий работы с денежной наличностью контролируется Госналогслужбой России в порядке, установленном налоговым законодательством. (Раздел IV Инструкции N 35 от 29.06.1995 г. с изменениями по применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц).
20. Утратила ли силу Инструкция от 03.12.86 г. N 6 "Об организации работы по денежному обращению учреждениями Государственного банка СССР"?
Распространяется ли данный нормативный документ на предприятия, имеющие торговую выручку и выручку от услуг?
Данный документ не утратил силу. Вместе с тем по отдельным вопросам следует руководствоваться указаниями и рекомендациями Банка России, а частности - письмом Департамента регулирования денежного обращения от 1 июня 1993 г. N 14-151 "О некоторых вопросах работы по денежному обращению".
Письмом ЦБР от 28 января 1997 г. N 14-4/50 пункт 21 настоящего приложения изложен в новой редакции
21. Остается ли в силе пункт 11 разъяснений Центрального банка Российской Федерации от 17 февраля 1994 г. N 14-4/35 по применению Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации в части организаций, которые а силу специфики своей деятельности руководствуются Законом "Об общественных объединениях" ?
Порядок ведения кассовых операций применяется всеми предприятиями на территории Российской Федерации, включая общественные организации, а контроль за их деятельностью осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ (статья 38)
Отдел методологии и организации налично-денежного
обращения регионов России
<< Назад |
||
Содержание Письмо ЦБР от 16 марта 1995 г. N 14-4/95 "О разъяснениях по отдельным вопросам "Порядка ведения кассовых операций... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.