Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 18 июля 2005 г. N КА-А40/6402-05
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2005 г.
Закрытое акционерное общество "Восход-Бумизделия" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об обязании ИМНС РФ N 23 по ЮВАО г. Москвы выплатить из федерального бюджета проценты в размере 430300,43 руб. за несвоевременный возврат НДС за май, июнь и август 2003 г.
Решением от 10.02.2005 г. Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 20.04.2005 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
Законность и обоснованность судебных актов проверены в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налоговой инспекции (в настоящее время Инспекции ФНС России N 23 по г. Москве), в которой налоговый орган ссылается на то, что его обязанность по возврату налога была исполнена с момента направления заключений на возврат налога в орган федерального казначейства; налоговый орган не является лицом, в распоряжении которого имеются собственные денежные средства; отсутствие соответствующих норм и источников выплаты процентов делает неисполнимым решение суда.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах и в отзыве на кассационную жалобу, в котором просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, ЗАО "Восход-Бумизделия" представило в налоговую инспекцию налоговые декларации по НДС по ставке 0 процентов за май, июнь, август 2003 г. и документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ.
Согласно п. 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 г. "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет, судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым, плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.
В связи с этим нельзя признать правомерным довод налоговой инспекции о том, что исчисление процентов за нарушение срока возврата налога производится до момента направления заключения о возврате налога, а не до момента поступления соответствующей суммы налога на расчетный счет налогоплательщика в банке.
По решению арбитражного суда взыскание процентов производится из федерального бюджета, а не за счет средств Инспекции.
Поскольку в п. 4 ст. 176 НК РФ не содержится положения о том, какой орган должен выполнять действия по выплате процентов, применяется аналогия закона, а именно п. 1 ст. 125 ГК РФ, согласно которому от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Бюджетного кодекса РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
На основании Приложения 1 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год", главным распорядителем средств федерального бюджета по налоговым платежам является ФНС России.
Кроме того, согласно ст. 9 названного Федерального закона возмещение суммы начисленных процентов при нарушении срока возврата (возмещения) излишне уплаченного (взысканного) налога или сбора, установленного НК РФ, подлежит отражению по соответствующему коду налога или сбора классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
С учетом изложенного обязанность по возмещению процентов за счет средств федерального бюджета правомерно возложена на налоговый орган.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 10.02.2005 г. Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 20.04.2005 г. Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-54464/04-90-577 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции ФНС России N 23 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2005 г. N КА-А40/6402-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании